СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение математических и экономических знаний в профессиональной деятельности среднего медицинского работника

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

на тему: Применение математических и экономических знаний в профессиональной деятельности среднего медицинского работника

по дисциплинам: ОП.13 «Экономические и правовые основы производственной деятельности», ЕН.01 «Математика»

специальности: 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки очной формы получения образования

Просмотр содержимого документа
«Применение математических и экономических знаний в профессиональной деятельности среднего медицинского работника»

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

имени Г.С. Макарова министерства здравоохранения Хабаровского края












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

на тему: Применение математических и экономических знаний в профессиональной деятельности среднего медицинского работника

по дисциплинам: ОП.13 «Экономические и правовые основы производственной деятельности», ЕН.01 «Математика»

специальности: 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки очной формы получения образования



Составили: преподаватели КФ ХГМК

Еремеева Елена Владимировна

Кокшаров Максим Анатольевич









г. Комсомольск-на-Амуре

2022

Рассмотрено на заседании ЦМК

Утверждено на заседании

Протокол № ________________

Учебно-методического совета

От «__»________________2022г.

Протокол № _________________

Председатель________________

От «__»________________2022 г.


Подпись _____________________











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное мероприятие проводится в период проведения недели ЦМК-3 «Общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин» для студентов первого курса по профессии Лечебное дело.

Целью данного мероприятия является повышение уровня мотивации учебной деятельности; показ применения математических и экономических методов в медицине, привитие интереса студентов к математике и экономике, а также создание условий, способствующих проявлению знаний в нестандартных ситуациях.

Мероприятие способствует повышению самооценки студентов, раскрепощению личности студентов, сплочению коллектива. Для достижения поставленных целей используются игровые формы.

Использование мультимедийной презентации позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, что помогает развитию основных познавательных интересов у студентов с интеллектуальной недостаточностью: мышления, памяти и внимания.

Занимательная игровая дидактика, вопросы с профессиональной направленностью – все это позволяет еще раз убедить студентов в том, что данные дисциплины необходимы медицинскому работнику.

Материал данной разработки ориентирован на самосовершенствование, самовоспитание, развитие активности студентов в учебном процессе и предназначен для преподавателей математики и экономики в медицинском колледже.












Цель: осознание важности применения математических и экономических знаний в профессиональной деятельности среднего медицинского работника и в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная:

  • показать важность применения математических и экономических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского работника;

  • способствовать формированию устойчивого интереса к предметам и повышение познавательной активности студентов;

  • способствовать формированию у студентов «гибких» знаний, умений оперировать знаниями при решении интеллектуально-практических ситуационных заданий.

Развивающая:

  • расширять кругозор, развивать интеллект учащихся, создавая условия для их творческой работы;

  • содействовать развитию интереса к предметам.

Воспитательная:

  • содействовать воспитанию воли к победе, культуры поведения, умению работать в коллективе, привитию чувства ответственности, любви к выбранной профессии, здорового соперничества, коммуникабельности, взаимопонимания.

Форма занятия: внеаудиторное мероприятие с элементами соревнования.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран

  2. Презентационная программа

  3. Калькуляторы

  4. Сигнальные карточки

  5. Призы победителям, участникам

  6. Таблицы

  7. Раздаточный материал



План занятия:

  1. Разминка

  2. Ситуационная задача № 1: «Экспресс-оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко»

  3. Занимательные вопросы

  4. Ситуационная задача № 2: «Расчет экономических потерь (прибыли) стационарного учреждения»

  5. Подведение итогов, вручение призов















ХОД ЗАНЯТИЯ

С-1. Добрый день дорогие студенты! Здравствуйте уважаемые преподаватели! Тема сегодняшнего занятия «Применение математических и экономических знаний в профессиональной деятельности среднего медицинского работника».

С-2. Цель занятия: осознание важности и значимости изучения математики и экономики в медицинском колледже, применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

План занятия:

  1. «Экономическая разминка».

  2. Ситуационная задача № 1: «Экспресс-оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко».

  3. Занимательные вопросы.

  4. Ситуационная задача № 2: «Расчет экономических потерь (прибыли) стационарного учреждения».

  5. Подведение итогов, вручение призов.

С-3. Начнем с Разминки:

  • группа разбита на 2 команды;

  • в каждой команде выбран капитан, который будет руководить работой группы;

  • на экране вы увидите вопросы;

  • необходимо по очереди ответить на них;

  • за каждый верный ответ команда получит жетон;

  • в конце занятия подведем итог – посчитаем жетоны.

(Вопросы: С-13-14)

С-14. А сейчас приступим к разбору первой ситуационной задачи - «Экспресс-оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко».

Все знают, что математика играет значимую роль во всех областях медицины. Например,

    • В педиатрии при оценке пропорциональности развития ребенка, расчете питания.

    • В хирургии при проведении оперативных методов;

    • В генетике при проведении диагностики наследственных болезней.

    • В акушерстве при расчете срока беременности, размеров плода.

    • В фармакологии при расчете лекарственных средств и т.д.

Для подростков и взрослых людей для оценки физического развития используются индексы: весоростовой, пропорциональности, стройности, осанки, развития плеча, индекс лишних килограммов. Эти и другие показатели рассчитывают медицинские работники, например, в санаториях, школах здоровья, фитнес-клубах для контроля над массой тела или для оценки уровня здоровья.

С-15. В биологии и медицине «уровень здоровья» соответствует энергопотенциалу организма. Порог у каждого свой. Но есть общая закономерность: начиная с определенного уровня организм не подвержен развитию заболеваний и максимально устойчив к факторам риска. Этот уровень называется «БЕЗОПАСНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ».

С-16. Существует множество методик оценки уровня физического здоровья человека. В последнее время преимуществом пользуется методика профессора Геннадия Леонидовича Апанасенко. Он предложил оценивать уровень здоровья по пяти показателям.

АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ.

1. Для того, чтоб вычислить УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ, необходимо замерить:

1. Масса тела (кг)

2. Рост (м)

3. Артериальное давление систолическое -«верхнее» (мм.рт.ст)

4. ЖЕЛ – жизненная емкость легких (мл)

5. Сила (динамометрия) сильнейшей кисти (кг)

6. ЧСС – частоту сердечных сокращений (пульс в минуту).

7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).

(Эти показатели вам будут даны).

2. Затем, по формулам вычислить показатели, оценить их в баллах и найти сумму всех баллов.

3. Используя таблицу, определить «УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ» человека.

4. Кроме того, необходимо проанализировать низкие баллы в полученном расчете и понять, какой параметр работы организма ухудшает резервы здоровья.

5. Дать рекомендации.

С-17-18. Примеры таблиц.

УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ МУЖЧИН

Показатель

Количество баллов

I

II

III

IV

V

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Индекс массы тела


18,9 и менее

19,0 – 20,0

20,1 – 25,0

25,1 – 28,0

28,1 и более

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

- 1 балл

- 2 балла

Жизненный индекс


50 и менее

51 – 55

56 – 60

61 – 65

66 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Силовой индекс


60 и менее

61 – 65

66 – 70

71 – 80

81 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Индекс Робинсона


111 и более

95 – 110

85 – 94

70 – 84

69 и менее

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

3 балла

5 баллов

Проба Мартине-Кушелевского

Время (мин) восстан. ЧСС после 20 присед. за 30 сек.


3 и более

2 – 3

1,30 – 1,59

1,00 – 1,29

0,59 и менее

- 2 балла

1 балл

3 балла

5 баллов

7 баллов

УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Показатель

Величина показателя

I

II

III

IV

V

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Индекс массы тела


16,9 и менее

17,0 – 18,0

18,1 – 23,8

23,9 – 26,0

26,1 и более

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

- 1 балл

- 2 балла

Жизненный индекс


40 и менее

41 - 45

46 - 50

51 - 55

56 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Силовой индекс


40 и менее

41 - 50

51 - 55

56 - 60

61 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Индекс Робинсона


111 и более

95 - 110

85 - 94

70 - 84

69 и менее

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

3 балла

5 баллов

Проба Мартине-Кушелевского

Время (мин) восстан. ЧСС после 20 присед. за 30 сек.


3 и более

2 - 3

1,30 – 1,59

1,00 – 1,29

0,59 и менее

- 2 балла

1 балл

3 балла

5 баллов

7 баллов

ТАБЛИЦА СООТНОШЕНЕЙ ПОЛУЧЕННЫХ

БАЛЛОВ УРОВНЯМ ЗДОРОВЬЯ

УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ

I

II

III

IV

V

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

3 и менее баллов

4 - 6

баллов

7 - 11 баллов

12 - 15

баллов

16 - 18 баллов

Для женщин и мужчин «БЕЗОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ»

находится между III и IV уровнем здоровья – 10-12 баллов..

С-19-20. Задачи по вариантам.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

«ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ПО АПАНАСЕНКО»

Вариант 1

Задание: Определите уровень здоровья Иванова И.И., используя его показатели, таблицы, алгоритм нахождения уровня здоровья; проанализируйте низкие баллы в полученном расчете и выясните, какие параметры работы организма ухудшают резервы здоровья. Дайте рекомендации.

ПОКАЗАТЕЛЬ

Пациент: ИВАНОВ И.И.

1

Пол

М

2

Рост, cм

180

3

Вес, кг

90

3

АДС, мм.рт.ст

120

5

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл

4900

6

Сила кисти – динамометрия (ДМК), кг

64

7

Частота сердечных сокращений (пульс за 1 мин)

72

8

Время восстановления пульса, сек

85

Вариант 2

Задание: Определите уровень здоровья Красновой А.И., используя его показатели, таблицы, алгоритм нахождения уровня здоровья; проанализируйте низкие баллы в полученном расчете и выясните, какие параметры работы организма ухудшают резервы здоровья. Дайте рекомендации.

ПОКАЗАТЕЛЬ

Пациент: Краснова А.И.

1

Пол

Ж

2

Рост, cм

185

3

Вес, кг

70

3

АДС, мм.рт.ст

140

5

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл

2900

6

Сила кисти – динамометрия (ДМК), кг

39

7

Частота сердечных сокращений (пульс за 1 мин)

80

8

Время восстановления пульса, сек

90

С-21. Критерии оценок.

3 жетона - нет ошибок в вычислениях, описаны проблемы, даны рекомендации.

2 жетона - 1 ошибка в вычислениях, описаны проблемы, даны рекомендации.

1 жетон - 1 ошибка в вычислениях, не описаны проблемы, не даны рекомендации.

С-22-23. Эталоны ответов.

ОТВЕТЫ – 1 ВАРИАНТ

Показатель

Расчёт показателя

обследуемого

Балл

обследуемого

I

II

III

IV

V

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высо-кий

Индекс массы тела

-1

18,9 и менее

19,0 – 20,0

20,1 – 25,0

25,1 – 28,0

28,1 и более

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

- 1 балл

- 2 балла

Жизненный индекс

0

50 и менее

51 – 55

56 – 60

61 – 65

66 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Силовой индекс

2

60 и менее

61 – 65

66 – 70

71 – 80

81 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Индекс Робинсона

0

111 и более

95 – 110

85 – 94

70 – 84

69 и менее

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

3 балла

5 баллов

Проба Мартинета

Время (мин) восстан. ЧСС после 20 присед. за 30 сек.

3

3 и более

2 – 3

1,30 – 1,59

1,00 – 1,29

0,59 и менее

- 2 балла

1 балл

3 балла

5 баллов

7 баллов

Сумма баллов: « 4 » Вывод: уровень здоровья Иванова И.И. ниже среднего

Проблемы:

  • индекс массы тела –1 (ниже среднего - ожирение 1 степени) , риск диабета, высокого давления, проблемы суставов и пр.

  • жизненный индекс 0 (ниже среднего) недостаточное поступление кислорода в организм

Рекомендации:

  • контроль за массой тела

  • сбалансированное питание

  • занятия физической культурой и спортом

  • пешие прогулки


ОТВЕТЫ – 2 ВАРИАНТ

Показатель

Расчёт показателя

обследуемого

Балл

обследуемого

I

II

III

IV

V

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Индекс массы тела

0

16,9 и менее

17,0 – 18,0

18,1 – 23,8

23,9 – 26,0

26,1 и более

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

- 1 балл

- 2 балла

Жизненный индекс

0

40 и менее

41 - 45

46 - 50

51 - 55

56 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Силовой индекс

2

40 и менее

41 - 50

51 - 55

56 - 60

61 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Индекс Робинсона

-2

111 и более

95 - 110

85 - 94

70 - 84

69 и менее

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

3 балла

5 баллов

Проба Мартинета

Время (мин) восстан. ЧСС после 20 присед. за 30 сек.

3

3 и более

2 - 3

1,30 – 1,59

1,00 – 1,29

0,59 и менее

- 2 балла

1 балл

3 балла

5 баллов

7 баллов

Сумма баллов: « 3 » Вывод: уровень физического здоровья Красновой А.И. низкий

Проблемы:

  • жизненный индекс 0 (ниже среднего) слабые резервные возможности дыхательной системы

  • индекс Робинсона чрезмерное повышение ЧСС указывает на неадекватную реакцию сердца на предлагаемую нагрузку.

Рекомендации:

  • занятия физической культурой и спортом, плаваньем.

  • обратиться к врачу по поводу нормализации давления и пульса.

  • правильное питание.


С-25-33. Занимательные вопросы (Приложение 2)

По очереди ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ команда получит жетон.

С-34. Ситуационная задача № 2. «Расчёт экономических потерь (экономии) стационара»

В любом лечебном учреждении есть отдел статистики, в котором работают медицинские работники среднего звена. Показатели деятельности ЛПУ позволяют им проводить как статистический, так и экономический анализ.

В целях обеспечения финансового контроля, большую роль имеет экономический анализ использования коечного фонда ЛПУ.

Вам предлагается осуществить экономический анализ использования коечного фонда двух стационаров.


С-35. При изучении математической статистики вы рассматривали такие показатели как:

«Койко-день» – экономическая условная единица, равная суткам пребывания одного человека, занимающего спальное место (койку).

«Среднегодовая занятость койки» – это число дней работы койки в году.

«Оборот койки» – выражается средним числом больных, использовавших больничную койку в течение года.



С-36. Заполните таблицу, используя формулы. Сделайте вывод.

1. ПЛАНОВЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Показатель

Формула

Расчёт показателей

Плановые

Фактические

а) Стоимость содержания больничной койки в год (Ск)

СК =




СК =

б) Стоимость одного койко-дня (СКД)

СКД =




СКД =

в) Стоимость лечения одного больного (СЛ)


1. Для данного действия необходимо сначала определить длительность лечения больного Л).

2. Затем стоимость лечения.

ДЛ =





СЛ=


ДЛ =





СЛ=


2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (ЭКОНОМИЯ) ЗА ГОД

П – потери из-за «простоя» коек

Э – экономия из-за снижения средней длительности пребывания больного на койке.

РП Ф) – расходы денежных средств на содержание коек по плану (фактически).

КДП (КДФ) – среднегодовая занятость койки по плану (фактически).

Основными причинами «простоя» коек являются отсутствие равномерного поступления больных, несвоевременное «заселение» коек больными, проведение профилактических дезинфекций, карантина, ремонта и т. д. В этом случае говорят, что государственные средства используются не эффективно (так называемая условная ПОТЕРЯ бюджетных средств).

С другой стороны, например, при уменьшении средних сроков пребывания больного на койке затраты на лечение снижаются. Сокращение длительности лечения позволяет больницам при той же сумме бюджетных ассигнований оказать стационарную помощь большему числу больных. В этом случае государственные средства используются более эффективно (так называемая условная ЭКОНОМИЯ бюджетных средств).

В итоге, если плановая стоимость лечения выше чем фактическая, то ЭКОНОМИЯ, в противном случае – ПОТЕРИ.

Решение:

Вывод: Экономия или Потери? Почему?







С-37-38. Задачи по вариантам.

ВАРИАНТ 1

ЗАДАЧА: В районной больнице на 250 коек.

Плановые расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 540000 руб. в год (РП);

  • среднегодовая занятость койки – 340 дней в году (КДП);

  • оборот койки – 20.

Фактические расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 520000 руб. в год (РФ);

  • среднегодовая занятость койки – 320 дней в году (КДФ);

  • оборот койки – 20.

Рассчитать:

  1. плановые и фактические показатели.

  1. стоимость содержания больничной койки в год (СК).

  2. стоимость одного койко-дня (СКД).

  3. стоимость лечения одного больного (СЛ).

  1. экономические потери (экономию) за год (П или Э).

ВАРИАНТ 2

ЗАДАЧА: В районной больнице на 100 коек

Плановые расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 290200 руб. в год (РП);

  • среднегодовая занятость койки – 250 дней в году (КДП);

  • оборот койки – 19.

Фактические расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 280600 руб. в год (РФ);

  • среднегодовая занятость койки – 250 дней в году (КДФ);

  • оборот койки – 18.

Рассчитать:

  1. плановые и фактические стоимостные показатели.

  1. стоимость содержания больничной койки в год (СК).

  2. стоимость одного койко-дня (СКД).

  3. стоимость лечения одного больного без питания и медикаментов (СЛ).

  1. экономические потери (экономию) за год (П или Э).

С-39. Критерии оценок.

3 жетона - нет ошибок в вычислениях, правильно сделан вывод.

2 жетона - 1 ошибка в вычислениях, правильно сделан вывод.

1 жетон - 1 ошибка в вычислениях, неправильно сделан вывод.

С-40-41. Эталоны ответов.

Вариант 1

1. ПЛАНОВЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Показатель

Формула

Расчёт показателей

Плановые

Фактические

а) Стоимость содержания больничной койки в год (Ск)

Ск = 540000/250 = 2160 руб.

Ск = 520000/250 = 2080 руб.

б) Стоимость одного койко-дня (СКД)

СКД = 2160/340 = 6,35 руб.

СКД =2080/320 = 6,5 руб.

в) Стоимость лечения одного больного (СЛ)


1. Для данного действия необходимо сначала определить длительность лечения больного Л).

2. Затем стоимость лечения.

ДЛ = 340/20 = 17 дней



СЛ = =6,35*17= =107,95 руб.

ДЛ =320/20 = 16 дней



СЛ=6,5*16= =104 руб.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (ЭКОНОМИЯ) ЗА ГОД

Решение:

(520000/320 - 540000/340) х 320 =(1625 - 1588) х 320 = = 11840 руб.

Вывод: плановые расходы превысили фактические, значит,

ЭКОНОМИЯ на 11840 руб.

Вариант 2

1. ПЛАНОВЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Показатель

Формула

Расчёт показателей

Плановые

Фактические

а) Стоимость содержания больничной койки в год (Ск)

СК=290200

/100 = =2902руб.

СК = 280600 /100 =

=2806 руб.

б) Стоимость одного койко-дня (СКД)

СКД =

=2902/250 = 11,61 руб.

СКД= =2806/250 = 11,22 руб.

в) Стоимость лечения одного больного (СЛ)


1. Для данного действия необходимо сначала определить длительность лечения больного Л).

2. Затем стоимость лечения.

ДЛ = 250/19= 13,16 дней



СЛ = 11,61* *13,16= =152,79 руб.

ДЛ =250/18= 13,89 дней



СЛ=11,22* *13,89= =155,85 руб.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (ЭКОНОМИЯ) ЗА ГОД

Решение:

(280600 /250 - 290200 /250) х 250 = (1122,4 – 1160,8) х 250 =

= – 9600 руб.

Вывод: фактические расходы превысили плановые, значит,

ПОТЕРИ на 9600 руб.



С-43. Подведение итогов. Вручение призов.

С-44. Заключительное слово преподавателя.

Я надеюсь, что вы не зря провели время и еще раз убедились, что без математики и экономики вам не обойтись не только в повседневной жизни, но и вашей профессиональной деятельности! В целом, я доволен работой группы.

Оценки: у кого 1 место – 5-ки, у кого 2 место – 4-ки.

Домашнее задание: Найти интересные задачи по теме сегодняшнего занятия, продемонстрировать решение этих задач.

С-45. Спасибо за внимание.




Приложение 1

Вариант 1

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

  • ПОКАЗАТЕЛЬ

    ДАННЫЕ ИВАНОВА И.И.

    1

    Пол

    М

    2

    Рост, cм

    180

    3

    Вес, кг

    90

    3

    АД сис, мм.рт.ст

    120

    5

    Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл

    4900

    6

    Сила кисти (динамометрия), кг

    64

    7

    Частота сердечных сокращений (пульс за 1 мин)

    72

    8

    Время восстановления пульса (в секундах):

    85

    Определите уровень здоровья Иванова И.И., используя его показатели, алгоритм нахождения уровня здоровья, таблицы.

  • Проанализируйте низкие баллы в полученном расчете и выясните, какие параметры работы организма ухудшают резервы здоровья.

  • Дайте рекомендации обследуемому, используя характеристику показателей для определения «Экспресс-оценки уровня здоровья по Апанасенко».


УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ МУЖЧИН

Показатель

Расчёт показателя

обследуемого

Балл

обследуемого

I

II

III

IV

V

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Индекс массы тела



18,9 и менее

19,0 – 20,0

20,1 – 25,0

25,1 – 28,0

28,1 и более

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

- 1 балл

- 2 балла

Жизненный индекс



50 и менее

51 – 55

56 – 60

61 – 65

66 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Силовой индекс



60 и менее

61 – 65

66 – 70

71 – 80

81 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Индекс Робинсона



111 и более

95 – 110

85 – 94

70 – 84

69 и менее

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

3 балла

5 баллов

Проба Мартинета

Время (мин) восстан. ЧСС после 20 присед. за 30 сек.



3 и более

2 – 3

1,30 – 1,59

1,00 – 1,29

0,59 и менее

- 2 балла

1 балл

3 балла

5 баллов

7 баллов

Сумма баллов: «_____» Вывод: уровень здоровья Иванова И.И. _____________________

Проблемы:





Рекомендации:





Критерии оценок: 3 жетона - нет ошибок в вычислениях, описаны проблемы, даны рекомендации. 2 жетона - 1 ошибка в вычислениях, описаны проблемы, даны рекомендации. 1 жетон - 1 ошибка в вычислениях, не описаны проблемы, не даны рекомендации.

Вариант 2

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

  • ПОКАЗАТЕЛЬ

    ДАННЫЕ ИВАНОВА И.И.

    1

    Пол

    Ж

    2

    Рост, cм

    185

    3

    Вес, кг

    70

    3

    АД сис, мм.рт.ст

    140

    5

    Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл

    2900

    6

    Сила кисти (динамометрия), кг

    39

    7

    Частота сердечных сокращений (пульс за 1 мин)

    80

    8

    Время восстановления пульса (в секундах):

    90

    Определите уровень здоровья Красновой А.И., используя её показатели, алгоритм нахождения уровня здоровья, таблицы.

  • Проанализируйте низкие баллы в полученном расчете и выясните, какие параметры работы организма ухудшают резервы здоровья.

  • Дайте рекомендации обследуемому, используя характеристику показателей для определения «Экспресс-оценки уровня здоровья по Апанасенко».


УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Показатель

Расчёт показателя

обследуемого

Балл

обследуемого

I

II

III

IV

V

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Индекс массы тела



16,9 и менее

17,0 – 18,0

18,1 – 23,8

23,9 – 26,0

26,1 и более

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

- 1 балл

- 2 балла

Жизненный индекс



40 и менее

41 - 45

46 - 50

51 - 55

56 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Силовой индекс



40 и менее

41 - 50

51 - 55

56 - 60

61 и более

- 1 балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Индекс Робинсона



111 и более

95 - 110

85 - 94

70 - 84

69 и менее

- 2 балла

- 1 балл

0 баллов

3 балла

5 баллов

Проба Мартинета

Время (мин) восстан. ЧСС после 20 присед. за 30 сек.



3 и более

2 - 3

1,30 – 1,59

1,00 – 1,29

0,59 и менее

- 2 балла

1 балл

3 балла

5 баллов

7 баллов

Сумма баллов: «_____» Вывод: уровень здоровья Красновой А.И _____________________

Проблемы:






Рекомендации:






Критерии оценок: 3 жетона - нет ошибок в вычислениях, описаны проблемы, даны рекомендации. 2 жетона - 1 ошибка в вычислениях, описаны проблемы, даны рекомендации. 1 жетон - 1 ошибка в вычислениях, не описаны проблемы, не даны рекомендации.

Приложение 2



Приложение 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДЕКСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ПО АПАНАСЕНКО»

1. Индекс массы тела . ИМТ – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана соответствующая интерпретация данных показателей.

Данный параметр важен – он показывает взаимосвязь работы ССС и всего организма в целом. Чем больше масса человека, тем больше должно работать сердце, чтобы обеспечить все его ткани необходимым количеством крови в покое, не говоря уже об условиях повышенной нагрузки.

2. Жизненный индекс =

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Данный показатель отображает резервные возможности дыхательной системы, и в некоторой степени ее лабильность при разной интенсивности работы организма.

Отношение ЖЕЛ к массе тела показывает, в какой степени при нагрузке легкие могут обеспечить весь организм кислородом. Здесь прослеживается связь, сходная при оценке ИМТ, только в расчет берется дыхательная система, и в большей степени работа легких. Так чем больше масса тела человека, тем выше потребность его тканей в кислороде, тем должна быть эффективнее работа легких для обеспечения адекватной вентиляции в обычных условиях. Соответственно при повышенной нагрузки данные потребности будут возрастать в разы.

3. Силовой индекс = .

Данный критерий нужен для качественной оценки мышечной силы. Под мышечной силой понимают способность мышц преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Мышечная сила проявляется в трех основных формах: максимальная мышечная сила (зависит от количества и толщины мышечных волокон), скоростная сила и силовая выносливость.

4. Индекс Робинсона = ЧСС×АДсист/100.

Максимальный прирост ЧСС при нагрузках определен у каждого человека индивидуально и зависит от пола и возраста. При совершении физических нагрузок сердце обеспечивает большую доставку крови тем тканям, которые в данный момент в ней нуждаются. Повысить «объем доставки» можно двумя путями: увеличением ЧСС (сердце будет чаще посылать кровь тканям) и увеличением ударного объема (при нормальном числе сокращений сердце будет посылать большую порцию крови).

При увеличении ЧСС и УО происходит увеличение АД. Чрезмерное повышение ЧСС указывает на неадекватную реакцию сердца на предлагаемую нагрузку.

5. Тест Мартине-Кушелевского (время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек.)

Длительность восстановления к «обычному ритму» после повышенной работы сердца говорит о величине резерва работоспособности. Чем выше этот резерв, тем меньше времени требуется сердцу для восстановления исходного рабочего ритма после повышенной нагрузки.

Плюсы метода: Следует отметить, что данные индексы отображают логичную связь между взятыми величинами, просты в подсчетах, для их выполнения не требуется больших усилий и материальных затрат, возможно применение в больших группах людей.

Минусы метода: Данная методика отображает реальный уровень здоровья только у лиц с нарушениями в работе ССС, а у лиц с другими патологиями определяемый уровень здоровья будет ориентировочным.












ВАРИАНТ 1 Приложение 4

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ: В районной больнице 250 коек.

Плановые расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 540000 руб. в год (РП);

  • среднегодовая занятость койки – 340 дней в году (КДП);

  • оборот койки – 20.

Фактические расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 520000 руб. в год (РФ);

  • среднегодовая занятость койки – 320 дней в году (КДФ);

  • оборот койки – 20.

Рассчитать:

  1. плановые и фактические показатели.

  1. стоимость содержания больничной койки в год (СК).

  2. стоимость одного койко-дня (СКД).

  3. стоимость лечения одного больного (СЛ).

  1. экономические потери (П) или экономию (Э) за год.

  • Основными причинами «простоя» коек являются отсутствие равномерного поступления больных, несвоевременное «заселение» коек больными, проведение профилактических дезинфекций, карантин, ремонт и т. д. В этом случае говорят, что государственные средства используются не эффективно (так называемая условная ПОТЕРЯ бюджетных средств).

  • С другой стороны, например, сокращение длительности лечения больных позволяет больницам, при той же сумме бюджетных ассигнований, сэкономить и тем самым оказать стационарную помощь большему числу больных. В этом случае говорят, что государственные средства используются более эффективно (так называемая условная ЭКОНОМИЯ бюджетных средств).

  • В ИТОГЕ, если плановая стоимость лечения одного больного выше чем фактическая, то происходит ЭКОНОМИЯ бюджетных средств, в противном случае – ПОТЕРИ.

1. ПЛАНОВЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Показатель

Формула

Расчёт показателей

Плановые

Фактические

а) Стоимость содержания боль-ничной койки (Ск)

СК =


СК =

б) Стоимость одного койко-дня (СКД)

СКД =


СКД =

в) Стоимость лечения одного больного (СЛ)


1. Для данного действия необходимо сначала определить длительность лечения больного Л):

2. Затем стоимость лечения:

ДЛ =



СЛ=


ДЛ =



СЛ=


2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (П) ИЛИ ЭКОНОМИЯ (Э) ЗА ГОД

, где П – потери из-за «простоя» коек, Э – экономия из-за снижения длительности пребывания больного на койке.

Решение:





Вывод: Экономия или Потери? Почему?

Критерии оценок:

3 - нет ошибок в вычислениях, правильно сделан вывод.

2 - 1 ошибка в вычислениях, правильно сделан вывод.

1 - 1 ошибка в вычислениях, неправильно сделан вывод.

ВАРИАНТ 2 Приложение 4

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ: В районной больнице 100 коек.

Плановые расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 290200 руб. в год (РП);

  • среднегодовая занятость койки – 250 дней в году (КДП);

  • оборот койки – 19.

Фактические расходы по стационару:

  • расходы денежных средств на содержание коек 280600 руб. в год (РФ);

  • среднегодовая занятость койки – 250 дней в году (КДФ);

  • оборот койки – 18.

Рассчитать:

  1. плановые и фактические показатели.

  1. стоимость содержания больничной койки в год (СК).

  2. стоимость одного койко-дня (СКД).

  3. стоимость лечения одного больного (СЛ).

  1. экономические потери (П) или экономию (Э) за год.

  • Основными причинами «простоя» коек являются отсутствие равномерного поступления больных, несвоевременное «заселение» коек больными, проведение профилактических дезинфекций, карантин, ремонт и т. д. В этом случае говорят, что государственные средства используются не эффективно (так называемая условная ПОТЕРЯ бюджетных средств).

  • С другой стороны, например, сокращение длительности лечения больных позволяет больницам, при той же сумме бюджетных ассигнований сэкономить и тем самым оказать стационарную помощь большему числу больных. В этом случае говорят, что государственные средства используются более эффективно (так называемая условная ЭКОНОМИЯ бюджетных средств).

  • В ИТОГЕ, если плановая стоимость лечения одного больного выше чем фактическая, то происходит ЭКОНОМИЯ бюджетных средств, в противном случае – ПОТЕРИ.

1. ПЛАНОВЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Показатель

Формула

Расчёт показателей

Плановые

Фактические

а) Стоимость содержания боль-ничной койки (Ск)

СК =


СК =

б) Стоимость одного койко-дня (СКД)

СКД =


СКД =

в) Стоимость лечения одного больного (СЛ)


1. Для данного действия необходимо сначала определить длительность лечения больного Л):

2. Затем стоимость лечения:

ДЛ =



СЛ=


ДЛ =



СЛ=


2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (П) ИЛИ ЭКОНОМИЯ (Э) ЗА ГОД

, где П – потери из-за «простоя» коек, Э – экономия из-за снижения длительности пребывания больного на койке.

Решение:




Вывод: Экономия или Потери? Почему?

Критерии оценок:

3 - нет ошибок в вычислениях, правильно сделан вывод.

2 - 1 ошибка в вычислениях, правильно сделан вывод.

1 - 1 ошибка в вычислениях, неправильно сделан вывод.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!