СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и их роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы на уроках истории при работе с детьми ОВЗ 

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и их роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.»

XIX Краснодарский педагогический марафон    Применение инновационных педагогических технологий на уроках  истории и их роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.   Подготовила:  Ешугова Зарема Хамидовна  учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №30 г.Краснодара

XIX Краснодарский педагогический марафон Применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и их роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила:

Ешугова Зарема Хамидовна

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №30 г.Краснодара

 Главная цель изучения истории в современной школе  образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.  Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Целью специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.

Главная цель изучения истории в современной школе

образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Целью специального образования детей

с ограниченными возможностями здоровья

является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.

технологию дистанционного обучения и др. развивающее обучение; проблемное обучение ; систему инновационной оценки «портфель достижений»; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии проектные методы обучения; информационно-коммуникационные технологии исследовательские методы в обучении; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); технологию развития «критического мышления»; технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр

технологию дистанционного обучения и др.

развивающее обучение;

проблемное обучение ;

систему инновационной оценки «портфель достижений»;

разноуровневое обучение;

коллективную систему обучения (КСО);

К числу

современных

образовательных

технологий

можно отнести:

здоровьесберегающие технологии

проектные методы обучения;

информационно-коммуникационные технологии

исследовательские методы в обучении;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

технологию развития «критического мышления»;

технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр

Признаки инновационных технологий :  ориентированы на получение конкретного результата;  цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;  индивидуализация процесса обучения;  способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;  требует от учителя организации образовательного пространства урока;  устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;  способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Признаки инновационных технологий :

 ориентированы на получение конкретного результата;

 цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;

 индивидуализация процесса обучения;

 способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;

 требует от учителя организации образовательного пространства урока;

 устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

 способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ: 1. Здоровьесберегающие технологии; 2.Информационно-коммуникационные технологии; 3. Игровые технологии; 4. Технологию групповой работы или обучение в сотрудничестве; 5. Проектно-исследовательские технологии; 6. Технология критического мышления; 7. Технология разноуровнего обучения.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Здоровьесберегающие технологии;

2.Информационно-коммуникационные технологии;

3. Игровые технологии;

4. Технологию групповой работы или обучение в сотрудничестве;

5. Проектно-исследовательские технологии;

6. Технология критического мышления;

7. Технология разноуровнего обучения.

Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ - усиление эмоционального восприятия материала; - приобретение опыта речевого общения; - освоение лексики, расширение словарного запаса; - отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения; - перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные. - развитие эмпатических способностей обучающихся.

Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ

- усиление эмоционального восприятия материала;

- приобретение опыта речевого общения;

- освоение лексики, расширение словарного запаса;

- отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения;

- перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные.

- развитие эмпатических способностей обучающихся.

Функции игровой деятельности обучающихся с ОВЗ - развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; - коммуникативная - игры способны оказать помощь обучающимся с ОВЗ помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками; - самореализация ;  - игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, реальное положение обучающегося в коллективе; - коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Функции игровой деятельности обучающихся с ОВЗ

- развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативная - игры способны оказать помощь обучающимся с ОВЗ помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками;

- самореализация ;

- игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, реальное положение обучающегося в коллективе;

- коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

УПРАЖНЕНИЕ “ БУКВЕННАЯ МОЗАИКА ”   Ответив на вопросы, составьте слово из букв указанных в скобках. Самый крупный остров в Эгейском море, на котором был построен лабиринт. (1 буква) – К рит. Автор поэм “ Илиада ” и “ Одиссея ” (2 буква) – Г о мер. Архонт, отменивший в Греции в 594 г. до н.э. долговое рабство (3 буква) - Со л он Самая высокая гора в Греции, где жили по преданию боги (1 буква) - О лимп Знатные и богатые правители Афинского полиса (5 буква) - архо н ты Название рабов в Спартанском государстве (1 буква) – и лоты. Название в Древней Греции власти народа, власти демоса (последняя буква) – демократи я. КОЛОНИЯ

УПРАЖНЕНИЕ “ БУКВЕННАЯ МОЗАИКА ”

 

Ответив на вопросы, составьте слово из букв указанных в скобках.

  • Самый крупный остров в Эгейском море, на котором был построен лабиринт. (1 буква) – К рит.
  • Автор поэм “ Илиада ” и “ Одиссея ” (2 буква) – Г о мер.
  • Архонт, отменивший в Греции в 594 г. до н.э. долговое рабство (3 буква) - Со л он
  • Самая высокая гора в Греции, где жили по преданию боги (1 буква) - О лимп
  • Знатные и богатые правители Афинского полиса (5 буква) - архо н ты
  • Название рабов в Спартанском государстве (1 буква) – и лоты.
  • Название в Древней Греции власти народа, власти демоса (последняя буква) – демократи я. КОЛОНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ “ РЕСТАВРАЦИЯ “. Из предложенных вариантов ответов, вставьте пропущенные слова в текст. Если вы это сделаете правильно, то из букв, находящихся рядом с вариантом ответа, вы получите результат вашей работы на уроке. В VIII – V вв. до н.э. греки стали покидать свою родину. У каждого были свои причины. Крестьяне уезжали из – за угрозы…… В …….(№1) и … ы ……..(№ 2). Ремесленники и …… м ……. (№ 3) надеялись завязать … о… …(№ 4) с другими странами. А между знатью и …… л …….(№ 5) с переменным успехом шла борьба за власть. Только ……о…… (№ 6) оставались во власти своих хозяев и не могли покинуть Грецию На берегах Средиземного и…… д …….. (№ 7) морей греки основывали свои …… ц… ….(№ 8). Колония – это…… ы… …..(№ 9) в чужой стране. МОЛОДЦЫ!

УПРАЖНЕНИЕ “ РЕСТАВРАЦИЯ “.

  • Из предложенных вариантов ответов, вставьте пропущенные слова в текст. Если вы это сделаете правильно, то из букв, находящихся рядом с вариантом ответа, вы получите результат вашей работы на уроке.
  • В VIII – V вв. до н.э. греки стали покидать свою родину. У каждого были свои причины. Крестьяне уезжали из – за угрозы…… В …….(№1) и … ы ……..(№ 2). Ремесленники и …… м ……. (№ 3) надеялись завязать … о… …(№ 4) с другими странами. А между знатью и …… л …….(№ 5) с переменным успехом шла борьба за власть. Только ……о…… (№ 6) оставались во власти своих хозяев и не могли покинуть Грецию
  • На берегах Средиземного и…… д …….. (№ 7) морей греки основывали свои …… ц… ….(№ 8). Колония – это…… ы… …..(№ 9) в чужой стране.

МОЛОДЦЫ!

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Групповые технологии  (обучение в сотрудничестве)   Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

во-вторых, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы;

в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Групповые технологии (обучение в сотрудничестве)

Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество.

Урок- пресс-конференция

Урок- пресс-конференция

Урок-суд

Урок-суд

Информационно – коммуникационные технологии  Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.  Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Информационно – коммуникационные технологии

Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.

Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

ИКТ позволяет решать задачу социализации обучающихся в обществе:  развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;  повысить уровень мотивации учащихся;  расширить зону индивидуальной активности ребенка;  находить источники дополнительной информации по предмету;  увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;  проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;  применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;  систематизировать новые для учащихся знания;  активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

ИКТ позволяет решать задачу социализации обучающихся в обществе:

 развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;

 повысить уровень мотивации учащихся;

 расширить зону индивидуальной активности ребенка;

 находить источники дополнительной информации по предмету;

 увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;

 проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;

 применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;

 систематизировать новые для учащихся знания;

 активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

Технология критического мышления Метод тонких и толстых вопросов.  Класс разбивается на две группы.  На листе №1 каждая группа записывает вопросы по предыдущей теме, например: «Начало образования единого Русского государства».  Вопросы нужно составлять грамотно.  После выполнения задания группы обмениваются вопросами и отвечают на них.  Затем оценивают ответы друг друга.  Заложена в “методику развивающего обучения”

Технология критического мышления

Метод тонких и толстых вопросов.

Класс разбивается на две группы.

 На листе №1 каждая группа записывает вопросы по предыдущей теме, например: «Начало образования единого Русского государства».

 Вопросы нужно составлять грамотно.

 После выполнения задания группы обмениваются вопросами и отвечают на них.

 Затем оценивают ответы друг друга.

 Заложена в “методику развивающего обучения”

Технология проектов  Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.  Другими словами, от теории к практике.

Технология проектов

Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Другими словами, от теории к практике.

Цель проектного обучения:  создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление.

Цель проектного обучения:

создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения;
  • развивают системное мышление.
Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта. Стимулирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Основные требования к использованию метода проектов

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
  • Стимулирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Проектная деятельность

Проектная деятельность

Пример 1 : учащиеся составляют кроссворды по разным темам. Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Для составления кроссвордов используются самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому чаще всего это одно из разновидностей домашнего мини-проекта. Кроссворды используются для проверки больших блоков пройденного материала.

Пример 2: в 6 классе по курсу истории средних веков учащиеся изготавливают мини-книжки «Средневековые рыцари», описывают внешний вид рыцаря, его занятия, быт. Все это сопровождается собственными иллюстрациями, с комментариями ученого историка.

Пример 3 : на уроке по истории России в 8-9 классах обучающиеся создают проекты с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например, презентации по разделам культуры, доклады об общественных и государственных деятелях, эссе.

Заключение Таким образом, специальная (коррекционная) школа призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.

Заключение

Таким образом, специальная (коррекционная) школа призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!