СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития выносливости

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первоначально методические положения круговой тренировки обосновывались английскими и немецкими исследователями. Позже дополняясь и видоизменяясь в работах отечественных специалистов, эта организационно-методическая форма физической подготовки заняла достойное место в тренировочном процессе российских (а до недавних пор советских) спортсменов [4, с. 17].

Просмотр содержимого документа
«Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития выносливости»


Тема работы

Применение метода круговой тренировки на уроках

физической культуры для развития выносливости










Автор:

Бахметова Ольга Валерьевна,

ГБПОУ ВО «ГПК»,

руководитель физического воспитания














г. Воронеж

2022 год


Актуальность работы. Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума  критерием личной ответственности и самопознания. Физическая культура  уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных навыков и умений.

Сегодня физическая культура  это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

Существующие различные методические подходы к физическому воспитанию детей нуждаются в углублении естественнонаучного познания эффективности используемых средств, в разработке разнообразных педагогических технологий, выраженных в различном соотношении методов, в конкретных методиках, способствующих как общему оздоровлению организма, так и формированию основ физической культуры личности. Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания школьников являются методические особенности применения круговой тренировки, зарекомендовавшей себя в качестве эффективной формы физической подготовки спортсменов.

Целью работы является рассмотрение теоретического аспекта и определение влияния круговой тренировки на развитие выносливости у школьников.


Характеристика круговой тренировки как организационно – методической формы физической подготовки

Первоначально методические положения круговой тренировки обосновывались английскими и немецкими исследователями. Позже дополняясь и видоизменяясь в работах отечественных специалистов, эта организационно-методическая форма физической подготовки заняла достойное место в тренировочном процессе российских (а до недавних пор советских) спортсменов [4, с. 17].

В 1952  1958 годах одними из первых круговую тренировку начали разрабатывать английские специалисты Р. Морган и Г. Адамсон. Так, в 1952 году в Англии вышла в свет статья, в которой были опубликованы результаты сравнения эффективности обычных занятий физическими упражнениями и «экспериментальной интенсивной гимнастической тренировки», проводимой «по кругу».

Идея объединения ряда разнородных упражнений в одну целостную тренировочную нагрузку оказалась весьма продуктивной. Если при раздельном использовании циклических движений они зачастую дают сугубо ограниченный эффект, то, объединяя их, можно теми же средствами достигать комплексного развития физических способностей и успешнее содействовать повышению общей работоспособности организма.

Уже с 1952 года круговая тренировка применялась в ряде стран футболистами, гребцами, регбистами и легкоатлетами. В дальнейшем различные формы круговой тренировки наиболее активно разрабатывались в ГДР. Специалисты этой страны создали целостную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений [9, с. 12].

Наши отечественные ученые также внесли свою лепту в разработку принципов круговой тренировки [6, с. 46].

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Весьма ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с ее индивидуализацией. Она позволяет воспитывать у занимающихся такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и комплексные формы их проявления: силовую, скоростно-силовую выносливость и другие.

Средствами круговой тренировки считаются обще подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а так же упражнения, входящие в программу других видов спорта: легкой атлетики, тяжелой атлетики, гимнастики и др. Каждый круг состоит из 6-10 упражнений, затем их распределяют по «станциям». Повторение круга имеет свойство повторяться несколько раз, в свою очередь это зависит от того с какой направленностью и физической подготовкой занимаются учащиеся [13, с. 65].

Непрерывность упражнений и только отдых между «станциями» это главное правило исполнения тренировочного занятия. В первом случае каждое упражнение необходимо выполнять сконцентрировано, акцентировать внимание на технику, равномерно распределяя нагрузку, этим самым необходимо добиться улучшение уровня общей физической подготовки и общей физической выносливости [16, с. 150].

Для второго случая уровень нагрузки сопоставляется с интервалами тренировочного занятия и заключается в том, что прохождение «станций» последовательно. Форма дозирование у всех индивидуальная, зависит от физической подготовленности каждого, при этом регулирование нагрузки происходит с помощью таких объектов как: количество повторений, продолжительность интервалов для восстановления, период прохождения круга и число кругов. Направление такой тренировки развивает скоростную и скоростно-силовую выносливость [11, с. 89].

Круговой метод занятия включает в себя большое количество полезных свойств, влияющих на организм, обусловленных составляющими компонентами тренировочного занятия [2, с. 46].

1. При применении заданий с направленностью улучшения качеств на движения, при этом можно достичь эффекта широко комплексного воздействия, развивающего уровень общей выносливости. Ведь именно такое тренировочное занятие решает задачи начального этапа, особенно для подготовительного периода [8, .с. 43].

2. Специально подобранные упражнения и их правильно подобранное сочетание развивают специальные качества, такие как: быстрота, ловкость, сила, гибкость, специальная выносливость [8, с. 56].

3. Когда применяют, интервальный метод в круговой тренировке этим, развивают не только двигательные качества, но и адаптацию вегетативных функций, например дыхательную и сердечно-сосудистую, ведь это имеет важное действие на начальном этапе занятия, то есть для подготовительного периода [7, с. 27].

4. Для повышения объёма тренировочной нагрузки организуют специальную модель круговой тренировки, которая приближает ученика к игровому виду занятия, характеризуется это быстрой сменой упражнений, их разной направленностью, эмоциональностью деятельности, отсутствием однообразия.

5. Круговой метод тренировки имеет такое преимущество, что можно дозировать нагрузку каждому ученику индивидуально. С этой помощью можно исключить перенапряжения, переутомления и дать возможность ученикам самим управлять тренировочным процессом, соответствуя своему организму.

6. Место проведения кругового занятия выбирается по индивидуальным предпочтениям. Это может быть как зал и стадион, так и естественные условия, к примеру, лес, парк, роща и т.д. На таких занятиях не нужно особого оборудования. На таких тренировках можно работать с собственным весом [5, с. 41] .

7. Ещё одним преимуществом круговой тренировки является контролирование динамики нагрузки и улучшение своих умений. Контроль проводится с помощью специальных книжек, где ведётся запись результатов МТ, где учитывают величину нагрузки, частоту пульса, состояние занимающегося. При таком самоконтроле усиливается самосознание спортсменов на занятиях, что и как необходимо улучшить, на что направить свои силы [2, с. 45].

Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры имеет свои преимущества:

1. Если правильно составить программу, то можно избежать однообразия урока. При быстрой смене физических упражнений возможно проработать все мышцы тела и при этом не чувствовать усталости организма [7, с. 52].

2. Урок состоит из доступных и простых упражнений, при этом не нужно сложного инвентаря и не надо как то специально оборудовать место занятия.

3. Обеспечивает самостоятельную работу.

4. С помощью данного метода, возможно, постоянно узнавать свои умения и навыки физической подготовки.

5. Соревновательный метод помогает выработать свойство соперничества, что способствует улучшению своих результатов.

6. Значительное улучшение двигательной активности учеников. Занятие имеет интенсивную моторную плотность [12, с. 147].


Круговая тренировка на уроках физической культуры

Главной целью применения круговой тренировки в учебном заведении является значительное улучшение двигательных качеств, при условиях ограничения лимита времени при строгой регламентации и персональной дозировке исполняемых физических упражнений [10, с. 62].

Уроки физической культуры круговой формы занятия имеют большое значение, ведь они становятся увлекательными при помощи совместного исполнения упражнений, а так же при использовании наибольшего количества оборудования и инвентаря [1, с. 87].

Для улучшения двигательных качеств необходимо так построить программу урока физической культуры, чтобы освоение программного материала было главным условием. И из-за этого, прежде чем составить тренировку, нужно обязательно посмотреть положение учебно-воспитательной программы. В результате выполнения данный комплекс будет способствовать совершенствованию умений и навыков, входящих в учебный материал. Обязательное условие  предварительное изучение этих упражнений самими учащимися [15, с. 40].

С помощью круговой тренировки можно приучить учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных свойств, вырабатывается последовательность заранее обдуманных действий, воспитывается собранность и организованность при выполнении задания. А так же значимым является и то, что круговой метод тренировки обеспечивает персональный подход к каждому из учащихся, даёт возможность рационально распределять время.

Организация учащихся для выполнения задания круговой тренировки основывается на мелкогрупповом поточном способе. Выполнения заданий должны быть разработаны по точной и чёткой методике, это обязательное условие и очень важное. [6, с. 56].

Рациональное распределение станций даёт возможность, для специального подбора упражнений целенаправленно развивая физические свойства и закрепляя полученные знания и умения на уроках. Упражнения на станциях меняются, но применяются только те из них, которые хорошо знакомы ученикам. Выполняются упражнения при высоком темпе [14, с. 87].

В комплекс круговой тренировки входят 6-12 упражнений, соответствующих для проведения занятия. Любое упражнение должно соответствовать развитию определённых групп мышц – ног, спины, рук, брюшного пресса. Выполнять упражнения можно многократно, так как они простые и умеренно интенсивные. Совершенствование определённых моторных качеств происходит с помощью выполнения упражнений в определённом ритме и из различных начальных положений.

Очерёдность выполнения станций определяется по кругу, квадрату или прямоугольнику, зависит это оттого, как более правильно применять инвентарь и территорию зала. Необходимо применять все снаряды и подручное оборудование, которое есть в зале.

Вся программа выполняется за строго определённое время, повторяя каждое упражнение в персональной для каждого дозировке.

Анализируя метод круговой тренировки и обобщая опыт использования их на практике даёт основу для выделения экстенсивно-интервального метода, как для наиболее приемлемого на школьном уроке. Основа его базируется на том, что движения выполняются в размеренном ритме, точно, с большой амплитудой. Время выполнения упражнений и время отдыха планируется одинаково – по 30 секунд. [3, с. 34].

Учёт чередования упражнений для одной группы мышц с чередованиями для другой группы мышц, когда размечаются станции, чтобы целесообразно применять инвентарь, находящийся в зале, причем так, чтобы они были рядом.

Каждый комплекс обязательно включает по два упражнения для улучшения групп мышц рук, ног, брюшного пресса, спину и два общего воздействия.

По плану урока для проведения основной физической подготовки и специальной физической подготовки выделяется время, планируемое для проведения круговой тренировки, и выбирается оно из расчёта всего общего времени, выделенного планом урока и, исходя из целей и задач урока, варьируется от 10 до 20 минут. Необходимо уложиться в этот лимит времени для круговой тренировки, зависит это от числа станций, моторной плотности урока, ведь это особенно важно на уроках физической культуры правильно распределяя временные отрезки [4, с. 27].

Круговую тренировку можно включать как в подготовительную, основную, так и в заключительную часть урока, зависит это от задач урока и от поставленных целей.

Для подготовительной части урока круговая тренировка оказывает подготовку организма к предстоящему заданию и подводит к основной части урока.

В основной части урока круговая тренировка развивает физические качества при условии организма готового выполнять работу большого объёма и не чувствует усталость и нагрузка оптимального условия. Комплексы, входящие в основную часть урока общеразвивающие, с развитием силовой, скоростной выносливости. Ведь они наделены силовыми и скоростно-силовыми упражнениями [16, с. 73].

Заключительная часть урока более спокойна, поэтому круговая тренировка не всегда включается в данную часть урока, ведь это зависит от того, если основная часть была не так интенсивна, когда нагрузка на уроке была недостаточна. Целью такого комплекса является улучшение, закрепление и повторение изученного материала главной части урока [13, с. 45].

Задачей кругового метода комплексное воспитание физических качеств при быстром самостоятельном исполнении упражнений молодыми спортсменами и слежением за её влиянием на системы организма [6, с. 69].

Круговая тренировка хорошо совмещается с педагогическим программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и особенно гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайшие сроки хорошо развить общую и специальную физическую подготовку.

В таблице 1 представлен вариант комплекса упражнений круговой тренировки на уроке физической культуры.

Таблица 1  Вариант круговой тренировки на урок физической культуры

1 станция

Лазанье по канату

2 станция

Сгибание туловища

3 станция

Прыжки с гантелями

4 станция

Разгибание туловища по наклонной плоскости

5 станция

Упражнение с баскетбольными мячами (ведение на месте)

6 станция

Приседания

7 станция

Единоборство в парах (тройках)

8 станция

Угол в висе



Заключение

Школьный возраст характерен рядом различных анатомо-физиологических, психофизических особенностей. Для того, чтобы в данном возрасте не было недопонимания между преподавателем и учеником, чтобы хорошо развивались физические качества, а именно выносливость, так как она необходима для всех видов спорта, то необходимо подобрать правильную программу занятий с детьми.

Для того, чтобы подобрать такую программу занятий с детьми, необходимо чтобы она придерживалась ряду основных требований для проведения занятия по физической культуре, таких как:

  • подбор правильного места занятия;

  • подбор правильного времени занятия;

  • подбор правильного оборудования занятия;

  • проведение техники безопасности;

  • ну и самое главное и значимое  подбор правильного метода проведения занятия.

Существует очень много методов проведения физических занятий, но нужно подобрать такое, которое будет соответствовать всем вышеперечисленным показателям.

Круговая тренировка это отличный метод для развития выносливости, ведь она подобрана таким образом, что человек, занимающийся этим видом деятельности не будет переутомляться, но при этом у него будут задействованы все мышечные группы в работе.

Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми не только способствует развитию выносливости, но и способствует развитию всех групп мышц, ловкости, силы, а так же позволяет сделать этот вид деятельности игровым, либо соревновательным, что завлекает детей данного возраста.

Но, не смотря на то, что это отличный способ развития выносливости, данный метод недостаточно разработан и мало применяется на занятиях физической культуры именно для этого возраста. Анализ литературных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. При изучении и анализе научной литературы можно смело сказать, что круговая тренировка это хороший и один из наиболее эффективных способов развития выносливости у детей школьного возраста. При анализе литературных источников мы смогли разобраться, какие методы и способы развития выносливости у детей младшего школьного возраста существуют и применяются специалистами и преподавателями на уроках физической культуры.

2. Чтобы достичь высоких результатов круговой тренировки для детей школьного возраста по развитию выносливости, необходимо уделять внимания на такие упражнения как:

  • аэробные упражнения;

  • анаэробные упражнения;

  • игровые упражнения;

  • статистические упражнения;

  • скоростные упражнения;

  • динамические упражнения;

  • локальные упражнения;

  • глобальные упражнения;

  • региональные упражнения.

Хороший результат приносят упражнения такие как:

  • упражнения в игровой форме;

  • упражнения на результат с несколькими попытками выполнения;

  • занятия на свежем воздухе;

  • занятия познавательные;

  • занятия на разные темы;

  • занятия на проявление лидерских качеств.

Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что круговая тренировка это один из важных методов функциональной и двигательной подготовленности детей школьного возраста. Данный метод имеет свои цели и задачи совместного воспитания физических способностей при действующем самостоятельном выполнении различных упражнений детей и проверкой ее влияния на систему организма.

Список использованных источников

  1. Барчуков, И. С. Физическая культура [Текст] / И. С. Барчуков. – М.: 2003. - С. 87 - 90 . 2

  2. Вильчковский, Э. С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке [Текст] // Физическая культура в школе. / Э. С. Вильчковский, 2007. - №7. – С. 46-47. 4

  3. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. –168 с. 5

  4. Горшков, В. П. Круговая тренировка – средство дифференцированного подхода к физическим нагрузкам [Текст] / В. П. Горшков, А. Н Мальцева, А. Г Шалдин: Методические рекомендации. – Челябинск: ЧОИУУ, 1992. - 28 с. 6

  5. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры [Текст] – М., 2008. – 244 с. 7

  6. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств [Текст] / И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 2005. – 142 с. 8

  7. Гуревич, И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки [Текст] / И. А. Гуревич / - 2-е изд. – Минск: Высшая школа, 2010. –253 с. 9

  8. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев. – Ростов на Дону., 2003. – 208 с. 11

  9. Кряж, B. П. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов [Текст] / B. П. Кряж. – Москва : Высшая школа, 2012. – 120 с. 14

  10. Лубышева, Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская, М. В. Базилевич. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017 – 200 с. 15

  11. Медведев, И. А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры [Текст]: Учебно-методическое пособие / И. А. Медведев. – Красноярск : РИО КГПУ, 2000. – 124 с. 16

  12. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин.  Москва: АСТ: Астрель, 2004. – 863 с. 19

  13. Решетников, Н. В., Кислицин, Ю. Л. Физическая культура: Учебное пособие [Текст]. – М. : Академия, 2002. – 152 с. 20

  14. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин.  Москва : Физкультура и спорт, 2014.  230 с. 22

  15. Харламова, Е. В. Физическая культура [Текст] / Е. В. Харламова. – М. , 2005. - С. 60. 23

  16. Холодов, Ж. К. Теория и методика Физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студ. высш. уч. Заведений. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.– М.: Академия, 2009. – 480с. 24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!