Полянская Ольга Владимировна
Пояснительная записка к методическому семинару ( 1слайд)
Тема: « Использование игровых технологий на уроках в начальной
школе» (слайд 2)
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. Одно из приоритетных мест в моей педагогической практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и увлекательной деятельность учащихся на творческо-поисковом уровне. (слайд3)
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. ( слайд 4)
Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. Еще одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе .
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. ( слайд 5) В процессе обучения игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1. развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить наслаждение, вдохновить, пробудить энтузиазм);
2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
3. терапевтическую: преодоление разных проблем, возникающих в остальных видах жизнедеятельности;
4. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
5. коррекционную: внесение положительных конфигураций в структуру личных характеристик;
6. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
7. социализации: включение в систему коллективных отношений.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: (слайд 6)
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Учебный материал используется в качестве ее средства;
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
(слайд 7) В первую очередь игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
( слайд 8)Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.
(слайд 9) Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов, логогрифов (слайд 10) интереснее проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Здесь помогут игры на составление рассказов.
« Рассказ по картинкам». Предлагается ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок, а также продолжение рассказа. Можно усложнить, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
Игра «Собери пословицы» (слайд 11)
Цель игры: расширить знания о пословицах , обогащать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; коммуникативную компетентность, воспитывать интерес к культуре русского народа. Задача играющих - собрать пословицы. Выигрывает тот, кто соберет все пословицы. Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки (слайд 12).Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
( слайд 13)Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели: дидактическая игра « Замени букву»,
дидактическая игра «Назови один предмет» , «Дополни слово», «Перевернутые слова», «Играем в прятки» (слайд 14)
Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта. (слайд 15) Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.
Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:
1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;
2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);
3) формирование умения решать задачи;
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Очень гармонично на уроках в начальной школе используются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры, игры- драматизации. (слайд 16)Интерактивные упражнения по математике тоже способствуют решению поставленных задач обучения и способны внести игровой элемент в каждое занятие, помогают активизировать познавательный интерес к изучению математики. Подбирая игры, всегда слежу за уровнем сложности заданий, потому что использование трудных для учащихся вариантов игры может привести к тому, что у них пропадет интерес.
Сюжетно-ролевые, деловые игры хорошо способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. Поэтому на уроках окружающего мира я тоже использую дидактические игры. ( слайд 17) Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. (слайд 18)Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
5