СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение инновационных технологий в учебном и воспитательном процессе (из опыта работы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология массового обучения  направлена на формирование сильной лич­ности, которая  способна жить и работать в непрерывно меняющемся мире, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний, они реализуют творческий потенциал обучающегося, заставляют проверить себя в деле.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий в учебном и воспитательном процессе (из опыта работы)»

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Кизима Н.В. Областное государственное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 59, п. Усть-Ордынский.


В настоящее время происходит смена приоритетов и социальных ценностей, связанная с научно-техническим прогрессом, которая также ставит новые цели и задачи перед системой образования. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Следовательно, в этих условиях учебный процесс требует постоянного совершенствования и перехода от репродуктивных методов обучения к активным методам, которые позволяют будущему специалисту погрузиться в атмосферу получаемой специальности. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности самого обучающегося.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.

Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах сегодня весьма актуальна для нашей страны. Высокие темпы развития мировой экономики, стремительно меняющиеся требования к специалисту, большой объем информации, необходимой для усвоения к концу обучения вынуждают использовать в образовании различные методы активного обучения.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания, исследована многими педагогами, но большинство этих методов сегодня находятся на стадии разработки и апробации. Поскольку мы концентрируем внимание на подготовке компетентного и высококвалифицированного специалиста, нам необходимо изучить наиболее эффективные методы, связанные с погружением в будущую профессиональную деятельность. Такими методами сегодня являются методы деловой игры. Деловые игры активно используются на предприятиях для решения проблемных вопросов в области управления и производства, но в учебном процессе эти методы не достаточно разработаны, что определяет актуальность данной проблемы.

На сегодняшний день существует противоречие: традиционная схема обучения, когда обучающимся передаются готовые знания, оказывается мало эффективной. Не всегда закрепле­ние теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и опреде­лять самостоятельно пути их разрешения.

Требуется совершенно иной подход к организации обуче­ния специалистов, нужна также и другая система взаимоотношений и взаимодействий между преподавателем и обучающимся.

Закономерно возникает вопрос: как изменить систему обучения специалистов, чтобы резко повы­сить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения их профессионализма? Если подходить с позиций учебного процесса, то в нем имеется две участвующие сторо­ны: с одной стороны, преподаватель, с другой - обучающийся. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что преподаватель должен выйти из рамок учителя, который владеет глубокими теоретическими знаниями, различными ме­тодиками, инструкциями и другими нормами. Он должен стать квалифицированным консультантом, владеющим современны­ми методами консультирования по разрешению различных проблем. В этом случае, обучающийся превра­щается в союзника преподавателя в решении различных проблем!

В чем изменяется роль обучающегося? Прежде всего, в том, что он становится активным участником учебного процесса. Сам формулирует цель, выявляет проблемы, анализирует информацию, вырабатывает критерии и воз­можные пути решения проблем. Роль преподавателя заключа­ется в направлении процесса обучения на разрешение практи­ческих проблем, приближение к реальным условиям. Таким образом, процесс обучения становится составной частью про­цесса совершенствования управления или производства.

Исследование американского преподавателя Эдгара Дейла показало, что люди запоминают лишь 10% того, что прочитали (чтение), 20% того, что услышали (слова), 30% что увидели (картины), 50% что услышали и увидели (экскурсия, демонстрация опыта и т. д.), 70% что говорят и пишут (написание), 90%, что сделали своими руками (моделирование эксперимента). Использование активных форм сделало процесс обучения более эффективным. Обучающиеся стали:
• связать новый материал с предыдущим;
• заинтересованы в том, что делают;
• четко знают, что должны делать, и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны преподавателя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают, когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.

Поиск новых форм и методов обучения является необходимым и закономерным процессом. Технология массового обучения направлена на формирование сильной лич­ности, которая способна жить и работать в непрерывно меняющемся мире, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний, они реализуют творческий потенциал обучающегося, заставляют проверить себя в деле.

Практика показывает, что обучающиеся будут соответствовать общим и профессиональным компетенциям, если: активное участие во время занятия, направленное на решение конкретных профессиональных задач позволит преодолеть ему противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, что приведёт к повышению качества усвоения учебного материала. Это возможно с применением в обучении деловой игры, так как игра – это вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определённых навыков и умений.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, в ходе которой перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные задачам, решаемым в ежедневной профессиональной деятельности. Главными словами в этом определении являются «имитация процесса» и «решение задач». Таким образом, деловая игра выступает как тренажёр, позволяющий выработать профессиональный навык, если дело касается профессии в целом, либо усвоить изучаемую дисциплину, проникнув в неё изнутри и сформировав к ней собственное мнение.

Применение деловых игр в учебном процессе даёт ряд преимуществ и для обучающегося, так и для преподавателя.

Для обучающегося деловая игра:

- делает учебный процесс более динамичным;

- побуждает к поиску дополнительной информации;

- развивает творческое мышление и, как результат, творческий подход к решению учебной задачи;

- помогает овладеть необходимыми профессиональными навыками, открыть в себе и развить новые личностные качества.

Для преподавателя деловая игра – это средство оценки своей работы, т. к. в ходе деловой игры преподаватель может вовремя увидеть пробелы в знаниях и обучающихся и заполнить их недостающей информацией. Кроме того преподаватель сможет:

- определить уровень коммуникативных навыков;

- увидеть личностные качества обучающихся;

- проанализировать особенности мыслительных процессов у отдельных обучающихся (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решение и т.п.);

- определить уровень профессиональной подготовленности;

- повысить качество усвоения учебного материала, т. е. выполнить основную функцию преподавателя.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретённым в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, который пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Также достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

Освоение специальных дисциплин по профессии «Бухгалтер» предполагает их осмысление на практических примерах и заданиях, в процессе выполнения которых обучающиеся закрепляют и систематизируют, конкретизируют теоретические знания, приобретают и отрабатывают необходимые умения и навыки.

В компетенции бухгалтера входят:

- способность использовать математические и статистические методы;

- использование информационных технологий;

- моделирование решений, стратегического планирования и анализ рисков;

- составление разных видов отчётности;

- умение ориентироваться в рыночных методах хозяйствования;

- знание и соблюдение законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность.

Кроме профессиональных компетенций, востребованными являются такие качества, как умение работать в команде, аналитическое мышление, знание компьютерных технологий, умение быстро ориентироваться в условиях неопределенности, креативность мышления, соблюдение этики делового и управленческого общения.

Я работаю преподавателем специальных дисциплин в профессиональном училище 9 лет. И могу с уверенностью говорить о том, что большинство обучающихся имеют низкий уровень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков. Эти обстоятельства обязывают находить особые средства для организации образовательного процесса. Помимо этого возникает необходимость в иной системе оценки знаний, поскольку учащиеся потеряли веру в свои возможности и не имеют желания вкладывать усилия в улучшение своих результатов.

В начале педагогической деятельности я изучила достаточно много специальной литературы, ориентированной на обучение немотивированных учащихся и опробовала разные подходы к обучению, в том числе проблемное обучение, коллективная форма обучения, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, игровые технологии. Но результат обучения говорил о том, что развитие творческого мышления, выработка практических навыков оказались сформированными лишь у незначительного числа обучаемых. Такой процесс обучения целенаправленно формирует односторонних специалистов, способных выполнять исполнительские функции. Кроме того, у обучающихся наблюдается значительное снижение творческого потенциала и заинтересованности в своей будущей профессии и возможностях применения собственных знаний на практике.

Поэтому, очевидной стала необходимость внедрения активных форм и методов обучения, которые призваны преодолеть слабости традиционных методов обучения.

Наиболее эффективными методами активного обучения, применительно к профессии «Бухгалтер», на мой взгляд, являются уроки- КВНы, олимпиады, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач и деловая игра.

Хочу отметить, что деловые игры нравятся обучающимся, особенно тем, кто имеет среднюю и низкую успеваемость, потому что дают возможность каждому показать свои индивидуальные способности, раскрепоститься и самовыразиться.

Использование УМК и активных форм и методов обучения считаю специфичным, поэтому важным, потому что их применение обусловлено, прежде всего, уровнем профессиональной подготовки обучающихся. И как следствие они дают положительную динамику качества знаний и успеваемости обучаемых на разных уровнях обучения.

Обобщая опыт работы по использованию активных методов обучения, а конкретно деловой игры, я провела исследование. Организация деловой игры и степень ее влияния на качество знаний обучающихся по профессии «Бухгалтер». Проведенный эксперимент показал: все показатели характеристики качества знаний по экспериментальным предметам «Теория бухгалтерского учёта», «Бухгалтерский учёт» по сравнению с контрольным предметом «Маркетинг» повысились. Особенно, такие как конкретность, системность, систематичность, оперативность, т.е. те, при которых необходимо творческое применение имеющихся знаний и умений в новой ситуации. Эксперимент подтвердил эффективность проведения деловой игры и доказал ее влияние на повышение качества знаний обучающихся.


В приложении отражены фрагменты деловой игры «Битва титанов», которая проводилась в группе бухгалтеров, как итоговое мероприятие по изучению курса «Бухгалтерский учёт».














Итоговая ведомость

1.

Представление

отрядов

Макс.

5 баллов



2.

Перекрёстный огонь

Макс. 10 баллов (непр.отв или капитуляцию – 1 балл



3.

Поединок капитанов

Макс. 11 баллов

А макс. 3 балла

Б макс. 2 балла

В макс. 3 балла

Г 1 или 0 баллов

Д 1 или 0 баллов

Е 1 или 0 баллов

итого















4.

Захват языка

Макс. 10 баллов, за каждую ошибку или не заполнение – 1 балл



5.

Снайпер

Макс. 10 баллов – 1 балл за неправ. ответ



6.

Перемирие

Максимальное 5 баллов



Итого

-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!