Применение метапредметных заданий на уроках биологии и химии
Реализация метапредметного подхода в современной образовательной организации возможна и необходима, так как эта возможность и необходимость продиктованы самой жизнью, которая в XXI веке, веке информации, выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, то есть обладать компетентностями, позволяющими генерировать образовательный результат; также реализация метапредметного подхода имеет огромное значение в формировании культуры мышления и целостного мировоззрения человека.
Новые ценности в образовании отражены в ФГОС, методологической основой которого, является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход обеспечивает системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетентностей, необходимых как для жизни, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения учащимися федеральной рабочей программы: метапредметным, личностным, предметным. Формирование метапредметных результатов предусматривает необходимость применения метапредметного подхода, который предполагает организацию деятельности обучающихся с целью передачи им способов работы со знанием, формирование в ученика умения решать проблемы, то есть, формирование компетентности.
Метапредметный подход необходим при изучении биологии и химии еще и потому, что эти учебные предметы сами являются метанаучными дисциплинами (принадлежат к природным метанаукам).
Для реализации метапредметного подхода в современной образовательной организации применяются следующие средства: метапредметы, метакурсы, метапредметные программы, метапредметные уроки, метапредметные темы, метапредметные задачи и задания, метапредметные проблемные ситуации, межпредметные, надпредметные проекты.
Таким образом, современный учитель должен научиться строить индивидуальную систему обучения: разумно сочетающую репродуктивные и продуктивные знания и умения; многофункциональную и оптимальную для учеников; способствующую формированию компетентностей и мировозренческой позиции обучающегося.
Имя «Мороз Иванович о технике безопасности»
Тема: «Оксиды углерода»
Послушайте отрывок из сказки В.М. Одоевского «Мороз Иванович»: «… ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу … закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки перегорели, а от того в горнице угарно бывает, даже от угара умереть можно». От какого вещества «в горнице угарно бывает»?
Вопросы:
Какое вещество издревле на Руси называют «угаром»?
Почему нельзя закрывать трубу, «когда еще не все угольки перегорели»?
Какой должна быть первая помощь пострадавшим от угарного газа?
Домашнее задание: приведите примеры использования оксид углерода (II) в промышленности.
Межпредметные связи: физика, биология, экология, история, литература.
Фундаментальные образовательные объекты: явление, вещество, запах, цвет, безопасность.