СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационных технологий при организации взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии в современном мире оказывают все большее влияние не только на отдельные отрасли хозяйственной деятельности, но и на всю экономику страны, в том числе и на повседневную жизнь людей. Развитие большинства отраслей экономики и государственного управления в настоящее время и в будущем связано с внедрением информационных технологий.

В таможенной сфере разработка и внедрение информационных систем и технологий – одно из важнейших направлений развития таможенного администрирования. Оптимизация таможенного регулирования и снижение административных барьеров предполагает максимальное использование постоянно совершенствуемых информационных технологий. Их применение экономически выгодно не только для таможенных органов, но и для участников внешнеэкономической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационных технологий при организации взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей»

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие, значение и виды таможенных платежей 5

2. Понятие, виды и содержание общих условий взимания таможенных платежей 10

3. Роль и значение электронных инструментов в реализации перевода в цифровой формат процедуры уплаты таможенных платежей 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31







































ВВЕДЕНИЕ



Информационные технологии в современном мире оказывают все большее влияние не только на отдельные отрасли хозяйственной деятельности, но и на всю экономику страны, в том числе и на повседневную жизнь людей. Развитие большинства отраслей экономики и государственного управления в настоящее время и в будущем связано с внедрением информационных технологий.

В таможенной сфере разработка и внедрение информационных систем и технологий – одно из важнейших направлений развития таможенного администрирования. Оптимизация таможенного регулирования и снижение административных барьеров предполагает максимальное использование постоянно совершенствуемых информационных технологий. Их применение экономически выгодно не только для таможенных органов, но и для участников внешнеэкономической деятельности.

Эффективное функционирование таможенных органов Российской Федерации в настоящее время невозможно без применения современных информационных технологий и постепенного сокращения бумажного документооборота.

Возрастающая нагрузка на таможенные органы во всем мире, связанная с увеличением объемов внешнеэкономической деятельности, развитием интернет-торговли, расширением возможностей для международных перевозок показывает огромную значимость информационных технологий и систем для таможенного дела.

Активное внедрение самых новейших технологий способствует повышению контроля над участниками внешнеэкономической деятельности и значительному ускорению процесса таможенного оформления, повышает эффективность деятельности таможенных органов, уменьшает случаи злоупотребления полномочиями при принятии решений должностными лицами.

Цель данной работы – проанализировать применение информационных технологий при организации взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей.

Задачи работы:

  • дать понятие, рассмотреть значение и виды таможенных платежей;

  • рассмотреть понятие, виды и содержание общих условий взимания таможенных платежей;

  • проанализировать роль и значение электронных инструментов в реализации перевода в цифровой формат процедуры уплаты таможенных платежей.










































  1. Понятие, значение и виды таможенных платежей





Вопрос о таможенных платежах и их классификации в теории таможенного права до нынешнего времени признается дискуссионным. Суть проблемы кратко можно определить как неопределенность отраслевой принадлежности таможенных платежей: нужно ли рассматривать их как правовой институт таможенного, налогового, финансового, бюджетного или иных комплексных отраслей права [4].

Термин «таможенные платежи» используется во многих кодированных нормативных правовых актах: в ст. 50 Бюджетного кодекса РФ 1998 г., в ст. 2, 38, 3465 Налогового кодекса РФ, в ст. 16.2, 16.20, 16.21, 16.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г., в ст. 194 Уголовного кодекса РФ 1996 г. Однако в Таможенном кодексе РФ 2003 г. законодатель отказался от разъяснения термина «таможенные платежи», использованного в ст. 11. Вместе с тем большинство ученых продолжают отождествлять таможенные платежи с таможенными пошлинами, налогами.

Таможенные платежи также рассматривают как таможенную операцию, которая осуществляется путем уплаты:

  1. ввозной таможенной пошлины;

  2. вывозной таможенной пошлины;

  3. налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

  4. акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

  5. таможенных сборов.

Все вышеуказанное предусмотрено в п. 1 ст. 318 ТК РФ. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для взимания ввозной таможенной пошлины1.

По мнению В.Г. Свинухова, таможенная пошлина – это «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта иди экспорта». Этим автором выделены «три основные функции таможенных пошлин» - фискальная, протекционистская (защитная) и балансировочная, а также разработана классификация видов таможенных пошлин: по способу взимания – специфические, адвалорные, комбинированные; по объему обложения – импортные, экспортные, транзитные; по характеру – сезонные, антидемпинговые, компенсационные, специальные; по происхождению – автономные, конвенционные, преференциальные; по типам ставок – постоянные, переменные; по способу вычисления – номинальные, эффективные [8].

Аналогичное определение понятия «таможенная пошлина» предлагает Н.В. Милюков, который выделяет четыре признака – обязательность, индивидуальная безвозмездность, персональность и абстрактность, что позволило ему сделать вывод: «вопреки собственному названию таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу».

Распространено суждение об отождествлении таможенной пошлины с косвенным налогом, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы.

Иное суждение было высказано русским ученым Василием Александровичем Лебедевым: таможенные пошлины «не составляют особого по существу вида налога – это лишь своеобразная форма взимания налога с потребления» [5].

Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет.

В перечень п. 1 ст. 318 ТК РФ включен и налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС), как указывает Н.Д. Эриашвили, является «федеральным налогом, одним из самых важных и в то же время наиболее сложным видом налога для исчисления. Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства» [4].

Правовую основу налога на добавленную стоимость составляют ст. 12-13, 143-177 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п.1 ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы. В перечень федеральных налогов и сборов включен налог на добавленную стоимость2. Глава 21 Налогового кодекса РФ специально посвящена налогу на добавленную стоимость.

Порядок взимания налога на добавленную стоимость с товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, закреплен в подзаконном нормативном правовом акте – приказе Председателя ГТК РФ «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» № 131 от 7 февраля 2001 г., с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам отнесен акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Акцизы – это «косвенные налоги, включаемые в цену товара. Устанавливаются они с целью изъятия в доход бюджета сверхприбыли, полученной от производства высокорентабельной продукции».

Правовую основу акциза составляют ст. 12-13, 179, 179-187, 189-195, 198-205 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы. В перечень федеральных налогов и сборов включены акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья3. Глава 22 НК РФ специально посвящена акцизам.

Порядок взимания акцизов с товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, закреплен в подзаконном нормативном правовом акте – приказе руководителя ФТС «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» № 7 от 11 января 2007 г.

Одним из акцизов таможенных платежей являются таможенные сборы, предусмотренные в п. 1 ст. 318 ТК РФ.

В теории таможенного права дискутируется вопрос о разграничении таможенных сборов и таможенных платежей. «Размытость, нечеткость определения понятий «таможенные платежи» и «таможенные сборы», - как указывает А.Н. Козырин, - является … существенным недостатком понятийного аппарата нового ТК РФ».

В соответствии с п. 1 ст. 12 и подп. 2 ст. 13 НК РФ таможенные сборы вместе с таможенными пошлинами включены в перечень федеральных налогов и сборов. Однако специальной главы ни для таможенных сборов, ни для таможенных пошлин в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Поэтому можно обратиться к положению, закрепленному в ч. 2 ст. 2 НК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 23 июня 1999 г.), в которой указано, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.

Анализ приведенного положения показывает, что в случае возникновения противоречия между общими нормами, закрепленными в таможенном законодательстве, а именно в Таможенном кодексе Российской Федерации, и исключительными нормами, закрепленными в налоговом законодательстве приоритетом обладают исключительные нормы налогового законодательства. Аналогичное суждение по существу высказано и А.Н. Козыриным [2].

Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации от 22 октября 2004 г. Таможенный кодекс 2003 г. дополнен ст. 631 и в развитие ее положений – главой 331 «Таможенные сборы». Тем самым законодатель, как отмечает В.В. Егиазарова, устранил пробел в правовом регулировании порядка установления и взимания таможенных сборов.













  1. Понятие, виды и содержание общих условий взимания таможенных платежей



Взимание таможенных платежей, как и иные виды таможенной деятельности, имеет общие условия. Общие условия взимания таможенных платежей как самостоятельная правовая категория представляют общие правила организационно-правового характера, определяющие наиболее целесообразные время, сроки, средства для успешного взимания таможенных платежей [4].

Общим условиям взимания таможенных платежей посвящены ст. 319-357, 357.1-357.10 раздела III «Таможенные платежи» Таможенного кодекса РФ. Перечень общих условий взимания таможенных платежей достаточно обширен, а поэтому подвергнут группировке на следующие классификационные группы:

  • временные границы обеспечения взимания таможенных платежей; лица, ответственные за уплату таможенных платежей;

  • допустимость ограничений общей суммы таможенных платежей;

  • сроки взимания таможенных платежей;

  • допустимость отсрочки или рассрочки взимания таможенных платежей;

  • способы обеспечения взимания таможенных платежей;

  • допустимость принудительного взимания таможенных платежей;

  • допустимость возврата уплаченных таможенных платежей.

Перечень приведенных групп общих условий взимания таможенных платежей не является исчерпывающим.

Правило о временных границах обеспечения взимания таможенных платежей закреплено в ст. 319 ТК РФ [9].

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

  1. при ввозе товаров – с момента пересечения таможенной границы;

  2. при вывозе товаров – с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если:

  1. в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Таможенным кодексом РФ, товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. – в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

  2. общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.;

  3. до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;

  4. товары обращаются в федеральную собственность.

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Правило о лицах, ответственных за уплату таможенных платежей, закреплено в ст. 320 ТК РФ.

Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. При несоблюдении положений о пользовании и распоряжении товарами или л выполнении иных требований и условий, установленных для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных Таможенным кодексов РФ, являются: владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима [7].

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности таможенного перемещения, а при ввозе -–также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Правило о допустимости ограничений общей суммы таможенных платежей закреплено в ст. 321 ТК РФ [4].

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.

Правило о сроках взимания таможенных платежей закреплено в ст. 328-336 ТК РФ.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте из прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима.

При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» от 17 июля 2009 г. ТК РФ 2003 г. дополнен статьей 332.1, в которой предусмотрены особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным.

Правило о допустимости отсрочки или рассрочки взимания таможенных платежей закреплено в ст. 334-336 ТК РФ.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

  2. задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

  3. товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

  4. осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации; возбуждена процедура банкротства. При наличии обстоятельств, указанных выше, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется в письменной форме в течение трех рабочих дней.

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, а также в иных случаях взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Проценты уплачиваются до или одновременно с уплатой задолженности по таможенным пошлинам, налогам, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Уплата, взыскание и возврат процентов осуществляется в порядке применительно к уплате, взысканию и возврату таможенных пошлин, налогов.

Правило о способах обеспечения взимания таможенных платежей закреплено в ст. 337-347 ТК РФ [8].

В соответствии со ст. 340 ТК РФ к таковым отнесены следующие:

  1. залог товаров и иного имущества;

  2. банковская гарантия;

  3. внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе;

  4. поручительство.

Помимо указанных способов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, устанавливает случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования4. Правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем. Залогодателем может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, то удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд. Взыскание на иное заложенное имущество обращается в порядке Гражданским кодексом РФ.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет Федеральные таможенные службы в порядке, ею же определяемом. Федеральная таможенная служба обязана обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр.

К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации. Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, Федеральная таможенная служба устанавливает максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий заложенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей [4].

Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Проценты на сумму денежного залога не начисляются. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы заложенных платежей, теней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога. При исполнении такого обязательства уплаченные денежные средства подлежат возврату или по желанию плательщика – использованию для уплаты таможенных платежей, зачету за счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии во ст. 357 ТК РФ. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» от 17 июля 2009 г. ТК РФ 2003 г. дополнен ст. 343.1, в которой предусмотрены обязанности банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр.

Правило о допустимости принудительного взимания таможенных платежей закреплено в ст. 348-354.1 (глава 32) ТК РФ [5].

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке, с физических лиц – в судебном порядке. До принятия мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится: если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги; если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.

При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка РФ, действующая в период просрочки.

При выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов поручителю или гаранту пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией. При выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов лицу, ответственному за их уплату, пени начисляются по день выставления требования включительно. В случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения за период временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат.

Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации. Они уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляется по правилам, установленным в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке. Форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке устанавливается Федеральной таможенной службой. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган обращается в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей. Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения на списание со счетов плательщика и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств. Взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке производится с банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Взыскание таможенных платежей с банковских счетов, открытых в иностранной валюте, производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ на день фактического взыскания. При взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах, открытых в иностранной валюте, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручителем направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня. Инкассовое поручение таможенного органа исполняется банком в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для исполнения инкассового поручения налогового органа.











  1. Роль и значение электронных инструментов в реализации перевода в цифровой формат процедуры уплаты таможенных платежей



Внедрение в экономику и государственное управление информационно-электронных технологий рассматривается руководством российского государства в качестве приоритетной цели, достижение которой может обеспечить ускоренное развитие производительных сил страны и новый уровень качества жизни россиян. В первом же после инаугурации Указе Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в числе национальных целей развития России обозначено «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере». Для достижения этой цели предполагается решить задачу внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей5.

Необходимо отметить, что проблема цифровизации решается в России не первый год. Задача сложная, объемная, комплексная и требует серьезного подготовительного периода количественного накопления потенциала. По ходу этого процесса необходимо было создать адекватную и работающую систему правового обеспечения, как на базовом уровне, так и по конкретным направлениям и объектам. В последнее время мы вплотную подошли к порогу качественного изменения объекта регулирования, цифровые технологии стали активно входить в конкретные процессы управления в различных областях, кардинально влияют на скорость и надежность информационных потоков, принципиально изменяют взаимоотношения между государством и обществом [12].

В настоящее время общее государственное регулирование информационного обеспечения процессов в различных сферах осуществляется Федеральным законом от 27 июня 2007 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“. При этом в ключевых сферах регулирования законодательно установлены дополнительные специальные требования к информационному обеспечению процессов6.

Вместе с тем в такой ключевой области государственного регулирования как регулирование бюджетных правоотношений в настоящее время нет специальных норм, касающихся информационного обеспечения бюджетного процесса. При этом в указанной сфере функционирует значительное количество отраслевых информационных систем, в том числе информационные системы организаций сектора государственного управления, информационные системы главных администраторов средств бюджетов, информационные системы финансовых органов публично-правовых образований, общероссийские информационные системы Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы.

Федеральная таможенная служба расценивает использование электронных технологий как приоритетную задачу реформирования таможенного дела, основное направление совершенствования таможенных операций. В этом направлении в деятельность российской таможни активно и последовательно внедряются технологии «одного окна», «электронного декларирования», системы управления рисками, прогрессивные формы электронных платежей [1].

Произошедшие за последние годы изменения в политической и социально-экономической жизни страны, динамичное развитие интеграционных процессов на Евразийском пространстве оказали существенное влияние на организацию таможенного дела в Российской Федерации.

В целях создания комфортных условий ведения бизнеса в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ФТС России организована возможность подачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин и налогов в электронном виде. Первая банковская гарантия, оформленная в электронном виде и подписанная электронной подписью, поступила в информационную систему таможенных органов 17 апреля 2017 года [10].

Оформление банковских гарантий в виде электронного документа существенно ускоряет процесс их принятия таможенными органами. Согласно действующему порядку банковская гарантия, оформленная на бумажном носителе, должна приниматься таможенными органами в течение 5 рабочих дней, а электронная банковская гарантия принимается не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

В связи с этим электронная банковская гарантия предоставляет участнику ВЭД реальную возможность внести необходимое обеспечение непосредственно при декларировании товаров. При этом исключена необходимость личного получения участником ВЭД электронной банковской гарантии в кредитной организации для ее последующего представления в таможенный орган. Направление электронных банковских гарантий в таможенные органы осуществляют непосредственно кредитные организации.

В соответствии с частью 11 статьи 137 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»7 в целях определения единого документа, выдаваемого таможенными органами в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в котором указываются суммы принятого обеспечения, издан приказ Минфина России от 9 июня 2017 г. № 86н «Об утверждении формы таможенной расписки, порядка заполнения и использования таможенной расписки, а также порядка информирования плательщиков таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, предоставивших обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, об оформлении таможенной расписки». Для реализации положений приказа Минфина России осуществлена доработка программного средства для работы с таможенными расписками. В рамках перевода таможенной расписки в электронный вид упрощена форма данного документа и предусмотрен автоматизированный порядок передачи плательщику электронных сведений о таможенной расписке [1].

Проводимые мероприятия сокращают время на принятие обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и формирование таможенной расписки, что в целом снижает издержки участников ВЭД путем сокращения времени на совершение таможенных операций.

В 2017 году продолжено использование поручительства, оформляемого в электронном виде с применением электронных подписей при таможенном транзите товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В таможенных органах проводится эксперимент по использованию сведений о сертификатах обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, содержащихся в программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. В рамках эксперимента участникам ВЭД и перевозчикам не требуется представлять второй и третий экземпляры сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в таможенный орган отправления. Чтобы подтвердить наличие обеспечения при транзите, достаточно указать сведения о номере сертификата в предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, или в транзитной декларации [13].

Отсутствие необходимости представлять бумажный сертификат в таможню отправления позволяет исключить издержки импортеров по его пересылке грузоотправителю, а в случае нахождения транспортных средств с товарами в пункте пропуска участнику ВЭД предоставляется возможность оперативно внести недостающую сумму обеспечения. Итоги эксперимента свидетельствуют о востребованности данной технологии участниками ВЭД.

В 2017 году была продолжена работа по применению участниками ВЭД технологии централизованного учета таможенных и иных платежей с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин и налогов, открытых на уровне ФТС России.

Применение технологии удаленной уплаты таможенных платежей во всех таможенных органах лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме, свидетельствует об эффективности ее применения.

В целях повышения уровня и комфортности взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами продолжена работа по повышению уровня и расширению спектра информационных услуг, предоставляемых с помощью «Личного кабинета участника ВЭД» [11].

«Личный кабинет участника ВЭД» предназначен для персонифицированного информационного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами и представляет собой набор бесплатных информационных сервисов, использование которых существенно экономит время участника ВЭД, позволяет оптимизировать производственный процесс, отказаться от посреднических услуг и контролировать свой бизнес самостоятельно без лишних затрат и личного присутствия в таможенном органе.

В настоящее время в АПС «Личный кабинет участника ВЭД» функционирует 28 информационных сервисов, в том числе сервис «Лицевой счет», предназначенный для контроля участником ВЭД общего состояния лицевого счета, получения в электронной форме информации о движении денежных средств, о предоставленных банковских гарантиях и таможенных расписках. Данный сервис обеспечивает получение участником ВЭД сведений по лицевым счетам в таможенных органах в виде следующих отчетов об остатках на платежных документах; о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей; о подтверждении уплаты таможенных пошлин и налогов. Информация о предоставленных банковских гарантиях и таможенных расписках поступает в сервис из таможенных органов в автоматическом режиме.

Утверждена и реализуется Комплексная программа развития ФТС России. Программой предусмотрено 18 направлений развития таможенных органов, из которых одним из основных являются формирование «электронной таможни» и использование электронного взаимодействия с участниками ВЭД по вопросам представления и получения информации, необходимых документов и сведений, услуг.

Когда заходит речь непосредственно об использовании цифровых технологий в области таможенных платежей, в первую очередь обычно упоминается таможенная карта - наиболее старый и уже привычный и удобный электронный сервис.

Расчеты «Таможенной картой» имеют ряд очевидных преимуществ.

Таможенная карта ‒ уникальный платежный инструмент для расчетов. Она дает возможность осуществлять все виды таможенных платежей в любом таможенном органе на территории России 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Возможно таможенное оформление на нескольких таможнях одновременно, без предварительного планирования.

Таможенная карта позволяет произвести мгновенную оплату таможенных платежей одновременно с подачей декларации. В случае необходимости, например, корректировка таможенной стоимости, Таможенная карта оперативно, не прерывая процесса таможенного оформления, позволяет осуществлять доплату недостающей суммы.

При пользовании Таможенной картой плательщику нет необходимости за несколько дней до начала таможенного оформления перечислять таможенные платежи на счета таможен в разбивке по видам. Таможенная карта позволяет избежать депонирования средств на счете таможенного органа или оформления банковской гарантии в качестве обеспечения выполнения обязательств по уплате таможенных платежей.

Таможенная карта предоставляет возможности онлайн-контроля за движением средств по карте. При расчетах с использованием Таможенной карты информация об осуществленном платеже содержится в банковской выписке плательщика по спецкартсчету. Доступно смс-информирование о проведенных платежах и остатке на счете. Возможна установка лимита на осуществление платежей по карте.

С помощью таможенной карты таможенные платежи осуществляются на счета таможенных органов в Федеральном Казначействе. Уплата каких-либо иных платежей блокируется. Таким образом, денежные средства участника ВЭД, находящиеся на счете в банке, не могут быть использованы не по назначению. Даже в случае утери таможенной карты постороннее лицо не сможет использовать денежные средства в личных целях.

Для удобства пользователей крупными банками предоставляется возможность установить платежный терминал таможенной карты в офисе компании – участника ВЭД и оплачивать таможенные платежи удаленно со его рабочего места.

Использование таможенной карты позволяет онлайн-оплату таможенных платежей в момент подачи электронной декларации. Информация о платеже мгновенно поступает в информационную систему ФТС России. По результату оплаты декларант получает юридически значимый документ, подписанный электронной подписью и содержащий все реквизиты платежа.

Возможности таможенной карты позволяют также получить мобильный доступ к архиву платежей. Для этого необходимо установить мобильное приложение для iPhone и iPad. Мобильное приложение для доступа в Личный кабинет содержит историю последних платежей, информацию о расходовании денежных средств, информационные справочники.

В настоящее время более 70 банков осуществляют эмиссию таможенной карты.

Применение электронных технологий при администрировании обеспечения исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов и организации взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, пени, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия в сочетании с применением диверсификации технологий удаленного выпуска товаров и удаленной уплаты таможенных платежей, упрощения расчетов по таможенным платежам, выводит таможенное администрирование на качественно новый уровень.

Можно отметить, что в таможенном законодательстве в части правового регулирования освоения таможенными органами IT технологий складывается логичная система необходимых для этого документов, включающих стратегическое планирование, федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные акты Министерства финансов и Федеральной таможенной службы, подкрепленные соответствующими решениями международного уровня в рамках ЕАЭС.

Внедрение цифровых технологий кардинально улучшает качество и эффективность деятельности таможенных органов и является реальным рычагом противодействия коррупционным проявлениям в таможенной сфере, вывода большой массы товаров из теневого сектора.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современные технологии уплаты таможенных платежей позволяют добиться следующих результатов:

  • Уменьшить время, затрачиваемое для совершения таможенных операций. Достаточным условием для выпуска является чек, сформированный электронным терминалом.

  • Исключить необходимость присутствия в местах совершения таможенных операций участника внешнеэкономической деятельности.

  • Обеспечить уплату таможенных платежей в размере сумм, начисленных в декларации, без применения авансовой оплаты.

  • Избежать ошибок при вводе информации, нужной для однозначной идентификации плательщика и платежей.

ИТ сокращают время, отведенного на проведение таможенных операций, позволяют снизить издержки участников ВЭД, и уменьшить роль человеческого фактора.

Однако, нельзя сказать, что применение информационных технологий влечет за собой только улучшения. Стоит отметить и ряд существенных проблем, возникающих в результате их применения. Основными, конечно же, являются технические сбои различной природы, а также вопросы, связанные с защитой информации.

Продвижение в таможенную сферу ИТ просматривается в продолжении автоматизации всех основных операций, в увеличении количества услуг, оказываемых в электронном виде, оптимизации взаимодействия любого рода, и внедрении технологии «единого окна».

Использование описанных информационных технологий при подаче деклараций в электронном виде, автоматической регистрации и выпуске, удаленной уплате платежей позволяет облегчить выполнение таможенных операций. Однако, стоить помнить о возможных рисках, связанных с обращением к единым базам данных. В этом случае необходимо повышать требования к защите информации. В целом применение ИТ повышает скорость и улучшает качество проводимых таможенных операций, отсюда следует повышение комфортности таможенного администрирования и взаимодействия между бизнесом и таможенными органами.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Федоров В.В. Информационные технологии в юридической деятельности таможенных органов. — Санкт-Петербург: Интермедия, 2017. — 480 c.

  2. Афонин П.Н. Международные стандарты и современные технологии таможенного контроля. — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2022. — 94 c.

  3. Попова Л.И. Совершение таможенных операций при помещении товаров под таможенные процедуры. — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2022. — 102 c.

  4. Эриашвили Н.Д. Таможенное право. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 c.

  5. Сокольникова О.Б. Таможенные платежи. — Москва: Российская таможенная академия, 2016. — 240 c.

  6. Чуватова И.С. Администрирование таможенных платежей в Российской Федерации. — Москва: Российская таможенная академия, 2022. — 88 c.

  7. Тимофеева Е.Ю. Таможенные платежи. — Санкт-Петербург: Интермедия, 2019. — 432 c.

  8. Абрамова Г.А. Таможенные платежи. — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2020. — 118 c.

  9. Логинова А. С. Таможенные платежи. — СПб.: Троицкий мост, 2016. — 152 с.

  10. Хахаев И.А. Информационные таможенные технологии. – СПб: НИУ ИТМО, 2017. – 122 с.

  11. Шевякин А.С. Инфрмационные таможенные технологии. – СПб: ИЦ «Интермедиа», 2017. – 216 с.

  12. Шохин С.О. Электронная таможня – сегодня и завтра // «Таможенное дело», №3, 2018 г., стр. 16-19.

  13. Ясенев В.Н. Информационные таможенные технологии. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2019. – 88 с.





1 п. 2 ст. 318 Таможенного Кодекса РФ

2 подп. 1 ст. 13 Налогового Кодекса РФ

3 п. 1 ст. 13 Налогового кодекса РФ

4 ст. 347 Таможенного кодекса РФ

5 п. «ж» ст. 1 и п. «б» ст. 12 Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // Официальный интернет-портал правовой информации"

6 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448

7 Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 48 ст. 6252