ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЗНАНИЙ
Автор: Кириллова Надежда Анатольевна-учитель русского языка и литературы
МБОУ «Березовская СОШ», Омская область, Азовский район
Краткая аннотация.
В статье представлен опыт работы по усвоению учащимися правильного написания наречий с суффиксами, недопущения орфографических ошибок в наречиях с приставками; изучению частей речи. Это позволяет наиболее качественное получение знаний по правилам русского языка. Методы и приёмы, описываемые в статье, применимы для обучения детей по любым учебникам разных авторов.
В настоящее время происходят глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, которые требуют умения самостоятельно работать с большим количеством информации, владеть навыками проектирования, принятия решений и умения к открытому диалогу. Главная цель школы - не просто дать готовые знания школьнику, а научить его самостоятельно «добывать» знания через использование педагогом технологий, соответствующих критериям потребностей общества в современной образовательной среде.
Ежедневно возрастает потребность общества в людях, которые способны творчески подходить к новым изменениям, находить нетрадиционные способы решения проблем, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Появляется необходимость решения стратегических задач, современного образования, возникает потребность в творческой инициативе личности. На сегодняшний день предоставляется возможность каждому учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, который подразумевает возможность реализовать личные планы. Возникает вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. В 21 веке, когда возможности технического прогресса так высоки, каждый школьник должен уметь креативно мыслить, иметь особенный способ к решению всевозможных задач.
Понятие «креативность» ввѐл в 50 годах 20 века Джой Гилфорд. Под этим понятием он подразумевал такие качества личности, которые обеспечивают человеку возможность создавать новое, оригинальное. Креативность от латинского creatio- «созидание, сотворение» Мы часто слышим креативность – это творчество. Творчество - это деятельность, а креативность - способность к этой деятельности. Однако одного внутреннего потенциала недостаточно. Необходимо еще наличие определѐнных индивидуальных психологических качеств, которые обеспечивают человеку решительность, целеустремлѐнность, потребность в креативной деятельности. Креативность представляет собой совокупность индивидуальнопсихологических особенностей личности: - когнитивных (связаны с развитием познавательных процессов: творческое мышление, внимание, память, восприятие, воображение) -эмоциональных (позитивный настрой, сила эмоций, самооценка) -волевых (поддержание активности, только в результате упорного труда создаются гениальные произведения).
В педагогическом процессе актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения. Есть и другие немаловажные причины для того, чтобы использовать на уроках новые технологии:
-желание развития творческого мышления;
-потребность в развитии письменной и устной речи;
-увеличение объема информации;
-низкая мотивация к познавательной деятельности;
-недостаточно высокий уровень развития мышления, прежде всего, критического.
Кроме того, перед современным учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего и чему учить?» Каждый учитель мечтает о том, чтобы в классе были творческие ученики. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление. В XXI веке информационные и коммуникативные навыки наиболее актуальные. Предполагается, что школьник должен быть открытым, креативным, инициативным, мыслить критически, уметь искать, обрабатывать и пользоваться информацией, быть коммуникабельным.
Креативное мышление — это умение находить нестандартные способы решений в сложных ситуациях, воплощение в жизнь чего-то нового, способ быстрого реагирования на любую проблему. Каждый ребенок сталкивается с трудностями в усвоении правил русского языка. На это влияют разные причины: травмы, полученные ребенком при рождении или в жизни; дееспособность лица; психологическое состояние ребенка; социальная среда, в которой он растет и другое. Учитель должен быть одновременно врачом-психиатром, врачом-терапевтом, психологом, то есть помощником в преодолении трудностей ребенка.
Современность потребовала качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
Немаловажную роль играет функциональная грамотность в усвоении правил русского языка. Функционально грамотный человек обладает определёнными качествами. Он:
-решает успешно и оперативно бытовые проблемы;
-эффективно общается с другими людьми;
-находит выходы из разных социальных ситуаций;
-использует для выстраивания коммуникаций свои базовые навыки письма, чтения;
-умеет решать разнообразные обычные и нестандартные задачи: учебные, жизненные;
-строит межпредметные связи, изучает один факт, оценивает и интерпретирует его с разных точек зрения;
-адекватно анализирует возникающие ситуации;
-успешно внедряет свои знания и навыки;
-адаптируется к локальным и глобальным изменениям, происходящим в мире или отдельном государстве;
-улучшает личностные качества;
-добывает новую информацию, использует её для самообразования;
-рефлексивно оценивает уровень своей грамотности, стремится к дальнейшему саморазвитию, расширению кругозора;
-демонстрирует успешность в профессии, соответствует действующим стандартам и требованиям, предъявляемым руководителем;
-хорошо ориентируется в реальном мире;
-совершенствует знания и навыки, стремится к новым достижениям;
-прогнозирует собственное будущее.
Для развития функциональной грамотности у взрослых и детей, нужно:
больше читать, анализировать тексты, вникать в смысл, пытаться понять посыл автора.
Всю новую информацию анализировать критически: задавать вопросы, выделять ключевые идеи, ставить узнаваемые факты под сомнение и изучать их более детально, углубленно.
Постоянно применять на практике получаемые знания. Школьникам учителя дают задания. Дома также можно решать импровизированные проблемы. Анализировать опыт в разных ситуациях. Нужно вспоминать трудности, которые удалось преодолеть, и вникать в них, понимать, как получилось найти верное решение. Решать логические задачи. Например, можно разгадывать кроссворды или головоломки. Дискутировать, обсуждать спорные темы, учиться доказывать свою точку зрения. Больше общаться, особенно с людьми, обладающими высоким уровнем интеллекта. Самостоятельно продумывать процессы познания: ставить перед собой цели, определять пути их достижения, проводить анализ, искать лучшие решения, делать выводы. Расширять кругозор – учить новые слова, вникать в искусство, культуры разных народов, научные направления, мнения ведущих специалистов в той или иной сфере. Участвовать в викторинах, интеллектуальных играх и конкурсах, посещать центры развития и дополнительного образования.
Таким советам в повседневной жизни могут следовать и дети, и взрослые.
Особое внимание уделяется функциональной грамотности в педагогике и сфере образования, ведь основы формируются именно в общеобразовательных учреждениях. С 2010 года, уже более десяти лет все муниципальные школы России работают по ФГОС. Это система федеральных государственных стандартов, которая включает ряд требований, предъявляемых к метапредметным результатам получаемого детьми образования.
Для развития креативного мышления необходимы следующие УУД компоненты:
Коммуникативные УУД.
Умения:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать результата и координировать свои действия с другими членами команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия; Глобальные компетенции Креативное мышление 5 – сравнивать результаты с исходной задачей, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Регулятивные УУД.
Умения:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
– делать выбор и брать ответственность за решение;
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям.
Креативное мышление связано с формированием коммуникативных и регулятивных УУД, с умением различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Не случайно креативное мышление входит в число навыков 21 века, которые принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.
В уроки русского языка внедряются разные способы усвоения знаний, в том числе и креативность. Уроки русского языка требуют от ребенка запоминания правил. Чтобы легче было их запомнить, применима личная методика нестандартного подхода к решению задач.
При прохождении наречий дети допускают ошибки в таких словах, как: издавна, справа, слева, допоздна, налево, направо и другие, которые оканчиваются суффиксами «а», «о», изучаемые в 7-м классе. Необходимо использовать метапредметные связи: совместить русский язык и математику, применив такой способ, как разобрав слово, например, издавна, налево на морфемы с применением символов математики:
из давн а =а≠о или налев о =о≠а
Такой нестандартный способ решения помогает детям лучше усвоить правило.
При повторении частей речи, изучаемых в 4, 6 классах, можно применить рисунок в виде дерева с предложением: дерево с красивыми листочками растет вверх. На доске, ватмане можно нарисовать дерево, которое означает такую часть речи как имя существительное, выраженное подлежащим (подлежащее-горизонтальная линия, означающая поверхность, на которой оно растет); с красивыми (рисуются веточки в виде определения, что означает имя прилагательное); листочками (рисуются листочки, где горизонтальные- прерывистые прожилки, означающие дополнение, выраженное именем существительным); растет (рисуются две вертикальные линии ствола, означающие сказуемое, выраженное глаголом); вверх (ставится надпись в виде этого слова над верхней частью ствола), подчеркивается как обстоятельство, выраженное наречием. При этом у каждой части речи пишутся вопросы. Учащиеся с удовольствием рисуют дерево сами и составляют предложением с разными частями речи, подчеркивая главные и второстепенные члены предложения.
В дополнение детям читается стихотворение о частях речи:
Есть такие части речи-
Это сложные наречия:
Мимоходом и вполсилы
Мы работаем в три жилы.
Жила-существительное,
Очень вопросительная!
Жила тонкая такая,
Хоть бы дотянуть до края.
Край же виден, и конец,
Тот наступит в мае.
О, творец, ты дай нам
Силы дотянуться,
Успеть к глаголу прикоснуться,
И обстоятельством черкнуть,
И дополнением блеснуть.
Вот наше все ученье,
Закончим мы творенье!
Использование различных видов и форм творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения позволяет достичь определенного уровня в развитии творческих способностей учащихся. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают активными, любознательными, желающими и умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями, людьми, которые способны видеть чудо в обыденных вещах. Собственное творчество помогает учащимся прочнее усваивать и запоминать теоретические знания. Намного легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание созидать. Основным и важным моментом является то, что творческие работы привлекают к себе внимание всех детей, здесь они имеют возможность открыться с положительной стороны. У детей разное восприятие информации, но именно эти способы помогают им легко и быстро запомнить правила в русском языке.
Литература:
https://consortium.irooo.ru/shkoly-uluchshayushchie-rezultaty/emd
Амосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н.M.. - М.: Наукова думка, 2017.
Большая книга игр для ума. Развиваем логическое мышление и креативность!. - М.: Питер, 2021.
Учебник Просвещение 7 класс, ФГОС, Баранов М. Т, Ладыженская Т. А, Тростенцова Л. А. Русский язык, 2018.
5. Функциональная грамотность школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.