Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№ 10 х. Новосадковский.
Доклад
«Применение кейс-технологии на уроках истории»
Учитель истории
и обществознания Усик А.П.
х. Новосадковский
2022 г.
Название кейс-технология произошло от английского слова «чемоданчик», «портфель». То есть в данном случае можно перевести как «папка документов», «портфель документов». Также есть второй вариант перевода от слова case – случай, то есть метод подразумевает анализ конкретных случаев. То есть, решая конкретный случай, учащиеся анализируют весь имеющийся у них набор документов по конкретному случаю, ситуации, на основании чего выдвигается проблема, а также определяется путь решения данной проблемы
Данный метод произошел из Соединенных Штатов Америки. Источником происхождения данного метода является Школа бизнеса при Гарвардском университете. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.
Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, в России принято говорит, метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соответствует требованиям к образованию сегодня
У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
По сути, метод кейс-технологий широко применялся в России и ранее. Только этот метод носил другие названия, а также не было методического обоснования, практических разработок в этом направлении. Ближайшими аналогами является метод применения развивающих образовательных ситуаций, метод дискуссий, различные методы и технологии, применяемые в рамках системно-деятельностного подхода
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности
Структура процесса обучения по кейс – технологии
Структура кейса, предлагаемого учащимся, включает в себя
- Краткое, запоминающееся название («Последний дворцовый переворот», «Эпоха Великих реформ», «Быть или не быть?»).
- Введение (сведения о действующих лицах кейса, факты и события, проблема, гипотеза).
- Основная часть (информация для анализа ситуации).
- Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).
- Вопросы для обсуждения.
- Инструкции по работе с кейсом.
Технология работы с кейсом на уроках истории, включает в себя следующие этапы:
- введение обучаемых в содержание кейса (5-7 мин.);
- самостоятельная работа в малых группах с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия) 20-25 мин.;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы) 10 мин.;
- подведение итогов 5 мин.
Школьникам предлагается случай (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным
- имеющий прецеденты,
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы , диаграммы , символы, фотографии, рисунки , карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т.д
Весь процесс обучения можно разделить на несколько этапов.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке. (который включает в себя:
Аналитический этап (начало обсуждения кейса).
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
Итоговый этап (презентация групповых решений).
Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.
Тематика кейс-технологии может быть разнообразна и может применяться при изучении любых тем на любом уровне. Конечно, это требует определенной подготовки и уже имеющих знаний по лексическим темам, так, чтобы ученики могли закрепить. Как правило при применении кейс технологии создаются так назваемые «фокус-группы» . В каждой группе по 4-5 человек.
Кейс должен отвечать следующим условиям.
наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
определенная хронология событий, временные рамки,
наличие реальной проблемы, конфликта,
ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств. Целесообразно проводить урок в неформальной обстановке, в виде пресс – конференций, круглых столов, семинаров, что позволяет существенно повысить уровень открытости учащихся не только для общения, но и для получения новых знаний. Рекомендуется прорабатывать различные ситуации, касающиеся темы урока, решать практические и ситуационные задачи. Именно этот прием дает человеку возможность максимально усвоить информацию, расширить кругозор, развить мышление.
Существует ряд условий, при которых возможна реализация кейс-технологий. Применение кейс-технологий требует от учащихся высокого уровня самоорганизации, самостоятельности, способности к самостоятельному поиску информации, ее обработки, интерпретации. Организация самостоятельной и проектной деятельности, проведение учебно-исследовательских проектов, развитие детского самоуправления также является важными условием подготовки к внедрению кейс-технологии. Главной формой деятельности учащихся становится самоуправление. Под самоуправлением подразумевают форму организации образовательно-воспитательного процесса, который обладает такими качествами, как стимулирующая активность, самостоятельность, готовность к самостоятельному принятию решений, готовность нести ответственность за принятые решения.
Путем самостоятельного поиска у школьников лучше усваиваются первоначальные знания. Их усвоение происходит в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. Как показывает ряд исследований, организация самостоятельной деятельности детей, организация детского самоуправления, является важнейшим условием развития и активации учебных интересов школьников.
Разработка урока с применением кейс-технологии
Тема «Отмена крепостного права».
1.Постановка задачи.
В ходе урока перед учащимся ставиться задача
- определить уровень развития сельского хозяйства в России в XIX в.(используя историческую карту)
- определить проблемы, изложенные в историческом источнике.
- по предложенным иллюстрациям определить – в каком положении находились крестьяне.
Учащиеся делаться на группы. После обсуждения каждая из групп предлагает свой ответ.
2. Сообщение групп. Анализ новой информации
3. Поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Совместное чтение исторического источника.
4. Знакомство с основным положением реформы. Представить информацию в виде схемы, выделив основные моменты.
5. Оценка итогов реформы. (Использовать отрывок из литературного произведения, работа с иллюстрациями, исторической картой)
6. Выделить позитивные и негативные стороны, проведенной реформы.
В качестве домашнего задания учащимся можно предложить написать сочинение-рассуждение на тему «Почему реформа по отмене крепостного права носит название – либеральная реформа?»