СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение игровых методов работы с лексическим материалом при обучении английскому языку учащихся с ЗПР».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение английскому языку детей с нарушениями психического развития относится к проблемной области в психологии обучения иностранным языкам. Изучение английского языка как вид учебной деятельности особенно развивает восприятие, мышление, речь и кругозор учащихся с ЗПР. Применение игровых технологий на уроках английского языка способствует выполнению важных методических задач: создание психологической готовности детей к речевому общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.    

Просмотр содержимого документа
««Применение игровых методов работы с лексическим материалом при обучении английскому языку учащихся с ЗПР».»

Муниципальное бюджетное учреждение школа №91

г.о. Тольятти Самарской области













Мастер-класс по английскому языку

«Применение игровых методов работы с лексическим материалом при обучении английскому языку учащихся с ЗПР»

















Учитель Рожкова Наталья Николаевна













г.о. Тольятти

2018





Мастер-класс

Тема: «Применение игровых методов работы с лексическим материалом при обучении английскому языку учащихся с ЗПР»

Цель мастер - класса:

Ознакомление участников мастер-класса с игровыми методами работы с лексическим материалом при обучении английскому языку учащихся с ЗПР.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с основными психологическими характеристиками учащихся с ЗПР;

- представить участникам мастер-класса фрагмент занятия с использованием игровых методов работы с лексическим материалом;

- способствовать созданию благоприятной атмосферы общения для активизации и проявления индивидуальных творческих способностей участников мастер-класса.

Оборудование: аудиозапись, раздаточный(наглядный) материал, мячик, бумага, фломастеры.

Ход мастер-класса

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

1. Организационный, подготовительный этап, постановка проблемы, актуальность, цель и задачи.

В настоящее время возрастает роль изучения английского языка. На первый план выходят практические навыки владения иностранным языком. Основной и ведущей целью в преподавании языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося. В связи с этим, возрастает актуальность использования учителем таких методов и приемов обучения, которые бы смогли удовлетворить образовательные потребности ребенка с ОВЗ.

Обучение английскому языку детей с нарушениями психического и речевого развития относится к проблемной области в психологии обучения иностранным языкам.

В самом общем виде задержка психического развития – ЗПР - состоит в следующем: раз­витие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоциональ­но-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа и общество.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние

хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

Как же сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся?

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных способностей и средство развития произвольного поведения. Применение игровых технологий на уроках английского языка способствует выполнению важных методических задач: создание психологической готовности детей к речевому общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.


Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

2. Основной этап, презентация опыта работы по заявленной теме.

Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. С целью тренировки и лучшего запоминания лексики следует использовать разнообразные лексические игры и большое количество иллюстративного материала. С игровыми методами изучения лексики органично сочетаются методы арт-терапии (рисуночная терапия, музыкотерапии и т.д.)  Таким образом, игровая деятельность на уроках английского языка выполняет множество важных функций:

1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

2.Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке.

3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное, необычное событие, удивительное приключение.

4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся.

5. Релаксационная функция заключается в снятии эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении иностранному языку.

6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации речевых возможностей личности.

Уважаемые коллеги и участники мастер-класса. Сейчас я бы хотела представить вашему вниманию некоторые игровые методы изучения лексики английского языка, которые я использую на уроках в интегрированных классах. Приглашаю вас принять участие.

Работа с лексическим материалом происходит на всех этапах урока.

1. В качестве разминки, и активизации деятельности учащихся я применяю «Блиц-опрос». Для этой игры мы используем небольшой мячик. Ученик, ответивший на вопрос правильно, занимает свое место.

Teacher

- Look out of the window, please. What season is it now?

Pupils

- It is winter!

Teacher

- Is it cold/sunny/windy/cloudy?

Pupils

- Yes, it is. (No, it is not.)

Teacher

- Do you like winter?

Pupils

- No, I don’t.

Teacher

- Do you like summer?

Pupils

- Yes, I do. и т.д. (можно использовать для активизации лексики по основным изучаемым темам).

2. Создание приятной атмосферы в классе, хорошего эмоционального состояния учащихся достигается путем сочетания музыки и арт-терапии. Звучит мелодия, участникам предлагается нарисовать образы, возникающие при прослушивании мелодии. Затем следует краткая беседа по рисункам.

3. Чтобы проверить прочность запоминания изучаемой лексики можно использовать следующие игровые приемы:

- «наращивание слова». Берется «скелет слова», состоящий из гласных или согласных букв, учащиеся пытаются вспомнить слово и дописать нужные буквы.

Например: wthr, hld, cld, wnd, snwng, rnng, wntr, smmr, eae, oiay, ouy, iy, oi, aii, ie, ue. Подберите картинки к словам.

- «наращивание предложения». Я называю учащимся простое предложение «It is windy». Ученики повторяют и «наращивают» свои слова. «It is windy and cold». Это хорошее упражнение для коррекции краткосрочной и долгосрочной памяти, так как нужно не только вспомнить лексический материал, но и запомнить и повторить всю цепочку, добавив свое слово.

- «снежный ком». Предлагаю учащимся любое слово, например, «winter», проговариваю его перевод. Следующий ученик проговаривает слово, перевод, и добавляет свое слово. Ученики могут называть любые слова, ассоциирующиеся с тем словом, которое назвал учитель. Сложнее всего приходится последнему ученику, который должен назвать всю цепочку и добавить свое слово. Изумительное задание для развития всех видов запоминания.

Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В дальнейшем, после многократного повторения слов в различных заданиях, они переходят в качественно иную стадию и становятся тем активным словарным запасом, которым учащиеся должны регулярно пользоваться.

Этап рефлексии.

Спасибо за работу! Спасибо за внимание!

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.




























































































Участники мастер-класса выполняют предложенные задания.



3. Заключительный этап, выводы и обсуждения по теме, рефлексия.

Этап рефлексии. Выводы. Обсуждение по теме. Рефлексия проводится по методу «SAFE», используются смайлики.

Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьного возраста.

Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка. 

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на  мастер-классе