Применение информационно-компьютерных технологий,
электронное и дистанционное обучение.
Борщ Елена Александровна,
учитель географии МБОУ СШ № 73
г Ульяновска
В настоящее время невозможно обойтись без информационных технологий. Они везде: в быту, в промышленности, в обучении. Внедряя в образование ФГОС, современный учитель, в первую очередь учится сам, а затем на своих уроках применяет эти технологии. Я закончила несколько курсов дистанционно на базе Алтайского краевого института повышения квалификации учителей по темам: «Электронная форма учебника как средство достижения предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов в преподавании географии», «Осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с помощью современных методик и информационных технологий». А мастер-класс, проведенный дистанционно специалистами Самарского института повышения квалификации по теме «Перевернутое обучение», дал мне новые знания по этой методике.
Дистанционное обучение особенно актуально для детей в дни карантина и морозов, а так же когда они находятся дома по болезни.
Я применяю для дистанционного обучения различные сервисы. Это сайт Интернетурок, где находятся видеоуроки школьной программы по географии https://interneturok.ru/subject/geografy .
По каждому уроку предлагается интересное видео и текстовый материал урока. Три вида тренажеров позволяют закрепить материал. А два варианта тестов, дают возможность обучающемуся выполнить их, скопировать вопрос – ответ и отослать учителю на проверку. Причем ответы по тестам система сразу оценивает, и, если оценка не устраивает ученика, то он имеет возможность снова посмотреть видео и еще раз пройти тест. Я использую для этого почту Сетевого города, общение с учениками в группе в Контакте, а так же электронную почту.
Портал «Российская электронная школа» http://resh.edu.ru/subject/4/, который только создается, но некоторые уроки уже можно использовать. Современные дети проводят за компьютерами и мобильными устройствами по несколько часов в день. Нужно направить их деятельность в правильное русло. Грамотное применение компьютеров в обучении способствует активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям у большинства учащихся, позволяет увеличить объём получаемой информации, систематизирует мышление.
Интерактивные уроки на портале «Российская электронная школа» включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Видеоролики с лекциями учителей дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов и т.п. У каждого ученика есть возможность посмотреть интерактивный урок столько раз, сколько нужно, чтобы усвоить материал. Старшеклассники могут самостоятельно повторять изученные темы при подготовке к экзаменам.
Хочется рассказать еще о методике «Перевернутый класс».
Модель ориентирована на использование ресурсов сети Интернет при выполнении домашней работы: обучающимся предлагается самостоятельно (в качестве домашнего задания) освоить некий теоретический материал, а в учебной аудитории они включаются в активное обсуждение проблем учебной темы, уточняя ключевые вопросы; организуется практическая работа по отработке навыков применения изучаемого материала, т.е.классная и домашняя работы “меняются местами”. О домашней работе. Таким образом, формальное объяснение нового материала учителем как обязательный элемент урока «отмирает», заменяется просмотром видео, анализом различных информационных ресурсов и т.п. и составляет суть домашней работы. Такая домашняя работа должна обеспечивать содержательную подготовку обучающегося к последующей работе в учебной аудитории.
В каком же виде должна быть представлена теория в домашнем задании? Оптимально - в форме небольших видеороликов. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, может быть фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для данного конкретного урока и т.п. Отбор видеоматериалов и других (например, справочно-информационных) ресурсов, их адаптация осуществляется преподавателем исходя из образовательных целей, что, соответственно, требует определенного уровня ИКТ-компетентности и методического мастерства педагога. Конспект урока,который разработала я с применением данной технологии по географии 8 класс.”Особо охраняемые территории России” https://clck.ru/ER7PN
Есть у меня и свои наработки в дистанционном обучении. Это электронные тетради, созданные мной на базе документов Гугл, в которых я прописываю алгоритм выполнения домашнего задания. Пример такой тетради 7 класса по теме урока «Мировой океан» находится здесь https://clck.ru/ER5SR.
Кейс-конструктор с применением электронного учебника «Конструирование учебных заданий для реализации разноуровневого обучения на географии с ЭФУ» в 8 классе по теме «Моря России» https://clck.ru/C76Gk.
Можно использовать этот материал и для дистанционного обучения.
Занимаясь проектной деятельностью с учениками, мы создали интересные сайты по краеведению с играми, викторинами, которые помогают нам в освоении географического материала.
Виртуальное путешествие в виде игры (WebQuest) по "литературным "улицам города Ульяновска. https://school739a.blogspot.com/
WebQuest по заказникам Ульяновской области https://webquest-73.blogspot.com/
WebQuest по памятникам великим людям г. Ульяновска
https://marinaandreeva.blogspot.com/
WebQuest по музеям Ульяновска 90х годов https://73pamyatnik.blogspot.com/
Промышленная зона «Заволжье» г. Ульяновска
https://ul73-73.blogspot.com/
Великие люди Симбирско-Ульяновского края https://73regionschool73.blogspot.com/
Дети в Интернете https://detivinternete73.blogspot.com/
Таким образом: «Дистанционное обучение – не альтернатива традиционному обучению, а специфичная форма его продолжения и совершенствования».
Важной проблемой XXI века является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
Использован интернет
http://resh.edu.ru/for-teacher
https://sites.google.com/site/chemistryflipped/
https://clck.ru/ER7Ur