СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме : "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта разработана для проведения урока « Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.. Габриеляна год выпуска 2012, 2-е.

Изд.М. : Дрофа, 2013

 

При разработке карты учитывались следующие особенности класса:

  1. Крайне низкая уровень мотивации на учебу;

  2. Средний и ниже среднего уровень техники чтения, неразвитость монологической речи, не умение наблюдать, аргументировать, формулировать свою мысль.

  3. Возможность воспроизведения изученного только на репродуктивном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме : "Типы химических реакций на примере свойств воды"»

Химия 8 класс

Технологическая карта урока № 46

Тема урока. Типы химических реакций на примере свойств воды

Тип урока: комбинированный: усвоение новых знаний на основе раннее полученных предметных умений.


Цели. Обучающие.

  • Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о воде и её физических и химических свойствах; основных химических понятий (фотосинтез, фотолиз, электролиз, гидролиз, гидроксиды, щелочь, щелочные и щелочно-земельные металлы); химического языка.

Развивающие:

  • Развивать мотивацию к получению знаний, используя демонстрационный эксперимент и видеофрагменты в качестве иллюстративного материала.

  • Развивать познавательную деятельность и самостоятельность учащихся через проведение лабораторного эксперимента

  • Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, компактно и логически последовательно излагать мысли в ходе проведения лабораторного эксперимента и формулирования выводов по проведенной работе.

  • Развитие навыка аргументации

Воспитательные:

  • Формирование навыка безопасного обращения с веществами, материалами, химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности.



Задачи урока:

Обучающие:

  • Изучение физических и химических свойств воды;

Развивающие:

  • Формирование умения анализировать плана работы по изучению темы и возможности его реализации ;

  • Проведение лабораторных опытов, отражающих свойства воды.

  • Проведение лабораторного эксперимента в соответствие с инструкцией.

  • Оформление наблюдений, составление уравнений химических реакций, классификация изученных реакций.

  • Формулировка и аргументация выводов по проведенным наблюдениям:

  1. Формулировка основной мысли (вывода).

  2. Выбор способа доказательства (проведение эксперимента).

  3. Подбор аргументов (запись наблюдений).

  • Развитие монологической речи.

Воспитательные:

  • Формирование самостоятельности и ответственности за результат выполнения эксперимента,

  • Формирование навыка сотрудничества в ходе выполнения эксперимента.

  • Развитие навыков самооценки.


Организация деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.


Планируемые результаты урока:


Предметные.

Знать:

  1. Физические и химические свойства воды.

  2. Понятия: фотосинтез, фотолиз, электролиз, гидролиз, гидроксиды, щелочь, щелочные и щелочно-земельные металлы.

Уметь:

  1. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды,

  2. Определять типы химических реакций с участием воды.


Метапредметные

Уметь:

1. Наблюдать

2.Фиксировать результаты наблюдений;

3. Делать выводы из результатов наблюдений.

4. Аргументировать свой ответ.

Личностные

Овладение:

1. Навыками выполнения экспериментальной работы по инструкции;

2. Навыками постановки цели, навыками планирования своей деятельности для достижения этой цели.


  • Основные понятия:

Реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена

фотосинтез, фотолиз, электролиз, гидролиз, гидроксиды, щелочь, щелочные и щелочно-земельные металлы..



Ресурсы урока:

  1. Интерактивная доска, проектор, диск с интерактивными материалами, беспроводная мышка;

  2. Периодическая система химических элементов;

  3. Реактивы и оборудование для проведения демонстрационных и лабораторных опытов;

4. Презентации:

  • с высказываниями о воде;

  • интерактивные тесты;

  • материалы для формулировки темы урока и постановки цели урока, а так же составления плана

работы;

5. Видеофрагмент Просмотр видео фрагмента о взаимодействии кислотных оксидов с водой.

6. Раздаточные материалы:

  • Подбор выражений для описания лабораторных опытов;

  • Инструкции по проведению лабораторных опытов;


Основные этапы урока

1.Организационный этап .

2. Этап актуализации знаний.

3.Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.Этап первичной проверки понимания изученного (обсуждение результатов выполнения лабораторных опытов.)

8.Этап обобщения и систематизации (слово учителя)

9.Этап контроля и самоконтроля: выполнение упражнения №1 стр. 197 учебника.

10.Этап коррекции и исправления ошибок. Сверяют выполнение упражнения с записями в презентации. Оценивают свою работу.

11.Этап информации о домашнем задании

12.Этап подведения итогов занятия

13.Этап рефлексии (оценить свою работу на уроке и свое настроение )

Время (минуты)

1

2

6

2

18

5


2

6


3


1

1

2



I. Организационный момент – 1 мин.

1. Приветствие учащихся.

2. Контроль готовности учащихся к уроку: наличие учебных принадлежностей, подготовка рабочего места.



1


II. Актуализация знаний. 3 мин.



Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма работы учащихся

Результат





3

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, изученный на предыдущих уроках.

Учащиеся выполняют интерактивный тест по теме «Типы химических реакции».

Слайды №№ 1-18


Учащиеся по очереди отвечают на вопросы теста.

Фронтальный опрос

Повторение

предыдущего

материала


III .Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 8,5 мин



Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма работы учащихся

Результат


1. Учитель демонстрирует презентацию с переработанной цитатой из произведения Антуана де-Сент–Экзюпери «Планета людей» глава 7 «Пустыня» и предлагает учащимся определить, о каком веществе пойдет речь на уроке.

Слайд № 19

1. Учащиеся просматривают презентацию и высказывают свои предположения.

Фронтальный опрос

Формулировка основной мысли.



1

2. Учащимся предлагается восстановить текст, который отражает тему урока.

Слайд № 20


2.1. Восстанавливают текст, отражающий тему урока, высказывают свои предложения.

2.2 Записывают тему урока в тетрадь.

Слайд № 21

индивидуальная


Формулировка темы урока




1

3. Учитель предлагает учащимся сформулировать цель изучения данной темы.

3.1 Учащиеся выдвигают свои предположения

Фронтальный опрос

Постановка цели


1,5

4. Учитель знакомит учащихся с планом урока. Слайд № 22.


План.

  1. Физические свойства воды

  2. Состав воды и строение воды

  3. Химические свойства воды: реакции соединения,

  4. реакции разложения , реакции замещения, реакции

обмена на примере воды.

  1. Нахождение воды в природе

  2. Роль воды в живой и неживой природе.

  3. Охрана вод.


5. Учитель предлагает учащимся оценить возможность изучения всех пунктов плана за время урока.

6. Учитель предлагает желающим подготовить к следующему уроку презентацию, отражающую этот материал о воде.

4.1 Учащиеся анализируют

пункты плана, подбирают аргументы для подтверждения своего выбора








5.1 Учащиеся выбирают те пункты плана, которые могут изучить самостоятельно по учебнику или иным информационным источникам.

1. Нахождение воды в природе

2. Роль воды в живой и неживой природе.

3. Охрана вод.









Фронтальный опрос





План работы на урок








Вопросов для самостоятельного

изучения.







2

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Форма работы учащихся

Результат


1. Учитель напоминает учащимся, что многое о воде они уже изучали на уроках природоведения, биологии, географии и предлагает закончить предложения. Слайд № 23

  1. Вода- это -----вещество

  2. Вода состоит из_химических элементов ____ и ____

  3. Вода бывает в _____ агрегатных состояниях:

  4. Температура кипения воды________

  5. Температура замерзания воды____________

  6. Вода не имеет ________, _____________, __________.,

  7. В воде_____________многие вещества,

  8. Вода образует ____________, ___________, __________, ________,


2. Учитель подводит итог и сообщает, что ряд интересных фактов о воде они узнают, прочитав материал учебника на стр.192.

3. Учитель предлагает учащимся выполнить интерактивный тест, чтобы вспомнить какие знания они получили о воде на уроках химии.

  • Выполнение интерактивного теста (Приложение 4). При опросе используется беспроводная мышь.

Содержание теста:

  1. Качественный и количественный состав воды.

  2. Химическая формула воды

  3. Структурная формула воды

  4. Отношение воды к определенному классу веществ.

1. Учащиеся заканчивают предложения, в которых говорится о воде.

1.1. Анализируют ответ ученика, исправляют неточности и ошибки









3.Учащиеся по очереди отвечают на вопросы теста

Индивидуальный опрос



Обобщение физических свойств





1









2


4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности - 14 мин



1. Учитель предлагает начертить таблицу, в которую учащиеся будут вносить результаты своего изучения воды и наблюдений, в ходе выполнения эксперимента.

Приложение «Таблица»


2. Учитель демонстрирует опыт разложения воды электрическим током

и дает образец заполнения наблюдений.





3.

3.1 Учитель демонстрирует опыт взаимодействия натрия с водой и комментирует его.

Записывает уравнение реакции на доске, демонстрирует Слайд «Таблица» как образец заполнения.



Слайд 1.

2 Na+2H2O = 2NaOH + H2

Тип химической реакции – реакция замещения


3.2 Учитель демонстрирует процессы взаимодействия железа и меди с водой.


3.3 Учитель демонстрирует опыт взаимодействия оксида серы с водой, объясняет наблюдаемое явление, предлагает учащимся самостоятельно записать уравнение реакции.

SO2 + H2O =H2SO3

Тип химической реакции – реакция соединения



4. Просмотр видео фрагмента о взаимодействии кислотных оксидов с водой.

Учитель вызывает ученика записать уравнение взаимодействия оксида фосфора с водой.


5. Учитель демонстрирует опыт взаимодействия оксида магния и оксида

меди (II) с водой.

1. Учащиеся чертят таблицу в тетрадь по образцу с доски. (Учатся структурировать материал)


2 Учащиеся заполняют таблицу Учащиеся наблюдают и заполняют таблицу по образцу с доски.



3.

3.1 Учащиеся наблюдают, делают записи в тетради.

3.2 Учащиеся высказывают предположения о типе наблюдаемой химической реакции.

3.3 Сверяют свои записи с записью уравнения на доске.



3.21 Учащиеся конспектируют материал.

3.3.

3.1 Учащиеся наблюдают, записывают наблюдения в таблицу, сверяют записи с записями соседа.

Потом с записями на доске Слайд № 43

4. Учащиеся просматривают видеофрагмент и конспектируют материал.



5. Учащиеся наблюдают и вместе с учителем заполняют

таблицу.

Работа в тетради












Индивидуальная работа



















Ответ ученика у доски





Таблица












Заполнение таблицы наблюдений

3




1









4










1




2


3

V. Этап первичной проверки понимания изученного (обсуждение результатов выполнения лабораторных опытов.) 10 мин.


1. Учитель предлагает учащимся, воспользовавшись инструкцией, выполнить лабораторный опыт: взаимодействие оксида углерода (IV) с водой.


2. Учитель предлагает, воспользовавшись инструкцией, выполнить лабораторный опыт: взаимодействие оксида кальция и наблюдения записать в таблицу и сделать вывод о том, к какому типу химических реакций они относятся.


2. Учащимся предлагается сверить записи в тетради с записями на доске.(Слайд «Таблица»)

3. Учитель демонстрирует видеофрагмент взаимодействие карбида кальция с водой, как пример реакции обмена, в которых участвует вода.

1.1 Учащиеся изучают инструкцию и проводят лабораторные опыты.

1.2 Заполняют таблицу.

  • 2. Сверяют правильность написания уравнения с записью на слайде 3.





3. Учащиеся конспектируют материал.


Работа в парах







10

VI. Этап обобщения и систематизации (слово учителя) 1 минуты

1

VII.Этап контроля и самоконтроля:.5 мин.

5

1. Учитель предлагает учащимся выполнить упражнения.

Слайд. Упражнение.

1.Учащиеся выполняют упражнения в тетради.

1

VIII.Этап коррекции, исправления ошибок и подведения итогов.

1

1. Учитель контролирует выполнение задания, проверяя записи в тетрадях.

1. Учащиеся обмениваются тетрадями и сравнивают записи. Если выявляются ошибки, исправляют их, сверяя с записями на слайде.

1

IX.Этап информации о домашнем задании:

1

Учитель комментирует домашнее задание

  • § 34 читать, выписать новые понятий, о которых не говорилось на уроке.

  • Упражнения №1 стр. 197 учебника

  • По желанию подготовить к следующему уроку презентацию на темы:

  1. Нахождение воды в природе

  2. Роль воды в живой и неживой природе

  3. Охрана вод.


Учащиеся записывают задание в дневник.


X . Этап рефлексии.

1

1. Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке и свое настроение после урока, высказав одно предложение)

Учащиеся




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!