Экологическая деятельность на 2017-2018 учебный год
Применение инновационных методов экологического образования и воспитания.
Котлярова Ольга Андреевна
учитель географии и биологии в
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала
Приобщение детей к экологической культуре, способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Экологические традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирование патриотических чувств и духовно – нравственных качеств.
Вводя детей в экологическую культуру, мы помогаем войти в мир чистого и прекрасного.
Экологическая деятельность, учреждения в 2015-2016 году включила в себя: Участие коллектива детей в открытии акции «Домик для птиц», «День Земли», «Чистая Земля».
Метод эмоционально – художественного воздействия.
В нашей школе, создана система работы по организации выставок, театральных постановок современных и русских народных сказок, с использованием фольклора и русских, мордовских народных костюмов, в изготовлении которых применяется экологически чистый материал. В основе работы над подготовкой театрализации сказок на материале фольклора стоит воспитания красоты в природе, созданных человеком в творениях и в самом человеке его внутреннем мире и созидательных поступках. Эта система работы нацелена на культурно-экологическое образование детей, развития в них начал духовности, богатой творческой саморазвивающейся личности.
Экологическое образование и воспитание нацелено на приобщение детей школьного возраста к истокам экологической культуры, через использование предметов русского народного, мордовского быта и русского, мордовского костюмов.
2. Оптимизация эффективности образовательного процесса в частности реализации модели «Дети и природа»
В рамках годового планирования систематически проводиться тематический самоконтроль по экологии, который открыл новые эффективные формы работы с детьми и родителями по систематизации и углублению знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
Педагогом были представлены непосредственная образовательная деятельность «Юные ботаники», «Как правильно пересаживать растения», «Мы любим природу».
Цель: Формирование целостности картины мира, приобретение первоначальных навыков туризма.
Метод тройственного сотрудничества (Ребёнок, педагог, родитель) Реализуется посредством экологических акций: «Домик для птиц»
Цель акции: Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах. Установить связь между изменениями условий и прилётам птиц. Воспитывать интерес к жизни птиц и заботливое отношение к ним.
«Снежная сказка»
.Цель акции: Организация экологического пространства участка в дополнительном образовании. Формировать знания детей о свойстве воды и снега, значении воды в жизни человека и всего живого на земле. Воспитывать бережное, экономное отношение к воде.
4.Метод экспериментирования.
Познавательная активность детей, реализуется в процессе экспериментирования. Главное достоинство применения метода:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
-Происходит обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнения и классификации, и обобщения и экстраполяции;
-Развивать речь ребёнка, т.к.. ему необходимо давать отчет об увиденном в окружающем мире, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
-Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целепомогания, способности преобразовывать какие либо предметы и явления, для достижения определённого результата.
Реализация исследовательской деятельности предполагает в дальнейшем более успешное усвоение школьных программ в соответствии с ФГОС.
5.Использование трудовой деятельности в экологии.
Благодатная и ответственная пора, когда перед ребёнком открывается во всем своём многообразии удивительный мир окружающей действительности, благодаря игре, трудовой деятельности школьник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительности.
Именно в этот период закладываются основы характера человека.
У каждого здорового школьника появляется потребность в деятельности.
Познавая окружающий мир, он стремиться действовать в этом мире.
Естественная потребность ребёнка в деятельности является прекрасной предпосылкой для воспитания личности, формирование у него высоконравственных качеств.
Все виды деятельности в которые вступает ребёнок (бытовая, игровая), учебная и трудовая, эмоциональное общение), выполняет важную функцию в формировании личности.
Воспитывать трудолюбие и бережное отношение к детей к природе - одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды..
Понимая всю значимость всестороннего развития, формирование личности ребёнка, мы серьёзное внимание уделяем организации работы всех возрастных категорий детей в уголке природы.
Цель: Привитие всем детям интереса к труду, воспитание ответственного отношения к своим обязанностям.
Любовь к природе достигается не словами, а тем как человек знает её, как умеет и любит трудиться, стремиться к её улучшению, к бережному отношению.
Ребёнок от природы склонен к подражательности, его интересует и привлекает. Он видит как трудятся взрослые, вначале его главным образом привлекают чисто внешние образные стороны, и он их (затем и свои наблюдения, интерес к труду взрослых)переносит в игру, изобразительную деятельность, в повседневную жизнь. Эти проявления детей используем в педагогических целях
«Чистая улица» - уборка от мусора территории школы, парков, скверов.
6.Метод реализации долгосрочного проекта.
Проект «Экологическая тропа» нацелена на развитие вариативных форм работы с детьми дополнительного образования в летний период. Новизна проекта заключается в содержании и в форме экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.
Во время экологических экскурсий у детей развивается: Наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребёнка оборачивается увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении, познании природы.
Работу на экологической тропе мы строим интересно и содержательно чтобы решать все практически экологического образования. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь новых организма в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.
Учитывая особенности возраста детей при организации работы на экологической тропе, используем разнообразные виды и формы организации детской деятельности: Экскурсии, опыты, наблюдения, экологические игры, конкурсы, эковикторины и праздники.
С помощью экологической тропинки используем земельный участок(дома творчества, клуба, школы) в экологическом образовании детей, наша территория – это зона максимальной экологической безопасности, которая обеспечивает функции:
-Оздоровительные;
-Развивающие;
-Социальные.
При выборе маршрута и объектов экологической тропы мы руководствуемся критериями:
-Включаем в неё как можно большего количества разнообразных и привлекательных внимание ребёнка объектов;
-Естественный ланшафт;
-организацию разнообразной эколого-ориентированной деятельности детей; поисково-познавательной, трудовой, художественной в интегрированных формах.
Экологическая тропа создаётся нами последовательно:
-Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
-фотографирование объектов и описание всех точек по схеме.
7.Метод организации культурно-экологического пространства
В самые холодные зимние дни дети много времени проводят в помещениях.
Мы создали «Зелёную дорожку». С её помощью проводятся наблюдения, эксперименты, простые опыты, узнают новое в обычном окружении, ребята смотрят экологические фильны.
«Зелёная дорожка» позволяет воспитывать детей через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивает эстетические чувства побуждению к участию посильной деятельности по уходу за растениями, охране и защите природы.
Список литературы:
Александрова Г.В., Лободин В.Т., Федоренко А.Д., В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дополнительного воспитания. - М; Методическое пособие –М Рыжова Н.А., Н.А., Я и природа: учебный – метод комплект по эколог образования в дополнительном образовании.-МЛИНКА_ПРЕСС;1996-С