Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках в начальной школе».
Актуальность
Применения игровых технологий в начальной школе я вижу в том, что игровые технологии являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Цель: Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
Ход мастер-класса
Добрый день!
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. В.Солоухин писал, что: У человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, уши – чтобы слышать. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот мастер класс принесет вам радость общения. Вашему вниманию хочу представить разработки игр для организации учебного процесса.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Как вы думаете, что-то означает? А для детей?
Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра — это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы, учителя, для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей, используя, игровые технологии, особенно 1-2 класс.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала.
«Учение без принуждения». Как вы это понимаете?
Игры используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Игры можно классифицировать по-разному:
а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-эксперименты;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.
Развивающие игры — это игры на умственные способности, фантазии, воображение, эмоционального и нравственного развития. К таким играм надо отнести: «рисовалки», «раскраски»), конструкторы, рисунки.
Обучающие игры- игры дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач на любом уроке: игры, связанные с отработкой у учащихся математических навыков; с закреплением правописания слов и пополнению словарного запаса;
Игры:
«Передал – садись».
Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.
Театральные паузы.
Все хорошие стихи для детей, как правило, - небольшие ситуативные пьесы. Их можно играть и рассказывать, используя самые разнообразные средства выразительности речи.Например:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)
Можно предложить обыграть это четверостишие в каком – либо из жанров: опера, драма, или прочитать с различными интонациями: радостно, грустно, удивлённо и т.д.
Игра «Серпантин одной фразы».
В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й – Я читаю интересную книгу.
3-й – Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
Игра «Ассоциации».
В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Я называю какого-либо героя, а учащиеся должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Давайте поучаствуем в этой игре. Я предлагаю вам различные картинки. Ваша задача - подобрать ассоциации к образу Чиполлино. И так правильные ответы.
Игра «Оживление».
Детям предлагается придумать сказку о каком - нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
Сочинение сказок «наизнанку».
Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
Уроки-путешествия.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.