«Применение метода М. Монтессори в работе
с детьми с нарушением интеллекта умеренной степени в общеобразовательной школе»
Главная задача состоит не в том, чтобы дать ребёнку как можно больше знаний, а в том, чтобы зажечь в душе ребёнка огонь познания, разбудить его воображение, чтобы дальше он двигался самостоятельно!
Педагогика Монтессори – замечательный пример свободного воспитания.
Идеально подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном и психическом развитии. Изначально Мария Монтессори разработала и использовала свою систему для обучения детей с умственной отсталостью. Как показывает практика, на уроках «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», «Речь и альтернативная коммуникация» дети добиваются отличных результатов в обучении при применении метода Монтессори.
При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ по методу Монтессори ставлю следующие задачи:
Формирование ориентировочных реакций
Развитие движений руки и действий с предметами
Формирование сенсорных и математических представлений
Эмоциональное благополучие и социальная адаптация.
Основополагающий девиз методики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому".
У ребенка, считает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.
Обучать ребенка в Монтессори – это значит:
создать развивающую среду;
наблюдать за детьми, не вмешиваясь в процесс;
создать вместе с детьми несколько четких и простых правил.
Особенность системы М. Монтессори – это уникальная развивающая среда, имеющая четкую логику построения и соответствующая психологическим потребностям ребенка.
В работе с детьми с умственной отсталостью умеренной степени, класс разделен на 4 зоны, в каждой зоне решаются свои коррекционные задачи.
В зоне практической жизни дети овладевают теми навыками, которые пригодятся им в повседневной жизни. По сути то, что здесь происходит, можно назвать «игрой в настоящую жизнь». Дети выполняют настоящую работу, получая реальный полезный для них результат.
Начальный этап обучения включает в себя упражнения практической жизни: это уход за окружающей средой, умение сохранять ее в чистоте. Это значит по возможности:
вытирать пыль
подметать
мыть стол
чистить обувь
гладить
стирать
В нашем классе мы учим детей заботиться о себе, ребенок учится самостоятельно себя обслуживать. Проводим такие упражнения:
Здесь ребенок уточняет свои движения, развивает мелкую моторику, получает необходимые навыки, например, учится застегивать пуговицы и молнии.
Упражнения в зоне практической жизни способствуют физическому, социальному и психическому развитию.
Занимаясь в сенсорной зоне, ребенок использует и развивает все свои органы чувств.
Занимаясь с разнообразными материалами, дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся определять высоту, цвет, размер, вес предметов.
Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья индивидуальные, все действия проводим «от простого к сложному» и пошагово.
Для детей с ОВЗ на уроках совместные занятия:
в посадке семян (редис, кукуруза, фасоль, лук);
приготовлении различных блюд – блинов, фруктовых и овощных салатов, соков, сырников и т.д.
Это формирует их самооценку – появляется уверенность в себе, способствует социальной интеграции детей с ОВЗ в общество.
Ребенок знакомится с окружающим миром, начинает общаться с людьми.
Помимо непосредственно практических занятий с детьми мы ведем консультативную работу с родителями, обучая их правильным приемам и методам работы с материалом по методу Монтессори, даем дальнейшие рекомендации по продолжению занятий дома.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Мастер-классы;
Совместная деятельность учителя, родителей и детей.
Оформление информационного стенда консультациями.
Опыт работы показал, что использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.