Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Егорьевский лицей профессионального образования»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Применение инновационных форм, методов и технологий в образовательном процессе на примере «Баттл»
Разработала:
Павлова Н.Н. – преподаватель
Высшая квалификационная категория
Сросты 2019
Содержание
Введение ... … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
Как появилась идея провести "Баттл" на уроке … … … … … … … … … 5
Проведение "Баттла" … … … … … … … … … …… … … … … … … 8
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ...10
Литература … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
Приложения … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. 14
Введение
Баттл – модное заимствование из английского языка конца нулевых годов. Слово Battle переводится на русский язык как «битва, бой, сражение». Чаще слово «баттл» употребляется в современном сленге вместо «конкурсов» По сути, баттл – это соревнования в каком-либо творческом направлении, проводимые с целью повысить свой рейтинг и продемонстрировать превосходство над соперниками. Чаще все они устраиваются перед публикой, в общественных местах, и представляют собой своего рода бескровное сражение, вызывающее небывалый азарт у зрителей.
Технология баттла представляет собой двухэтапную деятельность по формированию у обучающихся исследовательских и коммуникационных способностей, а также умений самостоятельно изучать предложенную тему и презентовать ее остальным. Она оптимизирует образовательный процесс, изменяет не только учебную деятельность обучающегося, но и позиции преподавателя, дает возможность индивидуализировать обучение, повысить эффективность педагогического процесса, обеспечивая качество подготовки специалиста на конкурентоспособном уровне.
Цель методической разработки – поделиться опытом применения баттл-технологии как одного из вариантов разрешения конфликта, улучшения настроения, сплочения коллектива и повышения продуктивности на занятиях через соревновательную деятельность
Практику проведения баттлов, полезно и актуально применять на любом занятии теоретического и практического обучения. Мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как выборы кандидата для участия в предметных олимпиадах или конкурсах профессионального мастерства.
Обучающие, назначенные нами, иногда, подвергаются негативному отношению со стороны однокурсников. Они считают себя или кого-либо другого более достойным, обладающим такими же способностями.
Для решения данного конфликта можно выбрать самую эффективную форму занятий – баттл. Он дает возможность увидеть взаимоотношения внутри группы, умение студентов обсуждать и решать поставленные задачи. Баттл помогает выявить положение студентов в коллективе; студентов, готовых брать на себя функции организатора; решить конфликтную ситуацию. В ходе баттла раскрываются как индивидуальные особенности студентов, так и особенности всей группы (подгруппы, команды). Баттл интересен в первую очередь накалом страстей, эмоциями, напряженностью и духом соперничества, т.к. это и есть бой (хоть и безконтактный), поединок между студентами, в котором одни победители, другие побежденные.
В разработке приводится пример использования Баттл-технологии на занятии МДК 04.02. «Приготовления и подготовки к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков сложного ассортимента» по теме «Характеристика горячих напитков».
Как появилась идея провести баттл на уроке
По сей день не утихают споры относительно правильного питания, о том, что мы едим и пьем. Точки зрения у всех разные. Тогда и пришла в голову мысль провести урок в виде баттл, где студенты выступят в роли диетологов. Ведь сегодня мы рассматриваем разные точки зрения относительно продуктов питания. Из подобных рассуждений выросла идея включить баттл в свою методику преподавания.
Опереться, кроме собственных разработок, не на что. Нет ни методичек, ни правил разработки уроков по данной технологии. Тот факт, что, по всей вероятности, буду первопроходцем в данной области налагал большую ответственность: будет ли успешно? понравится ли студентам? Были и другие критические размышления относительно собственной идеи. Много «хорошего» приходилось слышать о контингенте студентов, оказавшихся в лицее по причине неуспеваемости в средней школе. Такие ребята к творческим порывам совершенно не склонны. Хотя корни их неуспеваемости – тема для отдельного разговора. В большинстве случаев это проблемы в семье, отношениях со сверстниками. Так или иначе, сомнения могла развеять только практика. Я приступила к подготовке эксперимента, так как проводить такое сходу не имеет смысла. Нужно было выявить ребят активных, творческих, способных не просто зажечься идеей, но и реализовать ее. На протяжении месяца я присматривалась к студентам, выстраивала доверительные отношения, налаживала дисциплину, пробовала разные формы занятий, апробированные в прошлом. Весьма осторожно пыталась говорить о трендах в молодежных субкультурах, и, конечно же, о баттлах, которые как раз стали на пике популярности. Важно было понять, кто и как понимает суть подобных феноменов.
В итоге выбор пал на группу поваров, кондитеров 3 курса. Ребята быстрее других откликнулись на любые новации, проявили искренний интерес к обучению. Некоторые признались, что посещая мои занятия, поменяли свое отношение к учебе в лучшую сторону, что, безусловно, было приятно. Поэтому в начале октября я озвучила свое предложение о проведении баттла.
Желающие нашлись практически сразу. Так как дисциплина изучает приготовление и подготовку к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков сложного ассортимента, мы определились, что баттл будет происходить между двумя командами, доказывающими пользу и вред горячих напитков. Во-первых, о них много информации, а, во-вторых, эти напитки каждый из нас употребляет ежедневно и мы со студентами не однократно вступали в дискуссии.
Работа закипела и в нее включилась практически вся группа. Ребята стали самостоятельно искать литературу и материалы в сети интернет, советоваться со мной по поводу их качества и целесообразности изучения. Два студента вызвались смонтировать видеоролик поединка. Участники баттла корректировали свои наработки, вносили исправления. Сложилось так, что вся группа жила интригой, ожиданием грандиозного, по их меркам, события.
Подготовка к проведению Баттла
Подготовка к уроку по Баттл-технологии состоит из нескольких этапов: подготовительная работа, первый, второй и заключительный этапы.
Подготовительная работа: в эксперименте принимала участие 311 группа (профессия Повар, кондитер). Студенты выбрали двух экспертов, которые беспристрастно смогут оценивать результат и подводить итог соревнований, разделились на две группы (представители института питания и медицинского центра), каждая их которых собирала информацию: одна о положительном влиянии горячих напитков на организм человека, другая – об отрицательном влиянии напитков.
Первый этап включает исследовательскую деятельность студентов в группах на заданную тематику. Результатом такой работы является информационный продукт (к примеру, презентация или доклады, сообщения), в которых студенты систематизируют найденный материал, и, следуя основным правилам презентационных выступлений, готовят выступление по выбранной тематике. На этот этап необходимо выделить не менее недели для более качественной проработки материала обучающимися. Такая работа позволяет развивать коммуникационные и исследовательские способности студентов. На данном этапе я популярно разъясняю студентам задание, тематику, цель и задачи работы, а также напоминаю основные правила создания выступлений. Собранный материал участники баттла приносят на проверку.
Проведение Баттла
На втором этапе, непосредственно на занятии, организуется баттл – состязания между двумя командами в знании предмета исследования (проект урока представлен в приложении 1).
В конце ноября настал долгожданный день. Само начало занятия было нестандартным, неожиданным. Мы вместе со студентами собрали два круглых стола-ромашки, поставили стол для экспертов и присутствующих, остальные парты и стулья расставили по краям аудитории, освободив площадку для баттла. Я разрешила ребятам поставить на столы чай, кофе, конфеты, поддерживать или осуждать происходящее. Образовалась неформальная обстановка, свойственная реальным баттлам. Я, приняв роль ведущего, заняла позицию в центре аудитории. На экране проектора появилась презентация. Я объяснила студентам и присутствующим, как будет проходить баттл и по каким правилам, какие правила должны соблюдать команды в процессе выступления, по каким критериям будет оцениваться работа команд и экспертов (приложение 2).
После вступительного слова команды начали свои выступления поочередно, доказывая друг другу и присутствующим пользу и вред горячих напитков (приложение 3). Баттл сопровождался чаепитием. Вначале речь шла о кофе. Затем на волне позитивных эмоций мы перешли к обсуждению положительных и отрицательных моментов чая и шоколада. С приятным удивлением заметила, что никто не смотрел на часы, напротив, все боялись, что времени не хватит. Студенты работали быстро, продуктивно и с удовольствием. Сценарий выступлений учителя, студентов и экспертов представлен в приложении 4.
Поочередно выступая с собственным материалом, студенты не только приобретали опыт публичных выступлений, но и получали от присутствующих эмоциональную поддержку. Эксперты следили за их работой, чтобы подытожить спор и придти к единому мнению, то есть вынести заключение. После бурных выступлений команд, с заключением выступили эксперты.
По итогам выступлений команд и оценки экспертов делаю обобщающие, выводы и подвожу итоги (вместе со студентами выясняем что получилось, что не удалось, разбираем ошибки, замеченные экспертами). А в последние пять минут урока мы провели рефлексию. Обсудили, что смогли узнать нового, почему занятие понравилось, кто и какой заслуживает оценки. Закончив, мы поставили парты по местам.
Итоги эксперимента превзошли все мои ожидания. Главное, что удалось радикально повысить уровень интереса к предмету. Причем, не только в рамках конкретной группы, а среди других студентов лицея. Благодаря такому формату они увидели, что любая тема может быть «прикольной», веселой, что в ней много интересных фактов, дающих пищу для размышлений и сравнений. В связи с этим, повысилась творческая и исследовательская активность. Участники баттла, готовясь к нему, поняли, что это не так просто, как казалось в начале. Пришлось проштудировать большое количество литературы, и серьезно потрудиться над сравнительным анализом. Но оказалось, что все это вполне под силу.
Опираясь на свой собственный опыт, могу с уверенностью сказать, что не стоит бояться молодежных субкультур, а, наоборот, необходимо за ними постоянно следить и стараться использовать в практике преподавания.
Заключение
Баттл - технология эффективна не только на занятиях теоретического обучения, но и для проведения внеклассных мероприятий. Ее можно использовать и на учебных занятиях для самостоятельно изучения какой-либо учебной темы. Подготовку презентации можно предложить в качестве практического занятия на уроке информатики (к примеру, по теме «Разработка мультимедийных приложений» или «Работа с электронной почтой»). Таким образом, опробованная мною технология универсальна, может использоваться как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности педагога при проведении воспитательных мероприятий. Технологию баттла планирую использовать дальше, так как она показала свою эффективность как в воспитательных, так и в обучающих и развивающих целях.
Методическая разработка предназначена для проведения занятий теоретического обучения и внеклассных мероприятия среди студентов всех возрастных групп.
Использование Баттл-технологии обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных: осознание своего места в обществе; готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; умение использовать свои достижения для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- метапредметных: умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; использование различных видов познавательной деятельности для решения предметных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента); использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; умение анализировать и представлять информацию в различных видах; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Использование Баттл-технологии способствует формированию у студентов следующих общих компетенций:
- ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
- ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,
- ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,
- ОК 6 - Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
На основании вышеизложенного можно заключить, что формат эффективного усвоения информации в развлекательной атмосфере всех впечатлит, к тому же близок молодёжи – и это главное и сделать следующие выводы:
- баттл позволяет вести диалог с обучающимися, мягко и ненавязчиво подводя их к самостоятельному формулированию выводов и маленьких эмоциональных «открытий».
- при баттл всё так непринужденно, свободно и понятно и это гораздо интереснее, чем изучать какой либо материал по учебникам.
Литература
Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. М.: Народное образование, 2000.
Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение. Школьные технологии. 2000. № 4. 3.
Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
Приложения
Приложение 1
Целевая группа: преподаватели
Профессия: Повар, кондитер
Учебная дисциплина: МДК 04.02 «Приготовления и подготовки к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков сложного ассортимента»
Преподаватель: Павлова Наталья Николаевна
Наименование ОУ: КГБПОУ «ЕЛПО»
Проект занятия
Тема: «Характеристика горячих напитков».
Цель: Повышение мотивации и эмоциональности при изучении и усвоении материала по предмету с применением баттл-технологии в целях выяснения положительного и отрицательного влияния горячих напитков на организм человека.
Задачи: - способствовать развитию умений вести конструктивный аргументированный диалог;
- способствовать развитию исследовательских способностей;
- способствовать закреплению навыков поиска и систематизации информации в различных источниках.
- способствовать закреплению навыков презентации свое работы.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: интеллектуальное состязание с элементами дискуссии с применением Баттл-технологии
Метод ведения: Дебаттл
Планируемый результат: готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии;
- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами.
Место проведения: кабинет № 31 Технология кулинарного производства.
Продолжительность занятия: 1 урок 45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия: столы - ромашка 2 шт., компьютер, мультимедийный проектор
Методическое и дидактическое обеспечение: электронная презентация; сообщения студентов
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Заранее студенты выбрали двух экспертов, которые беспристрастно смогут оценивать результат и подводить итог соревнований, разделились на две группы (представители института питания и медицинского центра), каждая их которых собирала информацию: одна о положительном влиянии горячих напитков на организм человека, другая – об отрицательном влиянии напитков. Перед началом урока расставили столы, парты, стулья, поставили на столы, чай, кофе, конфеты.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Организационный этап
Цель: создать рабочую атмосферу на уроке; настроить студентов на плодотворную, творческую деятельность. Действенность данного этапа обеспечивает доброжелательный настрой преподавателя и студентов; собранность и сосредоточенность преподавателя. Это способствует быстрому включению учебной группы в деловой ритм. |
Деятельность студентов | Деятельность преподавателя | Примечание |
Приветствует преподавателя. Староста называет отсутствующих. Готовят тезисы выступления | Приветствует студентов: Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на занятии. Желаю вам успешной и плодотворной работы. Проверяет наличие студентов по журналу. Проверяет готовность студента к занятию. | |
Целеполагание
Цель: создание эффективных мотиваций и хорошего внутреннего состояния у студентов для плодотворной работы на занятии. На данном этапе студенты формируют умения планировать рабочее время с учётом важности задач; способность к выявлению оптимальных путей при выполнении работы; способность достигать планируемый результат |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | Примечание |
Слушают тему. Внимательно слушают, рассматривают слайды презентации. Формулируют цель урока. Слушают учителя. Запоминают правила проведения дебаттла, смотрят слайд презентации Запоминают правила для команд, смотрят слайд презентации Знакомятся с критериями оценивания. | Называет тему занятия: «Характеристика горячих напитков». Объясняет принципы проведение занятия: «Урок будет проходить в неформальной обстановке – в стиле дебаттла. Слово дебаттл состоит из двух слов: дебаты – публичный обмен мнениями и баттл – состязание. Поэтому дебаттл означает состязание между двумя сторонами (командами) по актуальной или спорной теме. Спор произойдет между представителями института питания (которые будут доказывать положительное влияние горячих напитков на организм человека) и представителями медицинского центра (они будут доказывать отрицательное влияние напитков). А наши эксперты будут внимательно следить за выступлениями, фиксировать ошибки и недочеты и в конце дискуссии огласят заключение» Задает вопрос: «Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока?» Проговаривает цель занятия: «Выяснение положительного и отрицательного влияния горячих напитков на организм человека» Проговаривает планируемый результат: «готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии; работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами» Объясняет правила проведения дебаттла: «Тема (тезис), утверждающая и отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, решение экспертов» Объясняет правила для команд: «Аргументы формулируются чётко и ясно и не должны повторяться, предмет спора - аргументы, факты, а не личность соперника, культура речи, аргументы приводит каждый участник команды» Знакомит с критериями оценивания: «Показывает на слайде и раздает студентам критерии оценивания работы студентов в командах и экспертов» | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8, 9 |
Проведение дебаттла
Цель: просветительская работа с подрастающим поколением, совершенствование форм духовного и нравственного воспитания; получение новых знаний из различных источников информации. На данном этапе студенты формируют умения по овладения профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями. Выполняя здания, студенты отрабатывают точность и правильность его выполнения, формируют навыки самостоятельности. |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | Примечание |
Представители обеих организаций по очереди представляют свои выступления о положительном и отрицательном влиянии горячего кофе на организм человека. Эксперты внимательно следят за выступлениями. Представители обеих организаций по очереди представляют свои выступления о положительном и отрицательном влиянии горячего чая на организм человека. Представители обеих организаций по очереди представляют свои выступления о положительном и отрицательном влиянии горячего шоколада на организм человека. Эксперты внимательно следят за выступлениями. Составляют заключение. Слушают преподавателя и экспертов. Эксперты зачитывают заключение. | Вступительное слово учителя: «В жизни каждого из нас присутствуют горячие напитки. На сегодняшний день нет человека, который бы хоть раз не выпил чашечку бодрящего кофейного напитка или стаканчик ароматного цейлонского чая. А кто бы смог отказаться в холодную погоду от горячего шоколада?! От потребления этих напитком мы получаем большое удовольствие. Наряду с этим, каждый из перечисленных напитков имеет немало полезных свойств, но есть и недостатки. Однако напитки бывают разные. Какая может быть польза и вред от напитков, которые человечество пьет ежедневно, наполняя жидкостью свой организм?» Слово учителя: «Коллеги, обратите внимание, что все эти эффекты проявляются только при потреблении кофе с кофеином. Кофе без кофеина нейтрален, его потребление судя по всему, не приносит ни вреда, ни пользы. О кофе на данный момент сказано очень много, давайте вернемся к чаю» Слово учителя: «Коллеги. Спорить о преимуществах горячих напитков, вроде чая или кофе, бесполезно, ведь они дают возможность нам взбодриться, проснуться, согреться и просто получить удовольствие от вкуса. Пришло время поговорить о шоколаде. Горячий шоколад – один из самых вкусных напитков. Такой напиток подходит для употребления как в утреннее время, на завтрак, таак и в течение дня. Горячий шоколад очень полезен для всего организма в целом. Однако как у каждого напитка так и у горячего шоколада есть свой вред. Чтобы извлечь из горячего шоколада только пользу необходимо разобраться, как же следует его употреблять и в каких количествах» Слово учителя: «Минуточку внимания. Конечно, польза и вред горячих напитков, обсуждаемых сегодня, напрямую зависят от здоровья человека и количества выпитой жидкости. Следовательно, не стоит пить кипяток. Пусть питье остынет, а если ждать нет возможности, то пить следует мелкими глотками и медленно. Существует и народный способ определения оптимальной температуры напитков, подходящей именно Вам. Нужно просто взять чашку с чаем (кофе и т.д.) в руки и если для рук температура приемлемая, то и напиток не будет слишком горячим для Вас. Коллеги, время обсуждения одной из актуальных тем на сегодняшний день о пользе и вреде горячих напитков, завершается. Надо подвести итог нашего спора и придти к единому мнению в конце концов. Ведь действительно у каждого напитка есть свои плюсы и минусы. Давайте подумаем и сделаем заключение. Пришло время послушать наших экспертов» | |
4. Заключительный этап (подведение итогов занятия).
Цель: дать возможность каждому студенту почувствовать значимость собственного мнения; способствовать закреплениюположительного эмоционального микроклимата на уроке. Подведение итогов занятия дает возможность студентам понять значимость выполненной работы, определить степень достижения целей и задач занятия. |
Деятельность студента | Деятельность преподавателя | Примечание |
| | |
Слушают, беседуют с преподавателем, высказывают свое мнение по поводу дебаттла. Эксперты называют ошибки по поводу выступление команд. Отвечает на вопросы. Благодарят учителя. | Подведение итогов занятия (давайте выясним, что получилось, что не удалось выполнить, послушаем мнение экспертов по поводу выступления команд, как вы думаете, достигнут ли планируемый результат). Выставление оценок. Рефлексия: На уроке я узнал, что… На уроке мне понравилось… У меня вызвало затруднение … Я вижу пользу в том… Полученные знания мне пригодятся… Благодарит студентов за проведенное занятие | Слайд 10 Слайд 11 |
Приложение 2
Критерии оценивания:
Работа студентов в командах
Оценка «отлично» ставится в случае выполнения следующих условий:
- аргументы формулируются четко и ясно;
- аргументы не повторяются;
- культура речи;
- артистизм при выполнении задания.
Оценка «хорошо» ставится в случае выполнения следующих условий:
- в формулировки аргументов прослеживается неясность;
- повторение информации;
- недостаточно прослеживается культура речи;
- артистизм при выполнении задания.
Оценка «удовлетворительно» ставится в случае выполнения условий:
- наличие грубых ошибок при формулировки аргументов;
- невыразительная речь;
- частое повторение информации.
- слабо прослеживается артистизм.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае отсутствия работы на уроке.
Работа студентов в роли экспертов
Оценка «отлично» ставится в случае выполнения следующих условий:
- внимательное наблюдение за выступлением представителей команд;
- грамотная формулировка заключения;
- культура речи;
Оценка «хорошо» ставится в случае выполнения следующих условий:
- не внимательное наблюдение за выступлением команд;
- в формулировки заключения допущены незначительные ошибки;
- недостаточно прослеживается культура речи;
Оценка «удовлетворительно» ставится в случае выполнения условий:
- отсутствие наблюдения за выступлением команд;
- в формулировки заключения допущены грубые ошибки;
- невыразительная речь.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае отсутствия работы на уроке.
Приложение 3
Выступления студентов.
Фото 1: вступительное слово преподавателя (ведущего)
Фото 2: выступления студентов (представители института питания и медицинского центра, которые поочередно доказывали положительное и отрицательное влияние горячих напитков на организм человека)
Приложение 4
Сценарий проведения урока
Вступительное слово учителя:
Тема урока «Характеристика горячих напитков». Урок, как вы уже поняли будет проходить в неформальной обстановке – в стиле дебаттла. Слово дебаттл состоит из двух слов: дебаты (обмен мыслями) – публичный обмен мнениями и баттл (бой, битва) – состязание. Поэтому дебаттл означает состязание между двумя сторонами (командами) по актуальной или спорной теме. Спор сегодня произойдет между представителями института питания (которые будут доказывать положительное влияние горячих напитков на организм человека) и представителями медицинского центра (они будут доказывать отрицательное влияние напитков на организм человека). А наши уважаемые эксперты будут внимательно следить за вашими выступлениями, фиксировать все ошибки и недочеты и в конце дискуссии огласят заключение. Назовите пожалуйста цель нашего занятия? Совершенно верно. Мы должны выяснить положительное и отрицательное влияние горячих напитков на организм человека.
Дебаттл будет проходить по следующим правилам:
1)Тема (тезис)
2) Утверждающая сторона
3) Отрицающая сторона
4) Аргументы
5) Поддержки и доказательства
6) Решение экспертов
Представители организаций в процессе выступления должны соблюдать следующие правила:
Аргументы формулируются чётко и ясно.
2. Аргументы не должны повторяться
3. Предмет спора - аргументы, факты, а не личность соперника.
Культура речи.
Аргументы приводит каждый участник команды.
Теперь ознакомьтесь с критериями, по которым будет оцениваться ваша работа…
В жизни каждого из нас присутствуют горячие напитки. На сегодняшний день нет человека, который бы хоть раз не выпил чашечку бодрящего кофейного напитка или стаканчик ароматного цейлонского чая. А кто бы смог отказаться в холодную погоду от горячего шоколада?! От потребления этих напитком мы получаем большое удовольствие. Наряду с этим, каждый из перечисленных напитков имеет немало полезных свойств, но есть и недостатки.
Однако напитки бывают разные. Какая может быть польза и вред от напитков, которые человечество пьет ежедневно, наполняя жидкостью свой организм? Что же мы знаем об этом? Давайте разберемся!
Выступления студентов
1 команда (польза) ФИО__________________________________________
Можно! Несомненная польза напитков, таких как черный чай или кофе, связана с замечательным тонизирующим эффектом. Доказано, например, что черный чай улучшает кровообращение и является природным антидепрессантом. А ароматный кофе, о пользе которого говорил еще академик И. Павлов, повышает работоспособность.
ФИО___________________________________________________________________
В пользе чая мало кто сомневается: миллиарды азиатов, употребляющих это горячее питьё в течение тысячелетий, не могут ошибаться. Чай превосходно утоляет жажду и бодрит, снижает уровень холестерина и нормализует работу сердечно-сосудистой системы, замедляет старение и даже делает людей умнее.
2 команда (вред) ФИО _________________________________________________
Несмотря на все замечательные свойства черного чая, если выпить его большое количество можно заработать бессонницу. Кофе же при чрезмерном употреблении отрицательно действует на сердце, сбивает с толку биологические часы человека и изменяет восприятие вкуса, а если пить его обжигающе горячим, то это может привести к развитию рака.
ФИО___________________________________________________________________
Действительно, употребление слишком горячих напитков является вероятной причиной рака пищевода и других органов. Точнее не сами напитки, а температура несут ответственность за развитие и увеличение раковых клеток. Каждая микротравма пищевода – это потенциальный риск развития рака. Горячий чай, кофе обжигают пищевод. Чтобы восстановить поврежденные участки, клетки вынуждены часто делиться, что само по себе увеличивает риск развития онкозаболевания.
1 команда (польза) ФИО________________________________________________
Позвольте вас разубедить: были проведены десятки исследований. Все они дали отрицательный результат: нет никакой связи между кофе и раком. Сегодня эти данные признаны. Есть основания полагать, что кофе может иметь профилактический эффект.
ФИО____________________________________________________________________
То же относится и к раку молочной железы у женщин. В данном случае исследование показало значительное снижение риска у молодых женщин, которые пьют по крайней мере 4 чашки кофе в день. Аналогично исследование показало, что потребление больших количеств кофе (6 чашек в день) очень существенно снижает риск развития этого рака в течение жизни.
2 команда (вред) ______________________________________________________
Однако обилие плюсов вовсе не исключает и минусы. Кофе отрицательно воздействует на нервную систему; вызывает зависимость при частом употреблении;
употребление напитка в больших количествах может приводить к психическим расстройствам; для беременных женщин напиток может стать причиной выкидыша; повышает кровяное давление; негативно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта; вызывает аллергические реакции; приводит к развитию глаукомы. Еще перечислять???
1 команда (польза) ФИО
Коллеги, позвольте вас перебить, я во многом с вами не согласен. Ряд недавних работ показал, что всего одна чашка кофе в день добавляет девять минут жизни и помогает справиться с забывчивостью, а три чашки кофе в день защищают мужчин от рака простаты.
ФИО_________________________________________________________________
Уважаемые коллеги, я хочу напомнить и о других открытиях, связанных с кофе: оказывается этот напиток на самом деле полезнее молока. Кроме того, он, как и чай снижает риск смерти на 15%. Кофе содержит мощный антиоксидант. Хлорогеновая кислота – это растительный антиоксидант, который способствует выведению из организма лишних свободных радикалов, провоцирующих такие серьёзные заболевания, как рак, инфаркт или инсульт, а также способствующих преждевременному старению.
ФИО_________________________________________________________________
Коллеги, позвольте добавить. Я не согласен с коллегами из медицинского центра. На самом деле кофе наоборот, повышает тонус; зеленый кофе помогает сбросить лишний вес; стимулирует функционирование сердца и улучшает состояние сосудов; укрепляет иммунитет; улучшает физическую активность; поддерживает гормональный баланс; улучшает работу органов пищеварения; обеспечивает внешнюю красоту.
Учитель Павлова Н.Н.
Коллеги, обратите внимание, что все эти эффекты проявляются только при потреблении кофе с кофеином. Кофе без кофеина нейтрален, его потребление судя по всему, не приносит ни вреда, ни пользы. О кофе на данный момент сказано очень много, давайте вернемся к чаю.
2 команда (вред) ФИО_________________________________________________
Можно мне сказать: Пить – здоровью вредить – это выражение теперь относится даже к простому горячему чаю. Регулярное употребление слишком горячего чая приводит к постоянным ожогам слизистых оболочек, ухудшая работа вкусовых рецепторов и снижая уровень удовлетворенности от принятия пищи. Отдельно хочу отметить негативное воздействие слишком горячих напитков на зубную эмаль и слизистые оболочки ротовой полости.
ФИО________________________________________________________________
Коллеги, можно я дополню. Чрезмерное употребление горячего крепкого чая вредит нервной и сердечнососудистой системам; вымывает многие нужные для человеческого организма микроэлементы; нежелателен для беременных женщин; отрицательное воздействие на кости и зубную эмаль; может вызвать кровотечение; может содержать тяжёлые металлы; иногда чай вреден для печени; употребление чая после еды может привести к нехватке железа; чай провоцирует бессонницу;
1 команда (польза) ФИО______________________________________________
Уважаемые коллеги… Чай является одним из наиболее популярных напитков в мире. Он особенно богат антиоксидантами. Есть, конечно, несколько видов чая, но самое мощное действие в предупреждении рака оказывает зеленый чай.
ФИО____________________________________________________________________
Польза горячего чая не вызывает сомнений: именно горячий чайный напиток оказывает антиоксидантное действие на организм; стабилизирует артериальное давление и понижает количество плохого холестерина в крови, в чем проявляется польза профилактики гипертонии и атеросклероза; зеленый горячий чай имеет свойство приостанавливать рост раковых клеток: особенно кожи и толстой кишки; уменьшает риск развития остеопороза, поскольку костная ткань становится более прочной – в этом несомненная польза для немолодых людей; благодаря полезным свойствам горячего чая при простудных заболеваниях рекомендовано частое питье – так организм освобождается от токсинов.
2 команда (вред) ФИО_________________________________________________
Коллеги, может вы в чем то и правы. Бодрящий эффект напитка имеет физиологическую основу: пульс учащается, кровоток ускоряется, надпочечники выделяют больше адреналина, центральная нервная система и головной мозг приходят в возбуждение… Утром или в разгар трудового дня чай — просто находка! А вот вечером чайное перевозбуждение может перебить вам весь сон. Если уж очень хочется чайку на ночь, лучше ограничиться травяными напитками, содержание кофеина в которых снижено по сравнению с чёрным и особенно зелёным чаем.
Учитель Павлова Н.Н.
Коллеги. Спорить о преимуществах горячих напитков, вроде чая или кофе, бесполезно, ведь они дают возможность нам взбодриться, проснуться, согреться и просто получить удовольствие от вкуса. Пришло время поговорить о шоколаде. Горячий шоколад – один из самых вкусных напитков. Такой напиток подходит для употребления как в утреннее время, на завтрак, таак и в течение дня. Горячий шоколад очень полезен для всего организма в целом. Однако как у каждого напитка так и у горячего шоколада есть свой вред. Чтобы извлечь из горячего шоколада только пользу необходимо разобраться, как же следует его употреблять и в каких количествах.
1 команда (польза) ФИО_______________________________________________
Некоторые считают, что польза от горячего шоколада намного больше, чем от обычно шоколада в твердом виде. И действительно в самом напитке содержание полезных веществ намного выше. Это можно объяснить тем, что при изготовлении шоколада, а именно плитки шоколада применяют технологии с очень высокими температурами. Поэтому все то, что находилось полезного в плитке шоколада просто убивается.
ФИО____________________________________________________________________
Коллеги. Когда у Вас плохое настроение, то напиток может его поднять. Это можно объяснить тем, что в горячем шоколаде находится фенэтитиламин. Этот элемент поднимает жизненный тонус. А также поможет Вам взбодриться в утреннее время.
2 команда (вред) ФИО________________________________________________
Коллеги. Если Вы употребляете горячий шоколад в очень больших количествах, то это может вызвать вред для организма. В состав напитка входят пурины, которые влияют на отложение солей. Именно это может повлиять на такие заболевания, как подагра и цистит.
ФИО_________________________________________________________________
Любителей шоколада не переспорить. Они как употребляли шоколад, так и будут продолжать употреблять его. Поэтому разрешите дать вам несколько советов: Если Вы растворяете шоколад в молоке, то это повышает калорийность напитка. Именно на это указывают диетологи. Поэтому, если у Вас есть возможность, то покупайте для такого напитка только обезжиренное молоко. Это поможет снизить калорийность. Всегда обращайте внимание на состав. Там могут присутствовать различные вредные добавки. Одна из таких добавок – загуститель, который вызывает аллергию.
1 команда (польза) ФИО____________________________________
Спасибо большое за поддержку. Хочу дополнить, что некоторым людям горячий шоколад помогает вылечиться от простуды. Но его нужно готовить на воде с добавлением небольшого количества перца и корицы. Когда боли в горле, то можно добавить немного меда.
ФИО___________________________________________________________________
Кроме этого, В холодное время года напиток поможет укрепить иммунную систему и уберечься от болезней; помогает удалить свободные радикалы из вашего организма; помогает задержать признаки старения кожи. Учеными доказано, что действие антиоксидантов увеличивается при помощи нагревания. Флавоноиды, которые содержатся в напитке, помогают избавиться от паразитов в организме, а также замедлить рост опухолей или же вообще предотвратить их. Еще шоколад способствует быстрому заживлению ран и разжижает кровь, препятствуя формированию тромбов. Поэтому польза от шоколада очень огромная.
Учитель Павлова Н.Н.
Минуточку внимания. Конечно, польза и вред горячих напитков, обсуждаемых сегодня, напрямую зависят от здоровья человека и количества выпитой жидкости. Следовательно, не стоит пить кипяток. Пусть питье остынет, а если ждать нет возможности, то пить следует мелкими глотками и медленно. Существует и народный способ определения оптимальной температуры напитков, подходящей именно Вам. Нужно просто взять чашку с чаем (кофе и т.д.) в руки и если для рук температура приемлемая, то и напиток не будет слишком горячим для Вас.
Коллеги, время обсуждения одной из актуальных тем на сегодняшний день о пользе и вреде горячих напитков, завершается. Надо подвести итог нашего спора и придти к единому мнению в конце концов. Ведь действительно у каждого напитка есть свои плюсы и минусы. Давайте подумаем и сделаем заключение. Пришло время послушать наших экспертов.
Эксперты: Заключение:
Большое спасибо обеим организациям за интересные и бурные выступления. Из ваших выступлений видно, что польза и вред кофе зависят непосредственно от количества его употребления. Все его составляющие компоненты очень полезны для организма человека, только в умеренных дозах. Таким образом, мы видим, что и чай, и кофе – это напитки, определенно полезные для здоровья. Но исследования доказали, что пить слишком горячий чай или кофе действительно вредно. Оптимальная температура для питья составляет 56°С.
Польза и вред горячего шоколада определяются входящими в его состав ингредиентами. Все любители какао отмечают улучшение настроения после выпитой чашки, такое действие обуславливается наличием в нем природного нейромедиатора – фенэтитиламина, который поднимает жизненный тонус. Вещество применяется в производстве стимуляторов и психоделиков. В то же время диетологи отмечают высокую калорийность лакомства, из-за большого содержания сахара и молока.
Известна польза горячего шоколада из-за антиоксидантов. Они предотвращают развитие онкологии и болезней сердца, замедляют старение, снижают возрастную дегенерацию кожи, освобождают организм от свободных радикалов.