СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых образовательных методик педагогами дошкольных организаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых образовательных методик педагогами дошкольных организаций.»









Доклад.











Применение игровых образовательных методик педагогами дошкольных организаций.











Автор: Михайлова О.Н.








2019г.


Актуальность.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Сегодня хотелось бы остановиться на примере такой педагогической технологии, как игроваяИгровая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагогаИгровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

- для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

- в качестве НОД или его части;

- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Они дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Целевые ориентации игровой технологии направлены на дидактическую, воспитывающую, развивающую, социализирующую направленность с учётом непосредственного и систематического общения педагога и детей.

Эффективное применение игровой технологии требует от педагогов знаний:

- технологического процесса всех видов игр;

- грамотного руководства игрой.

Структура игры как деятельности содержит взаимодополняющие компоненты. При соблюдении педагогом последовательности, которых подразумевается эффективный и положительный результат любой игры.

Условия успешного применения игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

- отбору, разработке, подготовке игр;

- включению детей в игровую деятельность;

- осуществление самой игры;

- подведение итогов, результатов игровой деятельности.

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Ее значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъем;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры.

Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Виды педагогических игр разнообразны, они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а вторая устанавливается в зависимости от ее хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, логические и т. д.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачиобразовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, заваулированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.

Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры —совместным сюжетосложением.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

Совместную сюжетную (творческую) игру с детьми мы организовываем в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне.

Игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей, это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

Наш детский сад более 10-лет обучает детей к интеллектуальной игре - шахматы, где главной целью было увлечь, пробудить интерес детей к древней и мудрой игре, дарить детям радость, через прекрасное развлечение – шахматы. На первом этапе работы с начинающими очень важно привить интерес к занятиям шахматами, любовь к ним. Материал должен излагаться взрослым последовательно, доступно, в определенном логическом порядке, по известному педагогическому принципу – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Доступность изложения материала проявляется в учете индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей детей. Знакомство детей с шахматами лучше проводить в виде увлекательных сказок, где шахматные фигуры играют роли героев. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, учат гуманному, доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремление. Обогащают занятие и яркие, своеобразные рисунки, призванные закрепить в воображении ребенка образы шахматных персонажей. Для тех, кто хорошо знает и самое главное, любит шахматы, фигуры на доске оживают, словно к ним кто-то прикоснулся волшебной палочкой. Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми. Сохранение и укрепление здоровья детей является важной задачей образовательной программы в детском саду. Для решения этой задачи нами создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы: физкультминутки, подвижные игры и эстафеты в физкультурном зале, с наступлением тепла занятия на открытом воздухе, благоприятно влияющих на повышение общего тонуса и закаливание организма ребенка. В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

Заключение.

Игровые технологии - одна из форм педагогической технологии, обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основа игровой технологии, который является основным видом деятельности дошкольников. Таким образомигровая технология имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий, положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают на повышение эффективности воспитания и обучения детей.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Использованная литература:

1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.

2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Управление ДОУ. - 2012. - №5.

3. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. Старший воспитатель. - 2007 - №6.

4. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников. 2013г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!