СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интерактивных технологий при изучении раздела экономика, учебной дисциплины "Обществознание"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по обобщению опыта по применению интерактивных форм проведения занятий по экономическим темам

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных технологий при изучении раздела экономика, учебной дисциплины "Обществознание"»

Тема: Применение интерактивных технологий при изучении раздела «ЭКОНОМИКА» учебной дисциплины обществознание Выполнила преподаватель Вострикова О.Г Филиал КГБ ПОУ «УАПК» в Ханкайском районе

Тема:

Применение интерактивных

технологий при изучении раздела «ЭКОНОМИКА»

учебной дисциплины обществознание

  • Выполнила преподаватель Вострикова О.Г
  • Филиал КГБ ПОУ «УАПК» в Ханкайском районе
 ЦЕЛЬ РАБОТЫ –рассмотреть нетрадиционные  формы обучения на уроках раздела экономики дисциплины «Обществознание»  . Объект работы: новые формы ведения уроков Предмет работы: нетрадиционные формы обучения

ЦЕЛЬ РАБОТЫ –рассмотреть нетрадиционные

формы обучения на уроках раздела экономики дисциплины «Обществознание»

.

Объект работы:

новые формы ведения уроков

Предмет работы:

нетрадиционные формы обучения

Задачи : обучение студентов с помощью применения нетрадиционных форм обучения; разработка уроков нетрадиционных форм обучения

Задачи :

  • обучение студентов с помощью применения нетрадиционных

форм обучения;

  • разработка уроков нетрадиционных форм обучения

Требования ФГОС нового поколения к проведению урока: Должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению, воспитывать потребность в знаниях. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке. Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения. Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся .

Требования ФГОС нового поколения к проведению урока:

  • Должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению, воспитывать потребность в знаниях.
  • Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.
  • Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
  • Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
  • Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся .
Деловые и ролевые игры Групповые формы урока Урок-суд  Нетрадиционные формы уроков Урок-КВН Пресс Конфере нции Урок-соревнование

Деловые и ролевые игры

Групповые формы урока

Урок-суд

Нетрадиционные формы уроков

Урок-КВН

Пресс

Конфере

нции

Урок-соревнование

Урок деловая игра «Семейный бюджет» Подведение итогов Учащиеся делятся на группы(семьи) Игровая ситуация 3. Семейный отдых Ставится задача перед группами Игровая ситуация 2. Празднование дня рождения члена семьи Составляется бюджет семьи из предложенных источников доходов и статусов членов семьи Игровая ситуация 1.Формирование потребительской корзины

Урок деловая игра «Семейный бюджет»

Подведение итогов

Учащиеся делятся на группы(семьи)

Игровая ситуация

3. Семейный отдых

Ставится задача перед группами

Игровая ситуация

2. Празднование дня рождения члена семьи

Составляется бюджет семьи из предложенных источников доходов и статусов членов семьи

Игровая ситуация

1.Формирование потребительской корзины

Урок ролевая игра Тема «Открытие фирмы» Организационный  Работа в группах Правила регистрации фирмы Подведение итогов Распределение ролей Участники каждой группы отвечают на вопросы регистрационной комиссии по правилам регистрации фирмы. 4. Правила регистрации фирмы 1.Организационный  Постановка цели и задач перед обучающимися 2.Распределение ролей 1.Формирование регистрационной комиссии 2.Формирование групп открывающих фирмы 1.Объявление о фирмах созданных и прошедших регистрацию 2.Оценивание работ участников 5.Подведение итогов 3.Работа в группах 1.Составление презентации 2.Устав фирмы

Урок ролевая игра

Тема «Открытие фирмы»

Организационный

Работа в группах

Правила регистрации фирмы

Подведение итогов

Распределение

ролей

Участники каждой группы отвечают на вопросы регистрационной комиссии по правилам регистрации фирмы.

4. Правила регистрации фирмы

1.Организационный

Постановка цели и задач перед обучающимися

2.Распределение

ролей

1.Формирование регистрационной комиссии

2.Формирование групп открывающих фирмы

1.Объявление о фирмах созданных и прошедших регистрацию

2.Оценивание работ участников

5.Подведение итогов

3.Работа в группах

1.Составление презентации

2.Устав фирмы

Урок конференция  «Деньги» Подведение итогов Организационный момент Выступление участников Организационный момент Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции Представление участников, членов жюри . Темы выступлений: 1.История возникновения денег 2.Функции денег 3.Методы защиты банкнот 4.Главный банк России 5.Денежная масса Выступление Подведение итогов Награждение участников конференции

Урок конференция

«Деньги»

Подведение итогов

Организационный момент

Выступление участников

Организационный момент

Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции

Представление участников, членов жюри .

Темы выступлений:

1.История возникновения денег

2.Функции денег

3.Методы защиты банкнот

4.Главный банк России

5.Денежная масса

Выступление

Подведение итогов

Награждение участников конференции

Урок КВН «ВВП» Задания Презентация (представление команд) Конкурс экономических терминов из приведённого текста (разминка) Решение задач по ВВП( задания для команд ) Игра со зрителями (экономические загадки) Решение кроссворда ( для капитанов) Игра со зрителями (составление слов из прилагаемого набора букв Домашнее задание (презентация ВВП России)

Урок КВН «ВВП»

Задания

Презентация (представление команд)

Конкурс экономических терминов из приведённого текста (разминка)

Решение задач по ВВП( задания для команд )

Игра со зрителями

(экономические загадки)

Решение кроссворда ( для капитанов)

Игра со зрителями (составление слов из прилагаемого набора букв

Домашнее задание

(презентация ВВП России)

Синквейн «Налоги» В переводе с французского синквейн означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: 1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.  2 строка - два прилагательных.  3 строка - три глагола.  4 строка - фраза, несущая определенный смысл.  5 строка - резюме, вывод, одно(два) слова, существительное(обычно) Пример; Налог Прямой, косвенный  рассчитывается, взимается, оплачивается Необходим для бюджета страны Платёж

Синквейн «Налоги»

В переводе с французского синквейн означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам:

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка - два прилагательных. 3 строка - три глагола. 4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - резюме, вывод, одно(два) слова, существительное(обычно)

Пример;

Налог

Прямой, косвенный рассчитывается, взимается, оплачивается

Необходим для бюджета страны

Платёж

Урок с применением «кейса» тема : Экономические ресурсы  Под кейсом (ситуацией) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.  Работа обучающегося с кейсом: 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем); 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Урок с применением «кейса» тема : Экономические ресурсы

Под кейсом (ситуацией) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Работа обучающегося с кейсом:

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем);

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Фаза работы До занятия Действия преподавателя Действия студента 1.  Подбирает кейс. Во время занятия 2.  Определяет основные и вспомогательные материалы. 1.  Получает кейс и список рекомендуемой литературы. После занятий 1.  Организует предварительное обсуждение кейса. 3.  Разрабатывает сценарий занятий. 2.  Самостоятельно готовится к занятию. 2.  Делит группу на подгруппы. 1.  Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 1.  Оценивает работу студентов 3.  Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. 2.  Разрабатывает варианты решений. 2.  Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. 1. Составляет письменный отчёт (проект) по данной теме. 3.  Принимает или участвует в принятии решений.

Фаза работы

До занятия

Действия преподавателя

Действия студента

1. Подбирает кейс.

Во время занятия

2. Определяет основные и вспомогательные материалы.

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

После занятий

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

3. Разрабатывает сценарий занятий.

2. Самостоятельно готовится к занятию.

2. Делит группу на подгруппы.

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

1. Оценивает работу студентов

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

2. Разрабатывает варианты решений.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

1. Составляет письменный отчёт (проект) по данной теме.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

Кейс 1. Проблема ограниченности ресурсов

Вопрос ограниченности ресурсов в современном мире является одним из самых актуальных. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ. Увеличение численности населения планеты, возрастание и усложнение потребностей, рост объемов производства и ускорение научно-технического прогресса (НТП) требует все большего количества ресурсов для производства благ.

Наиболее остро стоит проблема ограниченности природных ресурсов. Так по подсчетам исследователей Международного энергетического агентства (IEA), топлива всех видов на планете хватит на 800 лет (оптимистический прогноз), а при возрастании темпов НТП – на 150 лет (пессимистический прогноз)[1].

Основными видами топлива в настоящее время являются нефть, природный газ и уголь. Мировое потребление ископаемых видов топлива составляет около 12 млрд т. в год. За последние 20 лет мировое энергопотребление возросло на 30% (и этот рост продолжится в связи ростом потребностей бурно развивающихся стран азиатского региона). В будущем существует угроза дефицита энергии и топлива, что уже сейчас проявляется в энергетических кризисах (в 1973, 1990, 2000, 2005, 2009, 2011 годах).

Все большую актуальность приобретает политика энергосбережения и повышения энергоэффективности. Создаются новые виды топлива (например, биотопливо – топливо из биомассы). Идет развитие альтернативных источников энергии: солнечной энергетики, ветроэнергетики, гидротермальной энергетики. В 2010 году в Евросоюзе доля электроэнергии, получаемой из альтернативных источников, составляла 12,5%. Однако в целом на альтернативные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии.

По оценкам Международного энергетического агентства по запасам нефти Россия занимает 5-е место в мире (60 млрд баррелей), по запасам газа – 1-е место (1,7 трлн куб. футов). Однако при современных темпах роста потребления запасы сырой нефти могут быть исчерпаны через 30-40 лет, природного газа - через 60-80 лет[2].

При этом энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в 3 раза, чем в странах Евросоюза и Японии. Основную роль в этом играют устаревшее оборудование и технологии производства на большинстве предприятий. Особо низкой энергоэффективностью отличается сфера ЖКХ, также добывающая и перерабатывающая промышленность, строительство, транспорт и другие отрасли .

Вопросы : 1. Какие факторы влияют на рост потребностей в топливно-энергетических ресурсах ? 2. Как ограниченность топливно-энергетических ресурсов влияет на поиск более эффективных способов их использования? 3. Каковы, по вашему мнению, возможности и пути преодоления энергетического кризиса? 4. Назовите причины высокой энергоемкости российской экономики. 5. В каких направлениях необходимо проводить политику энергосбрежения в России?

Вопросы :

1. Какие факторы влияют на рост потребностей в топливно-энергетических ресурсах ?

2. Как ограниченность топливно-энергетических ресурсов влияет на поиск более эффективных способов их использования?

3. Каковы, по вашему мнению, возможности и пути преодоления энергетического кризиса?

4. Назовите причины высокой энергоемкости российской экономики.

5. В каких направлениях необходимо проводить политику энергосбрежения в России?

Значение применения нетрадиционных уроков: У студентов развиваются способности самостоятельного решения проблем. Происходит накопление знаний, умений и навыков. Подготовка студента как субъекта своей образовательной деятельности. Стимулирование интереса и мотивации обучающихся . (происходит возбуждение познавательного интереса). Активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, восприятие, мышление. Расширяется кругозор студентов за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников. Формируется у студентов стойкий интерес к предмету. Воспитывается культура общения и потребность в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности. Способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, развитию ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитию творчества и фантазии.

Значение применения нетрадиционных уроков:

  • У студентов развиваются способности самостоятельного решения проблем.
  • Происходит накопление знаний, умений и навыков.
  • Подготовка студента как субъекта своей образовательной деятельности.
  • Стимулирование интереса и мотивации обучающихся . (происходит возбуждение познавательного интереса).
  • Активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, восприятие, мышление.
  • Расширяется кругозор студентов за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников.
  • Формируется у студентов стойкий интерес к предмету.
  • Воспитывается культура общения и потребность в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности.
  • Способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, развитию ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитию творчества и фантазии.
   Список литературы:  ФГОС 3 поколения для НПО и СПО Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды.– М Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе . М.,1998. Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М; 1978. http://studopedia.ru/7_189414_novie-i-netraditsionnie-formi-provedeniya-urokov.html

Список литературы:

  • ФГОС 3 поколения для НПО и СПО
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды.– М
  • Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе . М.,1998.
  • Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М; 1978.
  • http://studopedia.ru/7_189414_novie-i-netraditsionnie-formi-provedeniya-urokov.html
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание