Применение коррекционного метода ритмопластики на уроках ритмики при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в т.ч. с синдромом Дауна
В нашей школе обучаются дети с различной тяжестью умственной отсталости имеющие множественные сопутствующие заболевания, а именно: нарушения двигательных функций, опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, речи, сенсорные ограничения, расстройство аутистического спектра, синдром Дауна.
Умственная отсталость проявляется не только в дефиците двигательной активности, низкой познавательной активности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы. Личность данных обучающихся характеризует отсутствие инициативы, самостоятельности. Эмоции относительно сохранны, чувствительны к оценке, хвале, радости, однако обучающиеся могут быть вспыльчивы, агрессивны, им свойственно косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Нарушение ЦНС создает преграды, которые тормозят появление осознанного отношения к себе и действительности как важнейшей предпосылке формирования гражданских качеств личности;
Неблагоприятные условия жизни до поступления в школу - интернат, ошибки и просчеты в воспитании, асоциальный образ жизни родителей приводят к деформациям в нравственной сфере, проблемам психического и физического развития.
Состояние психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.
Педагогам, работающим с такой категорией обучающихся, постоянно приходится делать акцент на сохранённые психические процессы, наиболее более полно раскрывать реабилитационный потенциал обучающихся через поиск и применение эффективных и инновационных методик.
Разрешите представить Вашему вниманию фрагмент урока коррекционного курса «Ритмика» танец «Новое поколение» с использованием метода ритмопластики.
Методическая цель данного фрагмента урока - продемонстрировать применение коррекционного метода ритмопластики на уроках ритмики при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методическая идея состоит из двух компонентов создание условий для коррекции психофизического здоровья и для формирования гражданских качеств личности.
Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания.
В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.
На представленном фрагменте урока видно, как при помощи метода ритмопластики, обучающиеся выполняли
общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;
упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;
коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;
упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
упражнения на расслабление мышц: прыжки, полуприседания, махи руками, ногами.
Танцевальная композиция
Следует учитывать условия проведения занятий с использованием ритмопластики:
- музыкальный зал с зеркалами
- для занятий у обучающихся должна быть форма, которая не стесняла бы их движения, отвечала бы эстетическим требованиям.
- педагог продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать его эталонную пластику.
В ходе выполнения танцевальных движений я не «шлифуют» или «приглаживаю» движения детей, так как задача учителя при работе с обучающимися с умственной отсталостью – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, избежать отказных реакций, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству.
Использование метода ритмической пластики раскрывает новый путь развития обучающихся – от подражания к самостоятельности и творчеству. Композиции, этюды, танцы легки, доступны и понятны, достаточно быстро разучиваются, их можно творчески видоизменить в зависимость от физической подготовленности детей, их возрастных особенностей и потребностей.
Методика и опыт моей работы могут быть использованы педагогами как массовых школ, так и педагогами, работающими с детьми с ОВЗ других категорий.
Танец, который Вы увидели тесно связан с формированием нравственных и гражданских качеств личности.
Уже второй год обучающиеся нашей школы входят в Российское движение школьников (на фрагменте видно, что ребята одеты в форму участников РДШ) где нырялу с нормально развивающимися сверстниками принимают участие в мероприятиях различного уровня.
В мае 2018 г. обучающиеся участвовали во Всероссийском конкурсе хореографии «Майский ветер» где заняли 3 место, Международном конкурсе созвездие талантов -3 место.