Просмотр содержимого документа
««Применение кейс – технологии по формированию экологического сознания на уроках химии в 10 классе» КЕЙС « ЖИРЫ»»
«Применение кейс – технологии по формированию экологического сознания на уроках химии в 10 классе»
КЕЙС « ЖИРЫ»
Кейс «Жиры» можно использовать на уроке по теме «Жиры».
Немалую опасность для человека и природы представляют пищевые отходы, особенно если полигоны для их утилизации (свалки) не оборудованы. При гниении пищевых продуктов выделяются загрязняющие воздух и почву вещества: метан, сероводород, углекислый газ, аммиак, сернистый газ, фосфин и различные кислоты.
Вопросы кейса:
Какие из этих газов являются парниковыми?
В чем вред этих веществ для окружающей среды?
Как эти вещества могут попадать в природные водоемы?
Количество крупного рогатого скота в мире – около 1,5 млрд голов. Одна корова производит в сутки около 250 л чистого метана. Этого количества метана хватит, чтобы вскипятить 20 л воды. Сколько в день вырабатывается метана в мире крупным рогатым скотом?
Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?
Задание: ответить на вопросы кейса, решить задачи.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД РАССУЖДЕНИЙ
Вопрос 1 Какие из этих газов являются парниковыми?
Ответ: метан, углекислый газ.
Вопрос 2 В чем вред этих веществ для окружающей среды?
Ответ: рост концентрации в атмосфере углекислого газа и метана создает так называемый парниковый эффект. Эти газы пропускают солнечный свет, но частично задерживают отраженное тепловое излучение от поверхности Земли. За последние 100 лет относительная концентрация углекислого газа в атмосфере повысилась на 20%, а метана – на 100 %, что привело к повышению температуры в среднем на планете на 0,50С.
Вопрос 3 Как эти вещества могут попадать в природные водоемы?
Ответ: источник СО2 в природных водах – диффузия из атмосферы, различные биохимические процессы окисления органического вещества (дыхание, брожение и др.) и геохимические явления (процессы метаморфизации осадочных пород). С последними связано большое количество углекислого газа в глубинных минеральных источниках.
В природных водах метан имеет в основном биогенное происхождение и является конечным продуктом биохимического разложения широкого круга органических соединений, поступающих в водные объекты вследствие хозяйственной деятельности человека.
Метанообразующие бактерии составляют большую и многообразную группу (несколько десятков видов) анаэробных бесспоровых организмов, имеющих общую способность продуцировать метан в процессе анаэробного дыхания. Метанообразование, в основном, происходит в донных отложениях, но в хорошо прогретых слоях воды при высоком содержании органического вещества и дефиците кислорода метаногенез может идти и в поверхностных слоях воды, причем концентрация метана в этом слое может быть выше, чем в придонном.
Решение задач:
1500000000 250 = 375000000000 л (375 млн м3) метана в день
(-CH2-CH2-)n + 3nO2 -- 2nCO2 + 2nH2O
М(С2Н4)n = 28∙n г/моль
Vm = 22,4 л/моль
Составим пропорцию: 100/28n = x/44,8n
x = 100∙44,8/28
x = 160 л
Ответ: V(CO2) = 160л