XIX Краснодарский педагогический марафон Применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и их роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила:
Ешугова Зарема Хамидовна
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №30 г.Краснодара
Главная цель изучения истории в современной школе
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Целью специального образования детей
с ограниченными возможностями здоровья
является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.
технологию дистанционного обучения и др.
развивающее обучение;
проблемное обучение ;
систему инновационной оценки «портфель достижений»;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения (КСО);
К числу
современных
образовательных
технологий
можно отнести:
здоровьесберегающие технологии
проектные методы обучения;
информационно-коммуникационные технологии
исследовательские методы в обучении;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
технологию развития «критического мышления»;
технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр
Признаки инновационных технологий :
ориентированы на получение конкретного результата;
цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;
индивидуализация процесса обучения;
способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;
требует от учителя организации образовательного пространства урока;
устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;
способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
1. Здоровьесберегающие технологии;
2.Информационно-коммуникационные технологии;
3. Игровые технологии;
4. Технологию групповой работы или обучение в сотрудничестве;
5. Проектно-исследовательские технологии;
6. Технология критического мышления;
7. Технология разноуровнего обучения.
Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ
- усиление эмоционального восприятия материала;
- приобретение опыта речевого общения;
- освоение лексики, расширение словарного запаса;
- отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения;
- перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные.
- развитие эмпатических способностей обучающихся.
Функции игровой деятельности обучающихся с ОВЗ
- развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативная - игры способны оказать помощь обучающимся с ОВЗ помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками;
- самореализация ;
- игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, реальное положение обучающегося в коллективе;
- коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
УПРАЖНЕНИЕ “ БУКВЕННАЯ МОЗАИКА ”
Ответив на вопросы, составьте слово из букв указанных в скобках.
- Самый крупный остров в Эгейском море, на котором был построен лабиринт. (1 буква) – К рит.
- Автор поэм “ Илиада ” и “ Одиссея ” (2 буква) – Г о мер.
- Архонт, отменивший в Греции в 594 г. до н.э. долговое рабство (3 буква) - Со л он
- Самая высокая гора в Греции, где жили по преданию боги (1 буква) - О лимп
- Знатные и богатые правители Афинского полиса (5 буква) - архо н ты
- Название рабов в Спартанском государстве (1 буква) – и лоты.
- Название в Древней Греции власти народа, власти демоса (последняя буква) – демократи я. КОЛОНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ “ РЕСТАВРАЦИЯ “.
- Из предложенных вариантов ответов, вставьте пропущенные слова в текст. Если вы это сделаете правильно, то из букв, находящихся рядом с вариантом ответа, вы получите результат вашей работы на уроке.
- В VIII – V вв. до н.э. греки стали покидать свою родину. У каждого были свои причины. Крестьяне уезжали из – за угрозы…… В …….(№1) и … ы ……..(№ 2). Ремесленники и …… м ……. (№ 3) надеялись завязать … о… …(№ 4) с другими странами. А между знатью и …… л …….(№ 5) с переменным успехом шла борьба за власть. Только ……о…… (№ 6) оставались во власти своих хозяев и не могли покинуть Грецию
- На берегах Средиземного и…… д …….. (№ 7) морей греки основывали свои …… ц… ….(№ 8). Колония – это…… ы… …..(№ 9) в чужой стране.
МОЛОДЦЫ!
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:
во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
во-вторых, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы;
в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Групповые технологии (обучение в сотрудничестве)
Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество.
Урок- пресс-конференция
Урок-суд
Информационно – коммуникационные технологии
Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.
Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.
ИКТ позволяет решать задачу социализации обучающихся в обществе:
развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;
повысить уровень мотивации учащихся;
расширить зону индивидуальной активности ребенка;
находить источники дополнительной информации по предмету;
увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;
систематизировать новые для учащихся знания;
активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Технология критического мышления
Метод тонких и толстых вопросов.
Класс разбивается на две группы.
На листе №1 каждая группа записывает вопросы по предыдущей теме, например: «Начало образования единого Русского государства».
Вопросы нужно составлять грамотно.
После выполнения задания группы обмениваются вопросами и отвечают на них.
Затем оценивают ответы друг друга.
Заложена в “методику развивающего обучения”
Технология проектов
Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Другими словами, от теории к практике.
Цель проектного обучения:
создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения;
- развивают системное мышление.
Основные требования к использованию метода проектов
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Стимулирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Проектная деятельность
Пример 1 : учащиеся составляют кроссворды по разным темам. Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Для составления кроссвордов используются самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому чаще всего это одно из разновидностей домашнего мини-проекта. Кроссворды используются для проверки больших блоков пройденного материала.
Пример 2: в 6 классе по курсу истории средних веков учащиеся изготавливают мини-книжки «Средневековые рыцари», описывают внешний вид рыцаря, его занятия, быт. Все это сопровождается собственными иллюстрациями, с комментариями ученого историка.
Пример 3 : на уроке по истории России в 8-9 классах обучающиеся создают проекты с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например, презентации по разделам культуры, доклады об общественных и государственных деятелях, эссе.
Заключение
Таким образом, специальная (коррекционная) школа призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.
Спасибо
за внимание!