СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейс-метода на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о применении кейс-метода

Просмотр содержимого документа
«Применение кейс-метода на уроках технологии»

Применение кейс-метода на уроках технологии

Долгое время главной целью образования выступала передача фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. В современном мире данный подход считается уже менее эффективным, а главной целью становится обучить умению овладевать  и  применять новую информацию для решения различных задач.

Среди многообразия современных методов и технологий обучения в образовании важное место отводится кейс-методу. Кейс-метод - это педагогическая технология проблемно-ситуационного типа, которая предполагает использование в процессе обучения реальных или близких к ним ситуаций экономического, производственного, управленческого характера с дальнейшим анализом и принятием обоснованных решений [1, с. 94-95].

В основе кейса лежит реальный фактический материал или приближенный к ситуации, проблема которого не имеет однозначного решения. Метод может применяться как самостоятельной, так и групповой работе учащихся, формируя коммуникативные способности.

Главным отличием кейса от проблемной ситуации является предъявление учащимся проблемы в неявном виде, которую предстоит вычленить из содержащейся в кейсе информации. Преимуществом кейс-методов является возможность оптимального сочетания теории и практики, что способствует формированию таких умений как анализ ситуаций, выбор оптимального варианта, планирование. При периодическом применении данного метода у учащихся появляется опыт решения практических задач. Важным этапом работы является правильная постановка учебной задачи.

Данный метод был применен мной при изучении темы «Ремонт помещений» в 6 классе. Целью данного урока было научить учащихся анализировать и отбирать необходимую информацию для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, предлагать альтернативные пути и оценивать их, выбирать оптимальный вариант. Четырем группам обучающихся были даны ситуации из жизни семьи Ивановых, члены которой решили сделать ремонт в своей квартире. Каждый из членов семьи предъявлял свои требования к конкретной комнате: кухне, гостиной, спальне, детской. Группа получала конкретную ситуацию и, пользуясь учебными пособиями, каталогами материалов для ремонта, дополнительным материалом должна была помочь семье подобрать необходимые материалы для ремонта с учетом выставляемых требований и выполнить эскиз с целью подбора материалов и цветового решения комнаты.

Также данную методику я также применяла на уроке в восьмом классе при изучении темы «Бюджет семьи». На одном из уроков предложила детям следующую ситуацию: семья Петровых готовится к празднику (День рождения ребенка). Заранее была задана сумма, в которую Петровы хотят уложиться. Обучающимся была поставлена следующая задача: работая в группах, предложить варианты проведения праздника и распределения бюджета, примерные варианты меню, украшения и т.д. Группам в процессе работы предлагалось пользоваться дополнительными материалами, учебными пособиями, ресурсами сети интернет. В ходе урока я наблюдала за работой групп, при необходимости направляя их работу.

В седьмом классе при изучении темы «Свойства текстильных волокон» предложила семиклассникам такой кейс: «Людмила Ивановна потеряла этикетку от платья. Платье любимое и Людмила Ивановна хотела бы сохранить его подольше, но она не знает как за ним ухаживать. Перед вами ткань, из которого сделано платье Людмилы Ивановны. Определите из каких волокон оно сделано, как ухаживать». Группы в процессе работы определили из какой ткани сделано платье, нашли как ухаживать за изделиями из такой ткани и написали памятку.

На уроках кулинарии пробовала использовать этот метод как способ разнообразить деятельность обучающихся. Детям выдается следующая ситуация: «Петечка Иванов решил воспользоваться своими знаниями по технологии и приготовить ужин родителям. В доме имеются следующие продукты (список). Что может приготовить Петечка Иванов из этого набора продуктов, если он изучал кулинарию в пятом и шестом классе». Это задание позволяет детям соотнести свои знания с реальной жизнью.

В процессе работы над кейсами дети изучали новую информацию, учились ее анализировать, высказывать и отстаивать свое мнение, а также слушать других. В конце уроков прошла презентация и экспертиза результатов групп на общей дискуссии. В процессе рефлексии дети положительно отозвались о работе с данным методом, посчитали его интересным, позволяющим не только получить знания, но и небольшой социальный опыт.

Применение кейс-методов на уроках технологии могут стать прекрасной альтернативой классическому уроку. При этом данная технология поможет учащимся раскрыть потенциал не только в рамках одной дисциплины, но и других сферах деятельности.

Список литературы:

1. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. 2014. № 1 (10). С. 94-95.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!