СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на занятиях по хореографии детского объединения учреждения дополнительного образования

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет опыт применения автором игровых технологий на занятиях по хореографии в образцовом ансамбле танца "Юность". Данная работа может быть полезна в практике педагогов детских хореографических коллективов.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на занятиях по хореографии детского объединения учреждения дополнительного образования»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Юбилейный»











Применение игровых технологий

на занятиях по хореографии детского объединения



Методическая разработка








Автор – Осокина Надежда Алексеевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

















Нижний Новгород,

2022

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является средством познания окружающего мира, формирует коммуникативные качества, необходимые ребенку в сфере общения и межличностного взаимодействия, вырабатывает навыки социального поведения. Именно в игре закладываются основы будущей личности ребенка.

Игра – самая доступная детям форма деятельности, в которой они находят пути для решения поставленных задач. Использование игры в образовательной деятельности обеспечивает наиболее устойчивую включенность ребенка в процесс обучения, обеспечивая эмоциональный отклик на педагогическое воздействие.

В трудах Л.С. Выготского игра рассматривается как творческая деятельность, способствующая развитию творческого воображения: ребенок не разучивает свою роль, о создает ее по ходу игры, импровизирует. Именно игровая импровизации является важнейшим инструментом умственного, эмоционального развития ребенка.

Игры позволяют не только импровизировать, но и подражать. С подражания интересному образу начинается познание ребенка техники движения. Игра – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной активности. Учитывая возможности детской игры, педагог-хореограф использует ее в обучении хореографии.

Дети любят музыкально-подвижные игры. В них, наряду с музыкально-двигательными заданиями, присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования – кто быстрее, лучше выполнит то или иное задание.

Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить детский коллектив. В игре проявляются индивидуальные черты характера детей. Поэтому в арсенале педагога должно быть большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать на занятии в зависимости от ситуации.

Игры имеют и воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям хореографией, эстетический вкус (умения видеть красоту движения в танце), воспитывать чувство коллективизма, веру в свои возможности.

Движение под музыку дают возможность воспринимать и передавать её характер. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приёмы движений, создавать музыкально-пластический образ.


Классификация игр

На занятиях хореографией нами используются различные виды игр. В сюжетно - образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип хореографии: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности. Тематика и содержание таких игр обычно отражают понятные детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы. Эти игры позволяют детям самовыражаться в движении, развиваться эмоционально и духовно.

На занятиях нами используются игры-превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять тело.

Занятие хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия, упорства, что нередко влечет за собой ряд трудностей. Подвижные игры, как правило имеющие элемент соревновательности, являются средством эмоциональной и физической разгрузки.

Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. С возрастом у детей развивается фантазия, они могут сами менять правила игры, усложнять ее содержание. Такой творческий подход важен, и педагогу необходимо его поддерживать. Но при этом не забывать, что основная задача игры – сделать процесс обучения увлекательным занятием. В организации игры необходимы чувство меры и контроль за поведением детей со стороны педагога. Педагог внимательно наблюдает за поведением детей, корректируя их азарт, увлеченность, оценивает выполнение поставленных задач. Не следует в одно занятие вводить много игр.

На разных этапах занятия нами используются разные типы игр. Так, например, при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики включаются элементы игр-перевоплощений, когда ребенку дается задание «сядь, как лягушка» или «выгни спинку, как кошка» и т.д. Сюжетно-ролевые игры можно использовать при разучивании различных типов танцевальных движений, создании образа танцевальных композиций. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся, поэтому мы, нередко в конце занятия в младших группах ансамбля, используем подвижные игры.

В нашей игровой практике сложились определенные правила:

- включенность в игру для ребенка должно быть добровольным, нельзя заставлять того, кто стесняется, боится, ребенок должен «созреть» для участия в игре;

- любую игру надо проиграть несколько раз, позволяя детям по очереди становиться главным персонажем, стимулируя примерять на себя различные образы;

- любая игра должна быть спланирована педагогом в соответствии с педагогическими задачами, она – «в руках» педагога, он контролирует ее и управляет ею.












ПОДВИЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

"СОВУШКА"



Цель игры: развитие координации движений, навыка начинать и прекращать движение одновременно с началом и окончанием музыкального эпизода; развитие умения определять характер музыки, умения выполнять движения в характере музыки.

Выбирается водящий –"совушка". С началом музыки "совушка" засыпает («застывает» на месте), а все остальные дети "просыпаются" - начинают двигаться в соответствии с характером музыки. Как только музыка прекращается, "совушка" просыпается, а все дети «застывают». "Совушка" ходит между детьми и выбирает того, кто пошевелился. Этот ребенок и становится водящим, игра повторяется сначала.

"ЛОШАДКИ И ЛЮДИ"

Цель игры: развитие умения определять на слух темп музыки и выполнять движения в соответствии с музыкальным темпом.

Звучит быстрая музыка, дети должны исполнять бег с высоким поднятием колена, изображая лошадок. Когда звучит медленная музыка, дети должны исполнять плавный пружинящий шаг с носка, изображая людей. Темп музыки меняется 3-4 раза за игру.



"ЗЕРКАЛО"

Цель игры: развитие навыка "зеркального" выполнения движений, развитие координации движений, умения двигаться в соответствии с характером музыки; развитие творческого воображения.

Дети выстраиваются в 2 линии, одна линия изображает зеркало, другая - людей, которые к этому «зеркалу» подходят. С началом музыки, характер которой периодически меняется, люди начинают движение (каждый перед своим "зеркалом"). Задача "зеркала" - все зеркально и музыкально повторить. Затем линии меняются ролями.

"ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ"

Цель игры: развитие координации движений, развитие навыка движений в соответствии с ритмом музыки, развитие музыкального слуха.

Дети становятся в круг, на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру круга. Педагогом выбирается ведущий. Звучит умеренная музыка в размере 2/4. Ведущий протягивает правую руку ладонью вверх своему соседу справа, припевая (проговаривая) при этом: "Пра-ва-я". Сосед протягивает свою левую руку ладонью вниз, кладет ее на руку ведущего, припевая: "Ле-ва-я". Слова произносятся ритмично в следующем рисунке:

Теперь ведущим становится он. Все повторяется до тех пор, пока руки всех играющих не сомкнутся.



"УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ"

Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению, формирование навыка начинать движения после вступления; формирование навыка самостоятельно двигаться по кругу, соблюдая интервалы.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. По вступлению дети определяют, характеру какого животного соответствует исполняемая музыка (педагогом и концертмейстером должно быть подобрано 6-8 характерных, легко узнаваемых мелодий: медведь, заяц, лиса, бабочка, лошадка, лягушка, цапля и т.д.) После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая угаданное животное. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется, каждый раз он новый.

"ПОЙМАЙ УЛЫБКУ"

Цель игры: развитие координации движений; развитие навыка соотносить свои движения с движениями партнера; развитие чувства ритма; развитие умения контролировать мимику лица, что является непременным условием для развития артистизма.

Выполняется под ритмичную музыку в размере 4/4. Дети стоят в кругу с серьезными лицами, кроме ведущего - у него на лице улыбка. На счет "раз" ведущий "снимает" улыбку в кулачок, на счет "два" - "кидает" любому играющему, на "три" - тот ее "ловит" в кулачок, на "четыре" - надевает на лицо и становится ведущим. Далее игра продолжается со счета "раз". По мере освоения игры темп музыки увеличивается.


"НЕ НАРУШАЙ ГРАНИЦУ"

Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, координации движений, развитие чувства ритма, навыка ориентации в пространстве.

Звучит ритмичная музыка (марш). Дети должны двигаться, не останавливаясь по любому пути, но не нарушать при этом границу игровой площадки, которую устанавливает педагог. Начинается игра на территории всего зала, которая потом сужается педагогом, затем расширяется и т.д. (главное, чтобы дети поняли, что там, где стоит педагог, проходит невидимая линия - граница, за которую нельзя заступать). Нарушителей границы и столкнувшихся игроков отправляют посидеть на стул, но ненадолго.


"ПОВОРОТ"

Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, координации движений; развитие чувства ритма, умения двигаться в соответствии с темпом музыки.

Звучит ритмичная музыка (марш). Дети идут по кругу, держась за руки. По команде педагога "Поворот" останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший задание неправильно, выходит из игры. По мере освоения игры, темп музыки увеличивается.

"КАНОН"

Цель игры: развитие координации движений; развитие чувства ритма, умения подчинять свои движения темпу музыки; развитие двигательной памяти.

Дети выстраиваются в 4 линии и запоминают "канон" - 4 движения, каждое из которых исполняется в течение одного такта (например, марш на месте, приседание, хлопки, прыжки). После запоминания "канона" и репетиции его исполнения под музыку начинается собственно игра: первая линия делает "канон", начиная с первого такта, вторая начинает со второго, третья - с третьего, четвертая - с четвертого. Поскольку движения не повторяются, то после вступления всех линий в игру каждая из линий выполняет в одно время разные элементы канона. Задача участников - не ошибиться. По мере усвоения игры, меняются линии, музыка, движения.


"ПОСТРОИМ ФИГУРУ"

Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений; развитие навыков невербальной коммуникации (что облегчит в дальнейшем работу с рисунком танца).

Дети двигаются в произвольном направлении под спокойную музыку. Педагог объявляет название фигуры (например: круг, квадрат, треугольник, линия, колонка, диагональ и т.д.). Начинает звучать ритмичная, известная детям музыкальная фраза (16 тактов). За время ее звучания дети должны построиться в объявленную фигуру. Причем сделать это молча. На первых этапах освоения игры дети могут пользоваться невербальным общением (мимикой, жестами и т.д.). По мере усвоения игры запрещаются все виды контактов между детьми, кроме визуального; уменьшается длительность музыкальной фразы.


«СОЗДАЕМ ХАРАКТЕРЫ»

Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению; развитие навыка движений в соответствии с ритмом и характером музыки; развитие навыка выражать характер, чувства и переживания с помощью движений и жестов; развитие эмоциональности и навыков артистичного исполнения.

Дети встают в круг. Звучит музыка. По вступлению дети определяют характеру какого героя соответствует исполняемая музыка (педагогом и концертмейстером должно быть подобрано несколько характерных мелодий, выражающих различные чувства: радость, злость, испуг; указывающих на конкретных героев: принца, доброго волшебника, злого волшебника, шпиона, старичка и т.п.). После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая узнанный характер или чувство. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется, каждый раз он разный.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗМЕЙКА»

Цель: закрепление ранее изученных танцевальных движений, развитие координации, музыкального слуха.

Подготовка к игре: все играющие делятся на 3-4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую- либо музыкальную мелодию. (например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок, хорошо знающий танцевальный шаг.
Правила игры:

1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.
2. По сигналу змейки все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в произвольном порядке.
Описание игры:

Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее.
По сигналу педагога змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка, раньше других занявшая свое место, считается выигравшей.



Заключение

Игра на занятиях хореографией становит неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка. Взаимодействие игры и танца формирует у детей интерес к танцу, дает стимул к творческому самовыражению. То, что могло казаться лишь сложными упражнениями, во время игры приобретает совсем другой смысл, становится средством достижения результата через радость, увлеченность, интерес.

Раскрепощаясь во время игры, ребенок приобретает уверенность в себе. Занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

Благодаря игре, дети легче втягиваются в обучение. Игровой процесс задействует все чувства ребёнка, поэтому навыки, полученные в этот момент, активно развиваются. Усвоение нового материала идет быстрее, когда заложенные природой стремления к творческому самовыражению находят воплощение в овладении своим телом.

Наши педагогические наблюдения позволяют сделать следующие выводы:

- использование на занятиях хореографии игровых технологий способствует активному физическому развитию обучающихся;

- развиваются способности к коммуникации: дети стали внимательнее и заботливее относится друг к другу; в их поведении появляются уступчивость, готовность прийти на помощь; в отношениях снизилась конфликтность и агрессивность; появилась адекватность поведения в различных жизненных ситуациях;

- игра раскрепощает ребенка, формирует уверенность, эмоциональную открытость, что в дальнейшем станет основой успешности его публичных выступлений.


Данный опыт работы может быть использован педагогами детских хореографических коллективов.


Литература

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. - М.: Музыка, 1984.

  2. Джаферова Э.К., Вилеко В.Л. Весёлая переменка. - Д.:Сталкер, 2000.

  3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. - Феникс, 2003

  4. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально – ритмическом развитии детей. Практикум для педагогов – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

  5. Константинова И.В. Игротренинг. Методическое пособие по развитию творческих способностей и психической пластики у детей дошкольного и школьного возраста. – СПб., 1996

  6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.- М.: Музыка, 1961