ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
СЕЛИВЕРСТОВА О. Н.
Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание перспектив использования изученного материала. Важна мотивационная сторона обучения. Каждое новое понятие должно, по возможности, первоначально появляться в задачах практического характера. Такие задачи показывают ученикам, что математические абстракции возникают из реальной действительности. Для реализации этой идеи, на мой взгляд, подходит кейс-метод. Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Кейсы для уроков я придумываю сама, описываю ситуацию, ставлю вопросы, требующие решения.
При повторении в 5 классе темы «Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности» я использовала кейс-метод. Для устного счёта использовала таблицу с выбором ответа:
| | 1 | 2 | 3 |
1 | В 1 кв. см | 10 кв. мм | 100 кв. мм | 1 000 кв. мм |
2 | В 1 кв. дм | 10 кв. см | 100 кв. мм | 100 кв. см |
3 | В 1 га | 100а | 100 кв. а | 10 а |
4 | В 1 а | 10 кв. м | 100 кв. га | 100 кв. м |
5 | В 1 кв. км | 1 000 000 кв. м | 1000 м | 1000 кв. м |
6 | В 1 кв. м | 100 см | 100 кв. см | 10 000 кв. см |
Повторили формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Далее ребята по группам работали с кейсом. Каждая группа представила свою версию решения и оценила работу других групп.
В ходе подготовки к экзамену в 9 классе выяснилось, что у детей вызывают затруднение практические задачи. На одном из внеурочных занятий я предложила им решить этот кейс. Они проявили больший интерес к задаче, чем пятиклассники.
Для рассмотрения предлагается следующая ситуация.
Семья Петровых решила переклеить обои в комнате длиной 4 м и шириной 3 м. Высота потолков 2 м 50 см. Для этой цели имеется возможность потратить 5000 рублей. Обойный клей купили ранее. Помогите семье сделать выбор. Сколько рулонов необходимо для этой комнаты? Какая цена подходит? А, может, выгоднее купить бобину? В какую сумму обойдётся покупка? Хватит ли отложенной суммы денег на покупку? Если деньги останутся, как бы вы ими распорядились? Следующая информация взята на сайтах магазинов.
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 |
2 100 руб./бобина Строительные бобины выпускаются по 200 м и шириной 53 см Обои флизелиновые | Длина 10м Ширина 1,06 м Материал основы - флизелин Гомельские обои Цена 1936 рублей за рулон | Страна: Россия Производитель: Палитра Размеры рулона: 0,53 x10,00 м 690 рублей за 1 рулон Обои флизелиновые |
В кейс пятиклассников (не для 9 класса) входит справочный материал:
1. 1 м = 100 см
2. 1 м2 = 10 000 см2
3. При расчёте количества обоев не учитывается наличие в комнате окна и двери.
4. На стену с размерами 4 м х 2 м 50 см нужно клеить 4 полоски обоев шириной 1м, а длиной 2 м 50 см.
5. На стену с размерами 3 м х 2м 50 см нужно клеить 3 полоски обоев шириной 1м, а длиной 2 м 50 см.
6. На стену с размерами 4 м х 2м 50 см нужно клеить 8 полосок обоев шириной 50 м, а длиной 2 м 50 см.
7. На стену с размерами 3 м х 2м 50 см нужно клеить 6 полосок обоев шириной 50 м, а длиной 2 м 50 см.
Решение кейса
Чтобы поклеить обоями стену длиной 4 м и высотой 2 м 50 см, надо 4 полоски обоев длиной 2м 50 см метровой ширины. Это как раз 1 рулон обоев метровой ширины. Таких стен в комнате две. На две оставшиеся меньшие стороны полосок надо 6, но рулонов всё равно понадобится 2, так как рулоны – штучный товар. На нашу комнату надо 4 рулона шириной 1 м.
Образец 1: Если выбрать обои в бобине, то их ширина 50 см, на каждый метр периметра комнаты уйдёт 5 погонных метров обоев. Умножаем 14 на 5, получаем 90 м. В 1 бобине 200 м. На комнату хватит и ещё останется. Стоимость бобины 1936 рублей. Очень выгодный вариант. Оставшиеся деньги на усмотрение группы тратятся.
Образец 2: 1936 рублей умножаем на 4 рулона – получаем 7744 руб. Отложенных денег на обои такой цены не хватает.
Образец 3: ширина обоев – 50 см, на каждые 2 м периметра комнаты уйдёт 1 рулон. Периметр комнаты 14 м. На комнату необходимо 7 рулонов. 690 рублей умножаем на 7, получаем 4830 рублей. Мы укладываемся в имеющуюся сумму. Дети должны внести предложения, как потратить оставшиеся деньги. Фантазия учеников неистощима. Они могут выдвинуть разные варианты: купить мороженого, красивый календарь на стену в обновлённой комнате, канцтовары для учёбы и т. д.
Дети могут предложить самые неожиданные решения. Например, три стены поклеить одними обоями, а четвертую - другими. Все решения надо выслушать, дети найдут лучшее решение.
Использование уже составленных задач в последующие годы, требует уточнения данных. Метод требует большой подготовительной работы, но не стоит его использовать часто. Я применяю кейс-метод в ходе повторения и обобщения тем.
Применение мною современных образовательных технологий на уроках дали положительные результаты. Ученики, обучающиеся с 5 класса по ФГОС, сдали ОГЭ с качеством знаний 90%.