СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение контекстных задач на уроках биологии для формирования читательской грамотности обучающихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методика применения контекстных задач на уроках биологии для формирования читательской грамотности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Применение контекстных задач на уроках биологии для формирования читательской грамотности обучающихся»

«Применение контекстных задач на уроках биологии для формирования читательской грамотности обучающихся».

Учитель биологии

МБОУ «Лицей г. Рошаль»

Крюкова М.А.


Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения.

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретна жизненная ситуация, соотносящаяся с имеющимся социокультурным опытом учащихся. Решение подобных задач направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности. Задания составляется на основе практической ситуации, которая должна обеспечивать возможность комплексной проверки знаний и умений, то есть требовать использования знаний и умений из различных тем и разделов курса химии, биологии и из других учебных предметов (экологии, физики, географии) или внешкольных источников информации.

Методические требования к контекстным задачам:

- содержание задачи должно опираться на программу соответствующего класса;

- исковые и заданные величины должны быть реальными;

- задача должна нести познавательную нагрузку;

- содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение биологических и химических явлений в различных сферах деятельности человека;

- задача должна быть комбинированной, желательно, чтобы она включала межпредметный материал, а также как качественные, так и расчетные вопросы (химия); вопросы должны быть четко сформулированы.

На основе вопросов строится система оценивания.

Алгоритм составления контекстных задач.

1.Определить какие знания, умения будут приобретать учащиеся в процессе решения.

2. Какие информационно-аналитические умения будут использовать.

3. Выбрать направления личной значимости для учащихся (окружающая среда, бытовые проблемы, сельское хозяйство и др.)

4. Найти контекст.

5. В случае недостатка информации предусмотреть ссылки на источники, а в случае ее избытка кластеры, таблицы, схемы.

6. Смоделировать целесообразную структуру данной задачи.

7. Предложить формы предоставления результатов.

Для решения контекстных задач на уроках биологии используются коллективные формы обсуждений и дискуссий, групповая работа с различными задачами; индивидуальная самостоятельная работа на уроке и дома. Учащиеся могут старших классов могут самостоятельно составлять такие задачи и совместно разбирать их на уроках. Такие задания могут активно использоваться при формировании функциональной грамотности учащихся и расширять их кругозор.


Контекстные задачи по биологии

Задача 1.(Введение в биологию 5 класс)

В конце 80 х годов прошлого столетия государство Бангладеш в ЮгоВосточной Азии успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре численность лягушек сократилась, мухи и комары размножились до такой что пришлось степени, специальные средства защиты. закупать На «смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег.

1) Обсудите данную информацию, используя знания о взаимоотношениях живых организмов в биоценозах.

2) Предложите законы взаимоотношений живых организмов, которые проявляются в данном случае.

3) Составьте цепь питания, используя данную информацию.

4) Оцените значимость данной информации в жизни.

Ответ: Живые организмы связаны пищевыми связями. Происходит передача энергии от одного звена к другому. Исчезновение одного звена пищевой цепи ведет к разрушению цепи, вымиранию живых организмов.

Задача 2. (Биология 6 класс) В аквариуме, где очень много водных растений, ночью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находиться меньшее количество растений. В аквариуме же без растений может наблюдаться гибель рыб, как и в первом случае. Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе и дыхании растений.

Ответ: фотосинтез происходит с использованием солнечной энергии (на свету). Растение поглощает углекислый газ из воздуха, а выделяет кислород. При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Дыхание происходит на свету и в темноте. Ночью у растений нет фотосинтеза, кислород не выделяется, а для дыхания нужен кислород, растения забирают его из воды. Без растений наблюдается гибель рыб, т.к. нет растений, нет фотосинтеза, нет и кислорода.

Задача 3. (Биология 7 класс)

Леса занимают 44% площади Московской области. Береза занимает 35% от площади лесов Московской области, сосна – 23%, , ель 27%,осина 9%, дуб 2%, липа 0,3%.

1.Проанализируйте данные.

2. Выразите результаты графически.

3. Узнайте, какова площадь хвойных лесов, если площадь Московской области 44300км2?

4. Предложите способы защиты пород деревьев, которых мало в области.

Ответ: площадь хвойных лесов 19492км; меньше всего в Московской области липы, больше-березы; вести восстановительные посадки на вырубках.; на новый год ставить вместо живых елей искусственные.

Задача 4.(Биология 8 класс)

Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей зубы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев. Эти зубы называют молочными. В 6 – 7 лет происходит замена молочных зубов на постоянные зубы. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет. С детских лет все знают, чтобы сберечь зубы, их обязательно надо чистить 2 раза в день, менять щетку один раз в 4 месяца.

1. Объясните, почему надо чистить зубы 2 раза в день?

2.Сколько зубных щёток необходимо в год человеку, заботящемуся о своём здоровье?

3. Почему необходимо менять зубную щетку?

Ответ: 3 щетки. Более 4х месяцев зубная щётка служить не может, потому что щетина разрушается, и щётка не может качественно очищать зубы от зубного налёта. Зубной налёт очень опасен для зубов. Зубы необходимо чистить 2 раза в день не столько изза того, чтобы убрать оставшиеся частицы пищи, сколько из – за необходимости счищать зубной налёт.

Задача 5.(Биология 9 класс)

Путешествие Христофора Колумба Христофор Колумб родился в 1451 году в семье ткача в итальянском городе Генуе. В Португалии у Христофора Колумба созрел грандиозный план — обогнуть Землю через Атлантический океан и найти кратчайший морской путь из Европы в Индию. Он решил плыть в Индию не вокруг Африки на восток, а на запад через Атлантический океан. Колумб представил свой план португальскому королю, но тот не поддержал его. Тогда Колумб отправляется в Испанию искать поддержку своего плана. Королевская семья Испании предоставила в его полное распоряжение три небольших судна. Утром 12 октября 1492 года корабли Христофора Колумба бросили якоря у берегов острова, который Колумб назвал Сан-Сальвадор. Думая, что приплыл в Индию, Колумб назвал местных жителей «индейцами». Но это была не Индия, как думал Колумб, а острова у берегов неизвестного до этого времени материка — Америки. Моряки впервые увидели растения, которых не было в Европе: кукурузу, картофель, табак, хлопок, ананасы, помидоры, какао. В своё второе путешествие он отправился уже на 17 кораблях. В своих плаваниях Колумб использовал множество приборов: подзорную трубу, весы, веревку с узлами на одинаковом расстоянии, сосуды и др. Вскоре Колумб совершил своё третье и четвёртое путешествие к новому континенту.

1.Найди в тексте растения, которые моряки увидели впервые. Выбери из отмеченных растений те, которые мы употребляем пищу. Запиши их в таблицу. Название растения Какое блюдо можно из него приготовить

2. Найди в тексте и выпиши названия растений: а) из которых человек научился получать крахмал; б) опишите опыт, доказывающий наличие крахмала в клетках растений; в) какие растения стали человека «одевать», а какие «убивать».

3.Найди в тексте названия приборов, которые мог использовать Колумб.

Задача 6. (Биология 7 класс)

Фермер посадил поле пшеницы, надеясь получить хороший урожай. Все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле. Да только однажды, проезжая по делам мимо своего пшеничного поля, он увидел, что колосья пшеницы почернели, стоят в поле, как обугленные головешки. Если дотронуться до такой «обугленной» зерновки пшеницы, то на руках останется мельчайшая черная пыль. Это споры, которыми размножается организм, живущий в теле злака. Пришла беда, погибла большая часть урожая.

1. С чем связано это биологическое явление?

2. Дайте название этому биологическому объекту.

3. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе. Посоветуйте фермеру меры борьбы с этим организмом.

Ответ: растения заражены грибом паразитом, который называют головня. Это микроскопический паразитический гриб, который питается готовыми органическими веществами, размножается спорами. Относится к царству грибов. Семена перед посадкой и хранением необходимо обработать химическими препаратами от грибковых заболеваний. Больные растения нужно уничтожить.

Задача 7.(Биология 7 класс) Более 300 лет назад в Голландии жил естествоиспытатель Антони Левенгук. Он был продавцом сукна. Но самым главным его увлечением стало исследование разных объектов под увеличительными стеклами. Среди множества открытий Левенгука – описание сперматозоида. Это слово в переводе означает семя животного. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

1. Можно ли считать, что семя растения и спермий обозначают одно и то же? Почему?

2. Где образуется спермий у цветковых растений? 3. В каких процессах он участвует?

Ответ: Нет, нельзя. Спермий – это мужская половая клетка, а семя – многоклеточное образование, содержащее зародыш будущего растения. Спермий цветковых растений образуется в пыльниках тычинок. Спермии участвуют в оплодотворении, сливаются с яйцеклеткой и центральным ядром, из которых развивается зародыш семени и эндосперм.

Задача 8. (Биология 9класс)

В1901 г. голландский биолог М. Бейерник осуществил такой эксперимент. Он положил в пробирку комочек почвы, добавил немного воды и сахара. Через некоторое время в пробирке бурно размножились бактерии, получившие впоследствии название «азотобактер».

Объясните сущность опыта, ответив на вопросы:

1. Зачем ученый в опыте использовал почву?

2. Что является источником азота для бактерий?

3. Какова роль этих бактерий в природе?

4. Почему «азотобактер» лучше удобрений, полученных химическим путем? Ответ: Почва источник бактерий. Воздух – источник азота. «азотобактер» обогащает почву соединениями азот, его невозможно передозировать. Растения могут накапливать азотистые соединения из гранул удобрений. Попадая в организм человека, эти вещества способны нанести вред.

Заключение.

Использование контекстных задач в учебном процессе дает возможность ученику на доступном для него уровне не только качественно усваивать готовые знания, но и активно, самостоятельно участвовать в образовательном процессе. При этом учитель формирует познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, ведь акцент на уроке делается на деятельность учеников и добывании новых знаний. А сами уроки с использованием творческих задач, становятся динамичными, интересными и очень полезными для всех участников образовательного процесса, а значит и современными, системно – деятельностными, актуальными



Используемая литература:

1. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы Изд. Учитель: Волгоград, 2007. 74 с. Борзова З.В.,.

2.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах/М.В. Высоцкая Изд. Учитель: Волгоград, 2004. 489 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: Методическое пособие. М: Высшая школа, 1991.207.

4. Смирнова Н.З. Бережная О. Познавательные задачи по биологии и экологии, Учебное пособие/ Красноярский государственный университет им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2015.168с.