муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
городского округа Перевозский Нижегородской области
"Коррекционная школа-интернат г.Перевоза"
Доклад
Тема: "Применение методик, учитывающих сенситивные периоды развития ребенка, на уроках физкультуры"
Подготовил :
учитель физической культуры:
А.Н. Бежаев
г. Перевоз
Сенситивные периоды развития (возраст) физических качеств.
Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8 – 11 лет (девочки) и 8 – 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы. Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%). Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%). Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет. Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.
Возрастное развитие ловкости у школьников до 10 лет протекает более интенсивно по сравнению с последующими ближайшими годами жизни. Во многом это объясняется преобладанием у младших школьников процессов возбуждения над процессами торможения, несовершенством механизма мышечной регуляции. Однако детям доступны довольно точные координированные движения руками с участием мелких групп мышц. Воспитание ловкости у младших школьников должно создавать важную основу для успешного овладения сложными по координации двигательными действиями в более старших классах. Поэтому в занятиях с учащимися первых четырех классов упражнения, направленные на воспитание ловкости, приобретают особое значение. Типичными из них являются: в I—II классах — подвижные игры, требующие от учеников умения быстро переходить от одних действий к другим (соответственно изменяющейся обстановке), сообразовывая их с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, различным сигналам), упражнения с большими (резиновыми или волейбольными) и малыми мячами, упражнения в равновесии на небольшой высоте, прыжки через длинную скакалку; в III—IV классах — упражнения с более трудными задачами на координацию движений, быстрые переходы от одних точных действий к другим, выполнение мелких координированных движений, согласованных с действиями других занимающихся (например, упражнения с малыми мячами в парах), бег с преодолением несложных препятствий, игры, в которых передачи, перебрасывания мячей усложняются различными исходными положениями, требованиями быстроты выполнения, увеличением дистанции и т. д., игры, .требующие рассредоточения внимания при выполнении бега, прыжков и др., упражнения в равновесии, усложняемые исходными положениями рук, способами передвижения.
У подростков ловкость значительно прогрессирует. Этому благоприятствует резкое повышение функциональных возможностей двигательного аппарата. Помогая наиболее полному и активному проявлению подростками ловкости, целесообразно для совершенствования координации движений обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных, условиях.
Для воспитания ловкости в занятиях с учениками V—VI классов применяются метания по различным целям; прыжки в высоту и длину с разнообразными усложнениями (хлопками, ловлей мяча); упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (переноска предметов, переступание через предметы); знакомые подвижные игры с новыми вариантами правил. В VII—VIII классах можно давать упражнения, требующие высокой координации движений; движения с заданной амплитудой, в определенном направлении и ритме. Кроме того, поставленной задаче отвечают: упражнения в жонглировании, в своевременном расслаблении мышц, в равновесии, выполняемые на уменьшенной наклонной повышенной опоре. Особое значение для воспитания ловкости имеют спортивные игры.
В старшем школьном возрасте способность к координации движений заметно улучшается (особенно у юношей). Поэтому становится возможным применять в занятиях упражнения, требующие высокой координации движений. Для воспитания ловкости полезны упражнения, выполняемые в усложненных условиях на местности (преодоление препятствий при помощи прыжков, равновесия, перелезания; преодоление канав, изгородей во время передвижения на лыжах), спортивные игры.
К проявлению быстроты движений и быстроты двигательной реакции младшие школьники мало способны. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. Способность к скоростно-силовым движениям нарастает постепенно и медленно. Например, у мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост «прыгучести» в среднем равняется лишь 2 см (по К. В. Скворцовой). У девочек способность к скоростно-силовым движениям меньше, чем у мальчиков. Воспитывая качество быстроты, следует вначале не столько совершенствовать способность детей преодолевать значительное пространство на время, сколько упражнять их в быстроте отдельных движений и двигательных реакций. Эти упражнения приобретают особое значение в развитии моторики у младших школьников, у которых своевременные двигательные реакции на внешние раздражители еще значительно затруднены. Средствами воспитания быстроты у детей 7—8 лет прежде всего являются игры и упражнения, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы (например, вбегание и выбегание в прыжках через скакалку); игры «Салки», «Вызов номеров»; быстрое нахождение своего места в строю, незамедлительное выполнение команд. Своеобразными «подводящими» упражнениями могут служить игры с короткими перебежками («Октябрята», «Два мороза»), упражнения в свободном беге с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновления и изменения направления передвижения.
В III—IV, классах проводят игры, требующие незамедлительных двигательных ответов на изменяющиеся игровые ситуации, упражнения в преодолении небольших расстояний (до 25—30м) в кратчайший срок, бег на скорость до 40 м.
Наряду с упражнениями на быстроту движений полезно применять упражнения на быстроту двигательной реакции и упражнения скоростно-силового характера. Улучшение двигательных реакций благоприятно сказывается на развитии скоростных качеств подростков. Для предупреждения наблюдающейся по возрастным стандартам стабилизации скорости бега в 13—14 лет рекомендуется проводить упражнения в вариативных условиях. Для совершенствования скоростных способностей в V— VI классах обычно проводят: темповой, но ненапряженный повторный или переменный бег с ускорениями до 40 м; бег на скорость до-60 м; эстафетный бег с этапами 40, 50, 60 м; передвижение на лыжах с многократными ускорениями; физические упражнения и игры, требующие незамедлительных двигательных реакций в усложненных, часто изменяющихся условиях; игры, близкие к спортивным, с усложнением и уточнением правил; спортивные игры.
В VII—VIII классах проводят физические упражнения с интенсивными скоростными и скоростно-силовыми напряжениями: бег с ускорением до 50 м; эстафетный бег с этапами до 50—60 м; бег в измененных внешних условиях (по наклонной дорожке, с заданием); передвижение на лыжах с многократными ускорениями; метания облегченных снарядов и т. д.
Воспитанию силы способствуют упражнения с кратковременными напряжениями динамического характера, умеренные по нагрузке. Вместе с тем необходимо постепенно воспитывать у детей способность к статическим мышечным усилиям, но кратковременным, которые исключают явления длительной задержки дыхания, «натуживания» (особенно нежелательные для девочек). Примером таких упражнений могут быть сохранение правильного положения по команде «смирно», фиксация исходных положений в общеразвивающих упражнениях в течение 3—5 сек. и т. д.,
В I—II классах проводятся общеразвивающие упражнения без предметов, с большими резиновыми и малыми мячами; лазание по наклонной скамейке, по гимнастической стенке; прыжки в длину. В III—IV классах требования к проявлению качества силы повышаются. Так, в общеразвивающие упражнения включаются отягощения (гимнастические палки), положения в смешанных упорах; проводятся упражнения в метании легких предметов на дальность; лазание по вертикальному канату в три приема: смешанные и простые висы (продолжительностью до 10 сек. считая добавочные движения ногами).
Во всех классах (особенно в первых двух) следует отводить значительное место упражнениям, укрепляющим крупные мышечные группы (спины, живота), от развития которых во многом зависит правильная осанка.
У детей среднего школьного возраста наблюдаются заметные сдвиги в нарастании силы, постепенное приспособление мышц к умеренной статической нагрузке, повышается способность производить скоростно-силовые движения. Например годовой прирост «прыгучести» у мальчиков 10—13 лет в среднем равняется 4,3 см. Отношение величины (в кг) силы рук и туловища к весу тела прогрессивно увеличивается, способствует овладению упражнениями на снарядах.
К 14—15 годам, особенно у мальчиков, мышечная сила становится такой, что они могут выполнять упражнения, связанные со значительным, но недолговременным напряжением мышц (например, с таким, какое требуется при поднятии тяжестей) При постепенном нарастании нагрузки, индивидуализации методики подобные упражнения не вызывают отклонений в росте скелета и дают хороший педагогический результат.
У учеников I—II классов выносливость воспитывается в подвижных играх с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых двигательных действий («Два мороза», «Волк во рву»), в играх, связанных с непрерывной двигательной деятельностью большой интенсивности («Салки», «Попрыгунчики-воробышки»), в непрерывном беге, прыжках и других разнообразных движениях. Однако и в играх, и в различных упражнениях общее число повторений должно быть ограничено; активные действия должны часто чередоваться с короткими перерывами для отдыха.
В играх, проводимых в III—IV классах, непрерывные двигательные действия могут быть более продолжительными («Не давай мяча водящему» и др.). Элементарными специальными упражнениями на выносливость являются: чередование 30 шагов спокойного бега и 30 шагов ходьбы на дистанции до 150 м (III класс) и до 200 м (IV класс); передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 1 км (девочки) и до 1,5 км (мальчики).
Незначительная выносливость подростков обусловливается относительно невысоким уровнем функциональных возможностей их организма. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 3 мин. детьми 12 лет, составляет 65% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени (Н. Н. Яковлев). У мальчиков 13—14 лет наблюдается относительное возрастное замедление роста выносливости. Выносливость у девочек-подростков ниже, чем у мальчиков. Поэтому в VII—VIII классах нагрузки, требующие выносливости учеников, должны дозироваться особенно тщательно.
В занятиях с подростками целесообразно применять упражнения, направленные на постепенное повышение общей выносливости; с большой последовательностью надо увеличивать продолжительность упражнений местного воздействия; важно обращать внимание соответственно характеру выполняемых упражнений на правильную постановку дыхания, применять специальные упражнения для развития силы дыхательных мышц (Н. Г. Озолин).
Воспитанию выносливости в V—VI классах способствует, например, бег в чередовании с ходьбой до 300—400 м, бег в медленном темпе до 2 мин. (для мальчиков) и до 1,5 мин. (для девочек). Такой бег лежит в основе специальной тренировки в беге на время (в пределах установленных дистанций). Для воспитания выносливости применяются также передвижение на лыжах по слабопересеченной местности по 3—3,5км (для мальчиков) и 2—З км (для девочек), игры с продолжительными непрерывными двигательными действиями большой интенсивности. Воспитанию выносливости в VII—VIII классах способствуют, кроме того, упражнения, требующие проявления скоростной выносливости: темповой бег на 400—500 м (для мальчиков) и до 200—300 м (для девочек), передвижение на лыжах на скорость до 2—3 км (для мальчиков) и до 1—2 км (для девочек) и т. д.
В занятиях подвижными и спортивными играми с учениками V—VI и VII—VIII классов становится возможным воспитывать способность более или менее длительно поддерживать высокую активность двигательных действий с начала до конца игры — своеобразный вид «игровой выносливости». «Игровая выносливость» отличается от той, которая воспитывается длительной стереотипной работой при различных циклических упражнениях (например, при беге, передвижении на лыжах), сложным комплексом изменений в организме играющих, и прежде всего чрезвычайно переменной интенсивностью физиологических процессов.
У детей старшего школьного возраста отмечается закономерный рост показателей, характеризующих уровень развития выносливости. Девушки уступают юношам в проявлении этого качества. Выносливость воспитывают, в частности, посредством равномерного, переменного и повторного бега на отрезках 100—200 м, чередуя его с отдыхом в виде медленного бега на 100—150 м; кроссов на 800 м (юноши) и на 500 м (девушки); равномерного и переменного бега на лыжах (3—4 км); гимнастических упражнений, требующих силовой выносливости.
Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст, и особенно возраст 10—12 лет. Именно в это время наблюдаются оптимальные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц. Естественную эластичность мышц и подвижность в суставах, свойственную детям младшего школьного возраста, следует поддерживать с помощью разнообразных подвижных игр и упражнений с движениями большой амплитуды. Однако нельзя допускать, чтобы под влиянием физических упражнений мышцы голени и стопы, а также связки стопы приобретали у детей слишком большую растяжимость или, наоборот, утрачивали свою естественную меру гибкости. И то и другое влечет за собой устойчивые явления плоскостопия, снижает мышечный тонус.
У детей среднего школьного возраста оптимальные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц могут нарушаться. Поэтому в занятиях с подростками значение специальных упражнений на гибкость повышается. Проводятся упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой; упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями, укрепляющими суставы, связки и мышцы. Темп упражнений на гибкость устанавливается в зависимости от их характера и целевого предназначения (для конечностей темп чаще, чем для туловища), а также от подготовленности занимающихся.
В занятиях с подростками надо следить, чтобы они не выполняли упражнения на растягивание излишне активно, так как это может повлечь за собой травмы, вызвать ненужную подвижность в суставах.
В старшем школьном возрасте гибкость в суставах ухудшается. Поэтому становится целесообразным шире применять специальные, достаточно эффективные упражнения на гибкость. Например, движения с полной амплитудой могут заканчиваться двумя-тремя дополнительными легкими пружинящими рывками.
Методы развития двигательных качеств
Методы развития силы и скоростно-силовых качеств
Метод кратковременных усилий. Игрок выполняет упражнения, проявляя силу, наибольшую для него в данном занятии (предельные или максимальные усилия) — 70—80% максимальной (околопредельные или большие).
Упражнения с околопредельными усилиями выполняют до трех раз в подходе, с предельными — не больше одного раза.
Метод до отказа. Выполнение упражнений с усилиями, составляющими 40—60% максимальных, до наступления утомления.
Метод непредельных усилий (30—50% максимальных) — упражнения выполняют с предельной скоростью.
Сопряженный метод. Развитие силы и скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или их частей. Например, выполнение нападающего удара с посильным отягощением на руках или ногах.
Метод круговой тренировки. Упражнения подбирают таким образом, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания могут быть индивидуальными. Вначале упражнения выполняют с усилиями, составляющими 50—60% максимальных.
Примерные упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств
Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера (или с гантелями).
Броски набивных мячей различного веса, акцентируя движения кистей.
Вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (5—15 кг).
В упоре лежа отталкивание от пола и хлопок руками перед грудью.
Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими приемами.
Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели, мешок с песком).
Подъем штанги на грудь и тяга.
Приседания и вставания со штангой на плечах (6—8 раз за подход).
Полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки, штанга на плечах. Вес — не более 50% максимального (10—15 раз за подход).
Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес — 50% максимального (6—8 выпрыгиваний за подход).
Подпрыгивания со штангой на плечах, упруго, но не полностью сгибая коленные суставы. Вес — 50% максимального (10—15 повторений за подход).
Сидя на гимнастической скамейке — наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.
Прыжки через скакалку.
Прыжки с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных на оптимальной и максимальной высоте.
Прыжки на одной и обеих ногах на дальность.
Напрыгивание на предметы различной высоты.
Прыжки в глубину с различной высоты с последующим выпрыгиванием.
Серия прыжков с преодолением препятствий»
Методы развития быстроты
Повторный метод. Выполнение упражнений с околопредельной или максимальной скоростью в ответ на зрительный сигнал. Продолжительность выполнения 5—8 сек. Интервал отдыха между упражнениями 30 сек. —3 мин. (в зависимости от характера упражнения и состояния занимающегося).
Сопряженный метод. Выполнение технических приемов с отягощениями (например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т. п.).
Метод круговой тренировки.
Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Примерные упражнения для развития быстроты
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя) по зрительному сигналу.
Рывки с резкой сменой направления перемещения.
Имитационные упражнения, акцентируя выполнение какого-то отдельного движения.
Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или выполнением его.
Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.
Эстафеты с заданием на быстроту выполнения.
Методы развития выносливости
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость необходима игроку, чтобы справляться с длительной нагрузкой; специальная позволяет бороться с утомлением, обеспечивая эффективность выполнения технических приемов и тактических действий, устойчивость навыков.
Переменный метод. Непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью и активного отдыха (бег трусцой), скоростных передач в стену, а также серий прыжков в полную силу и прыжков через скакалку и т. п.
Повторный метод. Повторное выполнение заданий с определенной скоростью и достаточными интервалами отдыха (например, серии приема нападающего удара в защите, серии блокирования против часто повторяющихся ударов, повторное пробегание отрезков дистанции).
Увеличение интенсивности выполнения технических приемов.
Поточный метод. Волейболист последовательно выполняет специальный комплекс упражнений для развития силы, быстроты, ловкости. Применим и метод круговой тренировки, выполняют также имитации технических приемов.
Интервальный метод. Тренировочную двустороннюю игру из двух-трех партий проводят с повышенной интенсивностью. Интервал отдыха между партиями каждый раз сокращают.
Примерные упражнения для развития выносливости
В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности. Такие переключения способствуют развитию специальной выносливости и повышению эмоционального состояния занимающихся.
1. Серии прыжков— 15—20 сек. В первой серии выполняют максимально возможное количество прыжков, во второй — прыжки максимальной высоты и т. д. 4— 5 серий прыжков выполняют без остановок в течение 1 — 1,5 мин. Эти же упражнения можно делать со скакалкой.
Перемещение в низкой стойке в различных направлениях — 1—1,5 мин., затем отдых —30—45 сек. Так 3—4 серии (можно с отягощением 2—5 кг).
Последовательная имитация нападающего удара (блокирования) и падение у линии нападения (или кувырок). Серия: 10 прыжков и 10 падений.
Серия падений на грудь (или на спину с последующим переворотом). 6—10 падений в серии.
Эстафеты с различными перемещениями и чередованием кувырков вперед и назад.
Челночный бег в различных направлениях и на различное расстояние.
Игра в волейбол: 2x2; 3X3; 4X4.
Игра в волейбол уменьшенным составом без остановок: как только мяч выходит из игры, тут же вводят второй, третий мяч и т. д.
Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности в выполнении отдельных технических приемов, их стабильности на протяжении игры.
Методы развития ловкости
Усложнение ранее усвоенных упражнений (изменение исходных положений, включение дополнительных движений, заданий, условий выполнения).
Освоение упражнений в левую и правую стороны, левой и правой рукой. Это касается также обучения технике игры и совершенствования навыков.
Усиление противодействий занимающихся в парных и групповых упражнениях.
Изменение пространственных границ (в играх меняют границы площадки, величину дистанции, число играющих и т. п.).
Изменение скорости или темпа движений.
Переключение с одного движения (действия) на другое (это делается в любых упражнениях и при выполнении технических приемов по заданию).
Примерные упражнения для развития ловкости
В ходе игры возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального решения. Некоторые технические приемы приходится выполнять в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной ловкости и точности движений. Для развития этих качеств используют следующие упражнения:
1. Одиночные и многократные кувырки вперед и назад.
Одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 270 и 360°.
Прыжки через различные предметы и снаряды с поворотами и без поворотов.
Прыжки с подкидного мостика с различными движениями и поворотами в воздухе.
Прыжки на батуте с различными движениями в безопорном положении и с поворотами.
Эстафеты с преодолением препятствий.
Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 6—8 м. Первую передачу выполняют над собой, вторую — партнеру, после чего игрок делает кувырок вперед (назад). Повторяют 10—15 раз.
Игра в кругу двумя-тремя мячами.
Игра в защите — один против двух.
10. Нападающие удары из трудных положений.
Методы развития гибкости (подвижности в суставах)
Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные — выполняемые с отягощениями и без них, и пассивные — выполняемые с помощью партнера. Используют их сериями по 4—5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.
Для развития специальной гибкости особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Для этого используют упражнения на растягивание, по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, характерными для технических приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть большой. Основные средства для развития этих качеств — гимнастические упражнения, упражнения с помощью партнера. Целесообразно использовать небольшие отягощения.
Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность. Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений — встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа, семенящий бег и т. п.
Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время интересные для занимающихся упражнения.