«Применение контекстных задач на уроках биологии для формирования читательской грамотности обучающихся».
Учитель биологии
МБОУ «Лицей г. Рошаль»
Крюкова М.А.
Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретна жизненная ситуация, соотносящаяся с имеющимся социокультурным опытом учащихся. Решение подобных задач направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности. Задания составляется на основе практической ситуации, которая должна обеспечивать возможность комплексной проверки знаний и умений, то есть требовать использования знаний и умений из различных тем и разделов курса химии, биологии и из других учебных предметов (экологии, физики, географии) или внешкольных источников информации.
Методические требования к контекстным задачам:
- содержание задачи должно опираться на программу соответствующего класса;
- исковые и заданные величины должны быть реальными;
- задача должна нести познавательную нагрузку;
- содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение биологических и химических явлений в различных сферах деятельности человека;
- задача должна быть комбинированной, желательно, чтобы она включала межпредметный материал, а также как качественные, так и расчетные вопросы (химия); вопросы должны быть четко сформулированы.
На основе вопросов строится система оценивания.
Алгоритм составления контекстных задач.
1.Определить какие знания, умения будут приобретать учащиеся в процессе решения.
2. Какие информационно-аналитические умения будут использовать.
3. Выбрать направления личной значимости для учащихся (окружающая среда, бытовые проблемы, сельское хозяйство и др.)
4. Найти контекст.
5. В случае недостатка информации предусмотреть ссылки на источники, а в случае ее избытка кластеры, таблицы, схемы.
6. Смоделировать целесообразную структуру данной задачи.
7. Предложить формы предоставления результатов.
Для решения контекстных задач на уроках биологии используются коллективные формы обсуждений и дискуссий, групповая работа с различными задачами; индивидуальная самостоятельная работа на уроке и дома. Учащиеся могут старших классов могут самостоятельно составлять такие задачи и совместно разбирать их на уроках. Такие задания могут активно использоваться при формировании функциональной грамотности учащихся и расширять их кругозор.
Контекстные задачи по биологии
Задача 1.(Введение в биологию 5 класс)
В конце 80 х годов прошлого столетия государство Бангладеш в ЮгоВосточной Азии успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре численность лягушек сократилась, мухи и комары размножились до такой что пришлось степени, специальные средства защиты. закупать На «смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег.
1) Обсудите данную информацию, используя знания о взаимоотношениях живых организмов в биоценозах.
2) Предложите законы взаимоотношений живых организмов, которые проявляются в данном случае.
3) Составьте цепь питания, используя данную информацию.
4) Оцените значимость данной информации в жизни.
Ответ: Живые организмы связаны пищевыми связями. Происходит передача энергии от одного звена к другому. Исчезновение одного звена пищевой цепи ведет к разрушению цепи, вымиранию живых организмов.
Задача 2. (Биология 6 класс) В аквариуме, где очень много водных растений, ночью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находиться меньшее количество растений. В аквариуме же без растений может наблюдаться гибель рыб, как и в первом случае. Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе и дыхании растений.
Ответ: фотосинтез происходит с использованием солнечной энергии (на свету). Растение поглощает углекислый газ из воздуха, а выделяет кислород. При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Дыхание происходит на свету и в темноте. Ночью у растений нет фотосинтеза, кислород не выделяется, а для дыхания нужен кислород, растения забирают его из воды. Без растений наблюдается гибель рыб, т.к. нет растений, нет фотосинтеза, нет и кислорода.
Задача 3. (Биология 7 класс)
Леса занимают 44% площади Московской области. Береза занимает 35% от площади лесов Московской области, сосна – 23%, , ель 27%,осина 9%, дуб 2%, липа 0,3%.
1.Проанализируйте данные.
2. Выразите результаты графически.
3. Узнайте, какова площадь хвойных лесов, если площадь Московской области 44300км2?
4. Предложите способы защиты пород деревьев, которых мало в области.
Ответ: площадь хвойных лесов 19492км; меньше всего в Московской области липы, больше-березы; вести восстановительные посадки на вырубках.; на новый год ставить вместо живых елей искусственные.
Задача 4.(Биология 8 класс)
Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей зубы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев. Эти зубы называют молочными. В 6 – 7 лет происходит замена молочных зубов на постоянные зубы. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет. С детских лет все знают, чтобы сберечь зубы, их обязательно надо чистить 2 раза в день, менять щетку один раз в 4 месяца.
1. Объясните, почему надо чистить зубы 2 раза в день?
2.Сколько зубных щёток необходимо в год человеку, заботящемуся о своём здоровье?
3. Почему необходимо менять зубную щетку?
Ответ: 3 щетки. Более 4х месяцев зубная щётка служить не может, потому что щетина разрушается, и щётка не может качественно очищать зубы от зубного налёта. Зубной налёт очень опасен для зубов. Зубы необходимо чистить 2 раза в день не столько изза того, чтобы убрать оставшиеся частицы пищи, сколько из – за необходимости счищать зубной налёт.
Задача 5.(Биология 9 класс)
Путешествие Христофора Колумба Христофор Колумб родился в 1451 году в семье ткача в итальянском городе Генуе. В Португалии у Христофора Колумба созрел грандиозный план — обогнуть Землю через Атлантический океан и найти кратчайший морской путь из Европы в Индию. Он решил плыть в Индию не вокруг Африки на восток, а на запад через Атлантический океан. Колумб представил свой план португальскому королю, но тот не поддержал его. Тогда Колумб отправляется в Испанию искать поддержку своего плана. Королевская семья Испании предоставила в его полное распоряжение три небольших судна. Утром 12 октября 1492 года корабли Христофора Колумба бросили якоря у берегов острова, который Колумб назвал Сан-Сальвадор. Думая, что приплыл в Индию, Колумб назвал местных жителей «индейцами». Но это была не Индия, как думал Колумб, а острова у берегов неизвестного до этого времени материка — Америки. Моряки впервые увидели растения, которых не было в Европе: кукурузу, картофель, табак, хлопок, ананасы, помидоры, какао. В своё второе путешествие он отправился уже на 17 кораблях. В своих плаваниях Колумб использовал множество приборов: подзорную трубу, весы, веревку с узлами на одинаковом расстоянии, сосуды и др. Вскоре Колумб совершил своё третье и четвёртое путешествие к новому континенту.
1.Найди в тексте растения, которые моряки увидели впервые. Выбери из отмеченных растений те, которые мы употребляем пищу. Запиши их в таблицу. Название растения Какое блюдо можно из него приготовить
2. Найди в тексте и выпиши названия растений: а) из которых человек научился получать крахмал; б) опишите опыт, доказывающий наличие крахмала в клетках растений; в) какие растения стали человека «одевать», а какие «убивать».
3.Найди в тексте названия приборов, которые мог использовать Колумб.
Задача 6. (Биология 7 класс)
Фермер посадил поле пшеницы, надеясь получить хороший урожай. Все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле. Да только однажды, проезжая по делам мимо своего пшеничного поля, он увидел, что колосья пшеницы почернели, стоят в поле, как обугленные головешки. Если дотронуться до такой «обугленной» зерновки пшеницы, то на руках останется мельчайшая черная пыль. Это споры, которыми размножается организм, живущий в теле злака. Пришла беда, погибла большая часть урожая.
1. С чем связано это биологическое явление?
2. Дайте название этому биологическому объекту.
3. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе. Посоветуйте фермеру меры борьбы с этим организмом.
Ответ: растения заражены грибом паразитом, который называют головня. Это микроскопический паразитический гриб, который питается готовыми органическими веществами, размножается спорами. Относится к царству грибов. Семена перед посадкой и хранением необходимо обработать химическими препаратами от грибковых заболеваний. Больные растения нужно уничтожить.
Задача 7.(Биология 7 класс) Более 300 лет назад в Голландии жил естествоиспытатель Антони Левенгук. Он был продавцом сукна. Но самым главным его увлечением стало исследование разных объектов под увеличительными стеклами. Среди множества открытий Левенгука – описание сперматозоида. Это слово в переводе означает семя животного. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
1. Можно ли считать, что семя растения и спермий обозначают одно и то же? Почему?
2. Где образуется спермий у цветковых растений? 3. В каких процессах он участвует?
Ответ: Нет, нельзя. Спермий – это мужская половая клетка, а семя – многоклеточное образование, содержащее зародыш будущего растения. Спермий цветковых растений образуется в пыльниках тычинок. Спермии участвуют в оплодотворении, сливаются с яйцеклеткой и центральным ядром, из которых развивается зародыш семени и эндосперм.
Задача 8. (Биология 9класс)
В1901 г. голландский биолог М. Бейерник осуществил такой эксперимент. Он положил в пробирку комочек почвы, добавил немного воды и сахара. Через некоторое время в пробирке бурно размножились бактерии, получившие впоследствии название «азотобактер».
Объясните сущность опыта, ответив на вопросы:
1. Зачем ученый в опыте использовал почву?
2. Что является источником азота для бактерий?
3. Какова роль этих бактерий в природе?
4. Почему «азотобактер» лучше удобрений, полученных химическим путем? Ответ: Почва источник бактерий. Воздух – источник азота. «азотобактер» обогащает почву соединениями азот, его невозможно передозировать. Растения могут накапливать азотистые соединения из гранул удобрений. Попадая в организм человека, эти вещества способны нанести вред.
Заключение.
Использование контекстных задач в учебном процессе дает возможность ученику на доступном для него уровне не только качественно усваивать готовые знания, но и активно, самостоятельно участвовать в образовательном процессе. При этом учитель формирует познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, ведь акцент на уроке делается на деятельность учеников и добывании новых знаний. А сами уроки с использованием творческих задач, становятся динамичными, интересными и очень полезными для всех участников образовательного процесса, а значит и современными, системно – деятельностными, актуальными
Используемая литература:
1. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы Изд. Учитель: Волгоград, 2007. 74 с. Борзова З.В.,.
2.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах/М.В. Высоцкая Изд. Учитель: Волгоград, 2004. 489 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: Методическое пособие. М: Высшая школа, 1991.207.
4. Смирнова Н.З. Бережная О. Познавательные задачи по биологии и экологии, Учебное пособие/ Красноярский государственный университет им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2015.168с.