Просмотр содержимого документа
«Применение интеллект - карт в ДОУ"»
МАДОУ «Волшебница»
Мастер – класс для воспитателей : «Применение интеллект-карт в доу».
Воспитатель: Поленова Ю.В
Лабытнанги 2021 г.
Интеллект-карта —это графическое выражение процесса радиантного мышления. Радиантное мышление—это процесс, с помощью которого мозг человека мыслит и генерирует идеи. Интеллект-карта образует внешнее зеркало, отражающее то, что происходит внутри нас. Интеллект-карта —это наглядный, графический инструмент мышления, который может применяться по отношению ко всему, особенно к памяти, творчеству, учебе и всем формам мышления.
- Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
- Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект карт:
- Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга)со множеством ответвлений;
- Взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты;
- Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»;
- Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти;
- Ассоциативное мышление (мышление образами) преобладает в дошкольном возрасте;
- Радиантное мышление человека(возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации).
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью : всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью : хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью : благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью : интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра : пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Использование интеллект-карт Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
- Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
- Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
- Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
- Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
- Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
- Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Общие советы (требования) к составлению любой интеллект – карты.
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Правила построения интеллект-карты
Алгоритм создания интеллект карт в ДОУ:
- Постановка цели – рождение идеи.
- «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
- Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования».
- «Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования».
Интеллект-карты нашей группы «Бельчата»
В мире книги
Олимпийские игры
Элементы городецкой росписи
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Интеллект карты являются универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Литература:
- 1. Акименко В.М.Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
- 2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
- 3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.
- 4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.
- 5. Сумина В.А., ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»
- Обеспечение речевой реабилитации обучающихся с ТНР средствами коррекционных технологий, основанных на нейропсихологических теориях. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ. Секция 1. Особенности реализации рекомендаций ПМПК в условиях неспециализированных образовательных организаций: сборник материалов II педагогических чтений им. первого министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова. – Екатеринбург. СОПК, 2013.Часть 1. – 122 с.
- 6. http://www.mindmap.ru/
- 7. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml8. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/
- 9. http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33