Применение инновационных технологий
в музыкально коррекционной работе с детьми с ТНР.
В организации образовательной деятельности детей ТНР используется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход. Музыкальную деятельность осуществляю через организацию непосредственно образовательной, музыкально – досуговой, совместной и самостоятельной деятельности.
М
узыкальные занятия могут быть определены как одна из форм своеобразной активной терапии. В зависимости от активности детей, степени их участия в процессе занятий и поставленных задач, музыкальная коррекция может быть представлена в форме активной (дети активно включены в процесс занятия –поют, двигаются, играют на музыкальных инструментах) и пассивной (рецептивной) музыкальной коррекции (когда только слушают музыку).
Занятия проводятся с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (музыкотерапия).
В сочетании с другими видами коррекционной работы музыкальные
занятия способствуют развитию эмоциональной-волевой сферы, повышают качество коммуникации, усиливают способности к саморегуляции.
Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения,
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми с ТНР является Игротерапия.
Учить, играя!
Игровая технология «Лепбук»
Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма
организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской
проектной деятельности взрослого с ребёнком.
Элемент технологии ТРИЗ – круги Луллия – основная цель – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. К этим методам относятся приёмы фантазирования и прекрасно используются в песенном творчестве.
Совместная игра на музыкальных инструментах - еще один вариант установления контакта с ребенком. Дети с первых занятий проявляют живой интерес к шумовым инструментам, я активно использую их на занятиях.
Очень важным направление в коррекционной работе является пение,
оно издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ.
Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус, умение сопереживать и поддерживать других людей.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста.Одна из основных задач театрально-игровой деятельности- это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.
Чтобы закрепить паузированную речь применяется метод «Сказкотерапия».
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.Ребенок, благодаря этому методу раскрепощается, расслабляется, становится активным участником занятия и перевоплотившись, говорит чистой речью героя. При «лечении» сказкой создается устойчивый эффект плавной речи.
Использование здоровье сберегающих технологий помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять их здоровье, воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни.
Личностно – ориентированные технологии.
В музыкально ритмической деятельности активно использую анимационные танцы и флэш-мобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми.
Коммуникативные танцы. Это возможность согласовать собственный замысел с замыслом сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Коммуникативные танцы дают положительный эффект в коррекции развития детей с ОВЗ, вовлекая ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая значимый результат. Участие в проектах позволяет установить положительные межличностные отношения между детьми, а также способствует активному включению родителей в образовательный процесс.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества», ежегодно реализуются проекты, посвященные этой тематике «Мой папа самый лучший».
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. Каждый год к 9Мая в нашем детском саду реализуется проект
«Никто не забыт, ни что не забыто».
Реализация Проекта «Классическая музыка в детском саду»
Участие в проекте «Путешествие в природу» детей, педагогов и родителей групы с ТНР, успешно завершилось выступлением команды в городской интеллектуально – творческой игре по экологическому воспитанию.
Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
Информационно – коммуникационные технологии.
Технология результативности.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения; дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность; они усваивают элементарные музыкальные знания, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают коррекционные задачи воспитания и развития, развиваются музыкально-творческие способности.