МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г.Черногорск
Разработка заданий, направленных на формирование естественно-научной грамотности обучающихся по географии.
Белова Е.Н., учитель географии
2023 год
Ежегодно школьники нашей страны принимают участие в исследованиях PISA, результаты которых говорят о том, что российское образование не направлено на применение знаний в реальной жизни. Учащиеся учатся, получают знания, но не умеют их применять в различных жизненных ситуациях. Поэтому на данном этапе перед школой стоит первостепенная задача – повысить у учащихся уровень ЕНГ.
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Для формирования ЕНГ считаю, что важно самому учителю понимать, как и за счет каких способов и приёмов формировать у учащихся ЕНГ. В УМК «Классическая линия» есть некоторые задания, направленные на формирование данного вида грамотности, позволяющие учить детей применять полученные знания в жизни, учить использовать различные источники знаний, делать выводы (особенно в проектной деятельности), но большинство заданий к параграфам представлены вопросами и заданиями традиционного типа, а для формирования ЕНГ нужны задания практико-ориентированного характера. Такими являются компетентностно-ориентированные задания.
КОЗ – компетентностно-ориентированное задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. Проблема школьников заключается в том, что овладев набором теоретических знаний, они испытывают трудности в их реализации, при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Цель КОЗ - организация деятельности и достижение учащимися определенного результата, поэтому эти задания требуют продвижения от воспроизведения известного образца ксамостоятельному пополнению знаний; предполагают создание письменного или устного связного высказывания,самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ. В связи с этим КОЗ могут быть применены на любой стадии работы с учащимися:
для актуализации изученного материала;
в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления;
при закреплении изученного материала.
Как отличить компетентностно-ориентированное задание?
во-первых, это деятельностное задание;
во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
в-третьих, оно строится на актуальном для школьников материале;
в-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементами.
Структура компетентностно-ориентированного задания:
стимул – погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение;
задачная формулировка - точно указывает на деятельность, необходимую
для выполнения задания;
источник информации - содержит необходимую информацию для
успешной работы;
бланк для выполнения задания – задаёт структуру предъявления
результата деятельности;
инструмент проверки - модельный ответ или поле модельных ответов, а
также способы и критерии оценивания результата.
Компетентностно - ориентированное задание по географии
Тема | Изображение рельефа на плане. (6 класс) |
Компетентность | информационная, коммуникативная, разрешение проблем. |
Стимул | Ваш сосед, фермер, выбирает участок для закладки нового фруктового сада. |
Задачная формулировка | На участке весной должен рано сходить снег, а летом почва лучше всего прогреваться солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3 больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода. |
Источник информации | Учебник географии 6 класс Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. §8 |
Бланк выполнения задания | |
Инструмент проверки | Для закладки сада больше всего подходит участок 2, так как он расположен на южном склоне и недалеко от дороги. |
Тема | «Температура воздуха»(6 класс) |
Компетентность | Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников |
Стимул | Вы собираетесь в туристический поход в горы. Их высота 4000 м. Чтобы правильно подобрать одежду, надо выяснить, какая температура на этой высоте. |
Задачная формулировка | Внимательно прочитайте текст на странице 104 учебника, выясните, как изменяется температура при подъеме вверх. Вычислите температуру в горах, если у подножия термометр показывает + 20°С |
Источник информации | учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 40 "Температура воздуха", стр. 104 |
Бланк выполнения задания | |
Инструмент проверки | Солнечные лучи проходят через воздух атмосферы, почти не нагревая его. Основное тепло атмосферный воздух получает от нагретой земной поверхности. Поэтому температура воздуха в атмосфере понижается на 6ºС на каждый километр высоты. Значит, при подъеме на 4 км температура понизится на 24°С. 20ºС - 24°С= - 4ºС Вывод: в горах на такой высоте холодно, следует взять теплую одежду. Критерии оценивания: За правильный ответ: 5 баллов |
Тема | «Атмосферное давление» 6 класс |
Компетентность | Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников. |
Стимул | Твои родные при смене погоды чувствуют недомогание. Попытайся объяснить, почему это происходит. |
Задачная формулировка | Внимательно прочитайте абзац из текста учебника на стр. 110 "Атмосферное давление", выпишите основные характеристики воздуха и сделайте вывод о причинах недомогания людей. |
Источник информации | Источник учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 43 "Атмосферное давление и ветер", стр. 110 |
Бланк выполнения задания | 1.Воздух - имеет определенный вес; 2. оказывает давление на земную поверхность в среднем 1,33 г/см2; 3. холодный воздух тяжелее теплого; 4. воздух прогревается неравномерно; 5. образуются области высокого и низкого давления, чередующиеся от экватора к полюсам. Вывод: Из-за неравномерного прогревания земной поверхности происходит смена атмосферного давления, поэтому некоторые люди себя при этом плохо ощущают. |
Инструмент проверки | - за каждую характеристику воздуха -0,5 балла; - правильно сформулированный вывод – 2,5 балла. Максимальный балл: 5 баллов |
Тема | «Антарктида» (6 класс) |
Компетентность | Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников. |
Стимул | Слова Ричарда Берда «На краю нашей планеты лежит материк, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов».Что мы должны знать, отправляясь к берегам Антарктиды? |
Задачная формулировка | Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции? Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (запишите развернутый ответ) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (запишите развернутый ответ) |
Источник информации | Антарктическая кругосветная экспедиция В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно– исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов. |
Бланк выполнения задания | |
Инструмент проверки | С территории ЮАР отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции. Климат акватории, в пределах которой происходили исследования, формируются под влиянием умеренных и антарктических ВМ. Период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции, т.к. в южном полушарии – лето. Критерии оценивания: За правильный ответ: 5 баллов |
Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.
Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».