СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии по теме «Вода и ее свойства»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока химии по теме «Вода

 

РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

 

 

Технологическая карта урока химии

 

Предмет

химия

Класс

8

Тема  урока

Вода, ее строение  и  свойства

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Цель

Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами воды

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с основными физическими и химическими свойствами воды; закрепить знания о классах  неорганических веществ, классификации оксидов и гидроксидов;   научить определять свойства вещества (на примере воды при помощи химического эксперимента); находить  объяснение аномальным свойствам воды,  исходя из строения молекулы.  Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создавать условия для формирования учебных умений школьников при выполнении практических действий; формировать умение  выявлять сущность наблюдаемых процессов; устанавливать причинно-следственные связи;  получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать умение работать в парах и; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе.  

Планируемые результаты

Предметные: Знать: определения понятиям «химические реакции», «признак химической реакции», « вещество молекулярного строения» на  примере воды. Уметь: проводить опыты по определению свойства воды и описывать наблюдаемые явления; объяснять причины аномальных физических свойств воды и их значение для жизни на Земле.

Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Осн. понятия

Вещество молекулярного строения,  химическая реакция, признак  химической реакции.

Межпредметные связи

Физика, литература, биология,  искусство.

Ресурсы:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, Таблица растворимости, Мультимедийная установка, Документ-камера (для фиксации изображения на экран),  маршрутные листы урока для учащихся, листы с тестовыми заданиями. Для химического эксперимента:

1.на столе учителя для демонстрации –  установка для растворения натрия в воде,

2.на столах учащихся: лабораторный штатив для получения CO2 и растворения его в воде, штатив с пробирками, набор реактивов -  металлы Zn,Cu, оксиды – BaO, CuO, SiO2, безводный CuSO4,спиртовка, спички, CaCO3  и HCl для получения CO2 , вода в стакане, индикатор.

Форма урока

Урок-исследование

Технология

Проблемное обучение 

Форма контроля

Тестирование

   

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный  этап (1 мин.)

Личностные УУД: самооценка и готовность к уроку.

Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Озвучивает эпиграф урока – слова М.Фарадея «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».

Приветствуют учителя, настраиваются на учебу.

2.Этап актуализации знаний.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся    (5мин.)

Личностные УУД: умение осознавать значимость своих знаний.

Регулятивные УУД: умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, определить цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию, умение анализировать.

Вызов. Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии.

Предлагает беседу по вопросам.

-Что же такое вода?

- Что отличает одно вещество от другого?

-Какие бывают свойства?

-Что же мы сегодня будем изучать?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи вы поставите перед собой? (если ученики затрудняются, предлагает связать эпиграф и тему).

Слушают учителя. Предлагают ответы на вопрос.

 

 

 

 

Предполагаемые ответы:

-Вещество

-Свойства

- Физические и химические

- Вода, ее свойства

Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. Предлагают и формулируют цели и задачи урока.

 

3.Этап изучения нового материала (25 мин.) Со звонком проводится физкультминутка  (1 мин)

Личностные УУД: умение формировать адекватную самооценку, умение видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать необходимую информацию, анализировать ее, строить логические рассуждения.

Регулятивные:  видеть конечный результат.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие группах.

Предметные: умение проводить химические опыты, соблюдать технику безопасности при работе с химическими реактивами; составлять уравнения химических реакций, называть признаки химических реакций.

Осмысление.

Предлагает вспомнить свои знания о воде, полученные при изучении физики. Для этого предлагает составить «Портрет воды». Включает в беседу всех учащихся, моделирует ситуацию с неким объектом, который ничего не знает о воде («гуманоид»).

Примерные вопросы:

Физические свойства воды.

Тип химической связи в молекуле.

Тип кристаллической решетки.

Предлагает выполнить Задание 1.  (Приложение 1)

Проблемный вопрос.

-Какие химические свойства воды вы знаете?

-Что нужно, чтобы ответить на вопрос?

-Как можно изучить химические свойства воды. Перед выполнением эксперимента проводит краткий инструктаж по технике безопасности.(Приложение2)

Предлагает выполнить Задание2.(10 минут на работу). Наблюдает за ходом работы, при необходимости помогает наводящими вопросами.

Опыт №3а «Взаимодействие натрия с водой». Демонстрирует сам, просит учеников записать уравнение химической реакции.

Ожидает вопроса учащихся о том, как провести реакцию разложения воды?( опыт5). Демонстрирует видеоопыт «Электролиз воды».

После окончания проведенного эксперимента предлагает проверить выполненную работу: описать эксперимент, составленные уравнения выводит на экран при помощи документ-камеры.

Оценивает ответы учащихся.

Первичное закрепление

Предлагает полученные знания представить в виде схемы-кластера (Задание3). Если ученики затрудняются выполнить задание, учитель помогает, раскрывая основной смысл нового для учеников приема (использует документ-камеру). На работу – 5 минут, проверка – 3 минуты.

Рассказывают о воде, затем записывают физические свойства в тетрадь (выполняют Задание1)

 

 

 

 

 

 

Затрудняются ответить, осознают, что не хватает знаний.

-Нужно изучить химические свойства воды.

-Проделать опыты и записать уравнения химических реакций

Выполняют Задание 2. (работа в парах). Смотрят видеоопыт «Электролиз воды» и Опыт №3а «Взаимодействие натрия с водой»

 

Ученики объясняют, что они делали. Что наблюдали и какие выводы сделали после проделанной работы. Слушают отвечающих. Дополняют. Сверяют правильность написания уравнений, исправляют ошибки.

Составляют схему-кластер. Работают в парах.

Сверяют, дополняют.

4 . Этап рефлексии (5 мин.)

 Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение оценить себя, видеть свои ошибки.

Метапредметные УУД: умение делать выводы.

Давайте подведем итоги урока.

-Что же вы узнали нового на уроке?

Давайте вернемся к началу урока и вспомним, о чем вы не смогла рассказать нашему гостю, что же такое вода? Как бы вы сейчас ответили на его вопросы?

Достигли ли мы цели урока?

Поставленные задачи выполнили?

Осмысливают ответы, озвучивают их.

5 этап. Домашнее задание (1 мин.)

Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;  умение оценить себя.

Метапредметные УУД: умение делать выводы.

Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Предлагает разобрать домашнее задание, но сначала послушать  видео. Демонстрирует видеофрагмент «Песенки водовоза» из к/ф  « Волга-Волга» (Приложение3)

Смотрят видео. Слушают содержание домашнего задания.

6.Этап закрепления  (7мин.)

Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.

Предметные УУД: соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи.

Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовать работу в группе.

Предлагает выполнить тест по теме урока. Применяет прием «Билетик на выход». При сдаче теста  на проверку просит учеников оценить свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайл.

 

Выполняют задание теста, оценивают свою работу на уроке.(Приложение 4)

 

Приложения к уроку.

 

Приложение1.

Маршрутный лист урока (для учащихся)

Задание 1. Опишите физические свойства и строение воды, используя следующие данные:

1.агрегатное состояние; 2. цвет; 3. запах; 4. вкус; 5. плотность;  6. температуры кипения и плавления; 7. тип химической связи в молекуле; 8. тип кристаллической решетки.

Задание 2. (Работа парами)

Проделайте химические реакции согласно схемам, запишите уравнения

 

1.a) H2O + ВaO→      б) H2O + CuO→             

2. a ) H2O + CO2→    б) H2O + SiO2

3.а ) H2O + Na→       б) H2O + Zn→     в) H2O + Cu→

 4. H2O + CuSO4 = CuSO4∙5Н2О

            5. H2O→

Задание 3.Составление схемы-кластера.

 

вода

Физические свойства

Химические свойства

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Запишите домашнее задание. Творческое задание*: Написать эссе о значении воды в природе и жизни человека.

Задание 5. Выполните задания теста «Билетик на выход».  Оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий смайл и зарисуйте его в тетради.

 

У меня все получилось, я доволен уроком

                                       У меня почти все получилось, но я делал ошибки

                                                                У меня было много ошибок, мне нужна помощь

 

Приложение 2.

«Зловредные» стишки в стиле Г.Остера для повторения правил по технике безопасности при проведении химического эксперимента.

 

  1. Указаний учителя не ожидай,

Хватай реактивы и работать начинай.

  1. Вдруг пожар, или потоп, иль пролилось что-то,

Ты учителю – молчок! Не его забота.

  1. Что в пробирке – неизвестно,

Зато очень интересно:

Сладкий, горький иль соленый

Получили реактив?

Вот попробуем и скажем,

Вкусно это или нет!

 

Приложение 3.

 

Приложение 4.

Тест для учащихся по теме урока

 

 

 

 

и ее свойства»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии по теме «Вода и ее свойства»»


РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС



Технологическая карта урока химии


Предмет

химия

Класс

8

Тема урока

Вода, ее строение и свойства

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Цель

Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами воды

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с основными физическими и химическими свойствами воды; закрепить знания о классах неорганических веществ, классификации оксидов и гидроксидов; научить определять свойства вещества (на примере воды при помощи химического эксперимента); находить объяснение аномальным свойствам воды, исходя из строения молекулы.
Развивающие: развивать познавательный интерес к химии; создавать условия для формирования учебных умений школьников при выполнении практических действий; формировать умение выявлять сущность наблюдаемых процессов; устанавливать причинно-следственные связи; получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать умение работать в парах и; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе.

Планируемые результаты

Предметные: Знать: определения понятиям «химические реакции», «признак химической реакции», « вещество молекулярного строения» на примере воды. Уметь: проводить опыты по определению свойства воды и описывать наблюдаемые явления; объяснять причины аномальных физических свойств воды и их значение для жизни на Земле.

Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Осн. понятия

Вещество молекулярного строения, химическая реакция, признак химической реакции.

Межпредметные связи

Физика, литература, биология, искусство.

Ресурсы:


Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, Таблица растворимости, Мультимедийная установка, Документ-камера (для фиксации изображения на экран), маршрутные листы урока для учащихся, листы с тестовыми заданиями. Для химического эксперимента:

1.на столе учителя для демонстрации – установка для растворения натрия в воде,

2.на столах учащихся: лабораторный штатив для получения CO2 и растворения его в воде, штатив с пробирками, набор реактивов - металлы Zn,Cu, оксиды – BaO, CuO, SiO2, безводный CuSO4,спиртовка, спички, CaCO3 и HCl для получения CO2 , вода в стакане, индикатор.

Форма урока

Урок-исследование

Технология

Проблемное обучение 

Форма контроля

Тестирование



 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап (1 мин.)

Личностные УУД: самооценка и готовность к уроку.

Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Озвучивает эпиграф урока – слова М.Фарадея «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».

Приветствуют учителя, настраиваются на учебу.

2.Этап актуализации знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5мин.)

Личностные УУД: умение осознавать значимость своих знаний.

Регулятивные УУД: умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, определить цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию, умение анализировать.

Вызов. Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии.

Предлагает беседу по вопросам.

-Что же такое вода?

- Что отличает одно вещество от другого?

-Какие бывают свойства?

-Что же мы сегодня будем изучать?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какова цель нашего урока?

Какие задачи вы поставите перед собой? (если ученики затрудняются, предлагает связать эпиграф и тему).

Слушают учителя. Предлагают ответы на вопрос.





Предполагаемые ответы:

-Вещество

-Свойства

- Физические и химические

- Вода, ее свойства

Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. Предлагают и формулируют цели и задачи урока.


3.Этап изучения нового материала (25 мин.) Со звонком проводится физкультминутка (1 мин)

Личностные УУД: умение формировать адекватную самооценку, умение видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать необходимую информацию, анализировать ее, строить логические рассуждения.

Регулятивные: видеть конечный результат.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие группах.

Предметные: умение проводить химические опыты, соблюдать технику безопасности при работе с химическими реактивами; составлять уравнения химических реакций, называть признаки химических реакций.

Осмысление.

Предлагает вспомнить свои знания о воде, полученные при изучении физики. Для этого предлагает составить «Портрет воды». Включает в беседу всех учащихся, моделирует ситуацию с неким объектом, который ничего не знает о воде («гуманоид»).

Примерные вопросы:

Физические свойства воды.

Тип химической связи в молекуле.

Тип кристаллической решетки.

Предлагает выполнить Задание 1. (Приложение 1)

Проблемный вопрос.

-Какие химические свойства воды вы знаете?

-Что нужно, чтобы ответить на вопрос?

-Как можно изучить химические свойства воды.
Перед выполнением эксперимента проводит краткий инструктаж по технике безопасности.(Приложение2)

Предлагает выполнить Задание2.(10 минут на работу). Наблюдает за ходом работы, при необходимости помогает наводящими вопросами.

Опыт №3а «Взаимодействие натрия с водой». Демонстрирует сам, просит учеников записать уравнение химической реакции.

Ожидает вопроса учащихся о том, как провести реакцию разложения воды?( опыт5). Демонстрирует видеоопыт «Электролиз воды».

После окончания проведенного эксперимента предлагает проверить выполненную работу: описать эксперимент, составленные уравнения выводит на экран при помощи документ-камеры.

Оценивает ответы учащихся.

Первичное закрепление

Предлагает полученные знания представить в виде схемы-кластера (Задание3). Если ученики затрудняются выполнить задание, учитель помогает, раскрывая основной смысл нового для учеников приема (использует документ-камеру). На работу – 5 минут, проверка – 3 минуты.

Рассказывают о воде, затем записывают физические свойства в тетрадь (выполняют Задание1)







Затрудняются ответить, осознают, что не хватает знаний.

-Нужно изучить химические свойства воды.

-Проделать опыты и записать уравнения химических реакций

Выполняют Задание 2. (работа в парах). Смотрят видеоопыт «Электролиз воды» и Опыт №3а «Взаимодействие натрия с водой»


Ученики объясняют, что они делали. Что наблюдали и какие выводы сделали после проделанной работы. Слушают отвечающих. Дополняют. Сверяют правильность написания уравнений, исправляют ошибки.

Составляют схему-кластер. Работают в парах.

Сверяют, дополняют.

4 . Этап рефлексии (5 мин.)

Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение оценить себя, видеть свои ошибки.

Метапредметные УУД: умение делать выводы.

Давайте подведем итоги урока.

-Что же вы узнали нового на уроке?

Давайте вернемся к началу урока и вспомним, о чем вы не смогла рассказать нашему гостю, что же такое вода? Как бы вы сейчас ответили на его вопросы?

Достигли ли мы цели урока?

Поставленные задачи выполнили?

Осмысливают ответы, озвучивают их.

5 этап. Домашнее задание (1 мин.)

Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; умение оценить себя.

Метапредметные УУД: умение делать выводы.

Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Предлагает разобрать домашнее задание, но сначала послушать видео. Демонстрирует видеофрагмент «Песенки водовоза» из к/ф « Волга-Волга» (Приложение3)

Смотрят видео. Слушают содержание домашнего задания.

6.Этап закрепления (7мин.)

Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.

Предметные УУД: соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи.

Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовать работу в группе.

Предлагает выполнить тест по теме урока. Применяет прием «Билетик на выход». При сдаче теста на проверку просит учеников оценить свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайл.


Выполняют задание теста, оценивают свою работу на уроке.(Приложение 4)


Приложения к уроку.


Приложение1.

Маршрутный лист урока (для учащихся)

Задание 1. Опишите физические свойства и строение воды, используя следующие данные:

1.агрегатное состояние; 2. цвет; 3. запах; 4. вкус; 5. плотность; 6. температуры кипения и плавления; 7. тип химической связи в молекуле; 8. тип кристаллической решетки.

Задание 2. (Работа парами)

Проделайте химические реакции согласно схемам, запишите уравнения

1.a) H2O + ВaO→ б) H2O + CuO→

2. a ) H2O + CO2→ б) H2O + SiO2

3.а ) H2O + Na→ б) H2O + Zn→ в) H2O + Cu→

4. H2O + CuSO4 = CuSO4∙5Н2О

5. H2O→

Задание 3.Составление схемы-кластера.









Задание 4. Запишите домашнее задание. Творческое задание*: Написать эссе о значении воды в природе и жизни человека.

Задание 5. Выполните задания теста «Билетик на выход». Оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий смайл и зарисуйте его в тетради.


У меня все получилось, я доволен уроком

У меня почти все получилось, но я делал ошибки

У меня было много ошибок, мне нужна помощь


Приложение 2.

«Зловредные» стишки в стиле Г.Остера для повторения правил по технике безопасности при проведении химического эксперимента.

  1. Указаний учителя не ожидай,

Хватай реактивы и работать начинай.

  1. Вдруг пожар, или потоп, иль пролилось что-то,

Ты учителю – молчок! Не его забота.

  1. Что в пробирке – неизвестно,

Зато очень интересно:

Сладкий, горький иль соленый

Получили реактив?

Вот попробуем и скажем,

Вкусно это или нет!

Приложение 3.


Приложение 4.

Тест для учащихся по теме урока





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей