СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение методик, учитывающих сенситивные периоды развития ребенка, на уроках физкультуры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

методики для сенсерных переодов

Просмотр содержимого документа
«"Применение методик, учитывающих сенситивные периоды развития ребенка, на уроках физкультуры"»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

городского округа Перевозский Нижегородской области

"Коррекционная школа-интернат г.Перевоза"






Доклад


Тема: "Применение методик, учитывающих сенситивные периоды развития ребенка, на уроках физкультуры"







Подготовил :

учитель физической культуры:

А.Н. Бежаев



















г. Перевоз


Сенситивные периоды развития (возраст) физических качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8 – 11 лет (девочки) и 8 – 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы. Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%). Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%). Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет. Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.



Возрастное развитие ловкости у школьников до 10 лет про­текает более интенсивно по сравнению с последующими ближай­шими годами жизни. Во многом это объясняется преобладанием у младших школьников процессов возбуждения над процессами торможения, несовершенством механизма мышечной регуляции. Однако детям доступны довольно точные координированные дви­жения руками с участием мелких групп мышц. Воспитание лов­кости у младших школьников должно создавать важную основу для успешного овладения сложными по координации двигатель­ными действиями в более старших классах. Поэтому в занятиях с учащимися первых четырех классов упражнения, на­правленные на воспитание ловкости, приобретают особое значе­ние. Типичными из них являются: в I—II классах — подвижные игры, требующие от учеников умения быстро переходить от од­них действий к другим (соответственно изменяющейся обстанов­ке), сообразовывая их с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, различным сигналам), упражнения с боль­шими (резиновыми или волейбольными) и малыми мячами, упражнения в равновесии на небольшой высоте, прыжки через длинную скакалку; в III—IV классах — упражнения с более труд­ными задачами на координацию движений, быстрые переходы от одних точных действий к другим, выполнение мелких коорди­нированных движений, согласованных с действиями других за­нимающихся (например, упражнения с малыми мячами в парах), бег с преодолением несложных препятствий, игры, в которых пе­редачи, перебрасывания мячей усложняются различными исход­ными положениями, требованиями быстроты выполнения, увели­чением дистанции и т. д., игры, .требующие рассредоточения внимания при выполнении бега, прыжков и др., упражнения в равновесии, усложняемые исходными положениями рук, способа­ми передвижения.

У подростков ловкость значительно прогрессирует. Этому благоприятствует резкое повышение функциональных возможнос­тей двигательного аппарата. Помогая наиболее полному и ак­тивному проявлению подростками ловкости, целесообразно для совершенствования координации движений обновлять и варьи­ровать упражнения, проводить их в новых, более сложных, ус­ловиях.

Для воспитания ловкости в занятиях с учениками V—VI клас­сов применяются метания по различным целям; прыжки в высоту и длину с разнообразными усложнениями (хлопками, ловлей мя­ча); упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (переноска предметов, переступание через предметы); знакомые подвижные игры с новыми вариантами правил. В VII—VIII клас­сах можно давать упражнения, требующие высокой координации движений; движения с заданной амплитудой, в определенном на­правлении и ритме. Кроме того, поставленной задаче отвечают: упражнения в жонглировании, в своевременном расслаблении мышц, в равновесии, выполняемые на уменьшенной наклонной повышенной опоре. Особое значение для воспитания ловкости имеют спортивные игры.

В старшем школьном возрасте способность к ко­ординации движений заметно улучшается (особенно у юношей). Поэтому становится возможным применять в занятиях упражне­ния, требующие высокой координации движений. Для воспита­ния ловкости полезны упражнения, выполняемые в усложненных условиях на местности (преодоление препятствий при помощи прыжков, равновесия, перелезания; преодоление канав, изгоро­дей во время передвижения на лыжах), спортивные игры.

К проявлению быстроты движений и быстроты двигательной реакции младшие школьники мало способны. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. Способ­ность к скоростно-силовым движениям нарастает постепенно и медленно. Например, у мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост «прыгучести» в среднем равняется лишь 2 см (по К. В. Скворцовой). У девочек способность к скоростно-силовым движениям меньше, чем у мальчиков. Воспитывая качество быстроты, следу­ет вначале не столько совершенствовать способность детей пре­одолевать значительное пространство на время, сколько упражнять их в быстроте отдельных движений и двигательных реакций. Эти упражнения приобретают особое значение в развитии моторики у младших школьников, у которых своевременные двигательные реакции на внешние раздражители еще значительно затруднены. Средствами воспитания быстроты у детей 7—8 лет прежде всего являются игры и упражнения, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуко­вые сигналы (например, вбегание и выбегание в прыжках через скакалку); игры «Салки», «Вызов номеров»; быстрое нахождение своего места в строю, незамедлительное выполнение команд. Своеобразными «подводящими» упражнениями могут служить игры с короткими перебежками («Октябрята», «Два мороза»), упражнения в свободном беге с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновления и изменения направления передвижения.

В III—IV, классах проводят игры, требующие незамедлитель­ных двигательных ответов на изменяющиеся игровые ситуации, упражнения в преодолении небольших расстояний (до 25—30м) в кратчайший срок, бег на скорость до 40 м.

Наряду с упражнениями на быстроту движений полезно при­менять упражнения на быстроту двигательной реакции и упраж­нения скоростно-силового характера. Улучшение двигательных реакций благоприятно сказывается на развитии скоростных ка­честв подростков. Для предупреждения наблюдающейся по воз­растным стандартам стабилизации скорости бега в 13—14 лет рекомендуется проводить упражнения в вариативных условиях. Для совершенствования скоростных способностей в V— VI классах обычно проводят: темповой, но ненапряженный пов­торный или переменный бег с ускорениями до 40 м; бег на скорость до-60 м; эстафетный бег с этапами 40, 50, 60 м; передви­жение на лыжах с многократными ускорениями; физические уп­ражнения и игры, требующие незамедлительных двигательных реакций в усложненных, часто изменяющихся условиях; игры, близкие к спортивным, с усложнением и уточнением правил; спортивные игры.

В VII—VIII классах проводят физические упражнения с ин­тенсивными скоростными и скоростно-силовыми напряжениями: бег с ускорением до 50 м; эстафетный бег с этапами до 50—60 м; бег в измененных внешних условиях (по наклонной дорожке, с заданием); передвижение на лыжах с многократными ускоре­ниями; метания облегченных снарядов и т. д.

 Воспитанию силы способствуют упражнения с кратковременны­ми напряжениями динамического характера, умеренные по на­грузке. Вместе с тем необходимо постепенно воспитывать у детей способность к статическим мышечным усилиям, но кратковремен­ным, которые исключают явления длительной задержки дыхания, «натуживания» (особенно нежелательные для девочек). Приме­ром таких упражнений могут быть сохранение правильного положения по команде «смирно», фиксация исходных положений в общеразвивающих упражнениях в течение 3—5 сек. и т. д.,

В I—II классах проводятся общеразвивающие упражнения без предметов, с большими резиновыми и малыми мячами; лаза­ние по наклонной скамейке, по гимнастической стенке; прыжки в длину. В III—IV классах требования к проявлению качества си­лы повышаются. Так, в общеразвивающие упражнения включа­ются отягощения (гимнастические палки), положения в смешан­ных упорах; проводятся упражнения в метании легких предметов на дальность; лазание по вертикальному канату в три приема: смешанные и простые висы (продолжительностью до 10 сек. счи­тая добавочные движения ногами).

Во всех классах (особенно в первых двух) следует отводить значительное место упражнениям, укрепляющим крупные мышеч­ные группы (спины, живота), от развития которых во многом за­висит правильная осанка.

У детей среднего школьного возраста наблюдают­ся заметные сдвиги в нарастании силы, постепенное приспособ­ление мышц к умеренной статической нагрузке, повышается спо­собность производить скоростно-силовые движения. Например годовой прирост «прыгучести» у мальчиков 10—13 лет в среднем равняется 4,3 см. Отношение величины (в кг) силы рук и туло­вища к весу тела прогрессивно увеличивается, способствует овла­дению упражнениями на снарядах.

К 14—15 годам, особенно у мальчиков, мышечная сила ста­новится такой, что они могут выполнять упражнения, связанные со значительным, но недолговременным напряжением мышц (на­пример, с таким, какое требуется при поднятии тяжестей) При постепенном нарастании нагрузки, индивидуализации методики подобные упражнения не вызывают отклонений в росте скелета и дают хороший педагогический результат.

У учеников I—II классов выносливость воспитывается в по­движных играх с неоднократными повторениями активных, энер­гично выполняемых двигательных действий («Два мороза», «Волк во рву»), в играх, связанных с непрерывной двигательной дея­тельностью большой интенсивности («Салки», «Попрыгунчики-воробышки»), в непрерывном беге, прыжках и других разнооб­разных движениях. Однако и в играх, и в различных упражне­ниях общее число повторений должно быть ограничено; активные действия должны часто чередоваться с короткими перерывами для отдыха.

В играх, проводимых в III—IV классах, непрерывные двига­тельные действия могут быть более продолжительными («Не да­вай мяча водящему» и др.). Элементарными специальными уп­ражнениями на выносливость являются: чередование 30 шагов спокойного бега и 30 шагов ходьбы на дистанции до 150 м (III класс) и до 200 м (IV класс); передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 1 км (девочки) и до 1,5 км (мальчики).

Незначительная выносливость подростков обусловливает­ся относительно невысоким уровнем функциональных возможнос­тей их организма. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 3 мин. детьми 12 лет, составляет 65% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же вре­мени (Н. Н. Яковлев). У мальчиков 13—14 лет наблюдается отно­сительное возрастное замедление роста выносливости. Вынос­ливость у девочек-подростков ниже, чем у мальчиков. Поэтому в VII—VIII классах нагрузки, требующие выносливости учени­ков, должны дозироваться особенно тщательно.

В занятиях с подростками целесообразно применять упраж­нения, направленные на постепенное повышение общей вынос­ливости; с большой последовательностью надо увеличивать про­должительность упражнений местного воздействия; важно обра­щать внимание соответственно характеру выполняемых упражнений на правильную постановку дыхания, применять спе­циальные упражнения для развития силы дыхательных мышц (Н. Г. Озолин).

Воспитанию выносливости в V—VI классах способствует, на­пример, бег в чередовании с ходьбой до 300—400 м, бег в медлен­ном темпе до 2 мин. (для мальчиков) и до 1,5 мин. (для девочек). Такой бег лежит в основе специальной тренировки в беге на вре­мя (в пределах установленных дистанций). Для воспитания вы­носливости применяются также передвижение на лыжах по сла­бопересеченной местности по 3—3,5км (для мальчиков) и 2—З км (для девочек), игры с продолжительными непрерывными двига­тельными действиями большой интенсивности. Воспитанию вы­носливости в VII—VIII классах способствуют, кроме того, уп­ражнения, требующие проявления скоростной выносливости: темповой бег на 400—500 м (для мальчиков) и до 200—300 м (для девочек), передвижение на лыжах на скорость до 2—3 км (для мальчиков) и до 1—2 км (для девочек) и т. д.

В занятиях подвижными и спортивными играми с учениками V—VI и VII—VIII классов становится возможным воспитывать способность более или менее длительно поддерживать высокую активность двигательных действий с начала до конца игры — своеобразный вид «игровой выносливости». «Игровая выносли­вость» отличается от той, которая воспитывается длительной сте­реотипной работой при различных циклических упражнениях (например, при беге, передвижении на лыжах), сложным комплек­сом изменений в организме играющих, и прежде всего чрезвы­чайно переменной интенсивностью физиологических процессов.

У детей старшего школьного возраста отмечается закономерный рост показателей, характеризующих уровень раз­вития выносливости. Девушки уступают юношам в проявлении этого качества. Выносливость воспитывают, в частности, посредст­вом равномерного, переменного и повторного бега на отрезках 100—200 м, чередуя его с отдыхом в виде медленного бега на 100—150 м; кроссов на 800 м (юноши) и на 500 м (девушки); равномерного и переменного бега на лыжах (3—4 км); гимнасти­ческих упражнений, требующих силовой выносливости.

Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст, и особенно возраст 10—12 лет. Именно в это время наблюдаются оптимальные соотношения между по­движностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц. Ес­тественную эластичность мышц и подвижность в суставах, свой­ственную детям младшего школьного возраста, следует поддер­живать с помощью разнообразных подвижных игр и упражнений с движениями большой амплитуды. Однако нельзя допускать, чтобы под влиянием физических упражнений мышцы голени и стопы, а также связки стопы приобретали у детей слишком боль­шую растяжимость или, наоборот, утрачивали свою естественную меру гибкости. И то и другое влечет за собой устойчивые явле­ния плоскостопия, снижает мышечный тонус.

У детей среднего школьного возраста оптималь­ные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц могут нарушаться. Поэтому в занятиях с подростками значение специальных упражнений на гибкость по­вышается. Проводятся упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой; упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями, укрепляющими суста­вы, связки и мышцы. Темп упражнений на гибкость устанавли­вается в зависимости от их характера и целевого предназначения (для конечностей темп чаще, чем для туловища), а также от под­готовленности занимающихся.

В занятиях с подростками надо следить, чтобы они не выпол­няли упражнения на растягивание излишне активно, так как это может повлечь за собой травмы, вызвать ненужную подвижность в суставах.

В старшем школьном возрасте гибкость в суставах ухудшается. Поэтому становится целесообразным шире приме­нять специальные, достаточно эффективные упражнения на гиб­кость. Например, движения с полной амплитудой могут закан­чиваться двумя-тремя дополнительными легкими пружинящими рывками.

Методы развития двигательных качеств

Методы развития силы и скоростно-силовых качеств

Метод кратковременных усилий. Игрок выполняет упражнения, проявляя силу, наибольшую для него в данном занятии (предельные или максимальные усилия) — 70—80% максимальной (околопредельные или большие).

Упражнения с околопредельными усилиями выполняют до трех раз в подходе, с предельными — не больше одного раза.

Метод до отказа. Выполнение упражнений с усилиями, составляющими 40—60% максимальных, до на­ступления утомления.

Метод непредельных усилий (30—50% максималь­ных) — упражнения выполняют с предельной скоро­стью.

Сопряженный метод. Развитие силы и скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или их частей. Например, выполнение нападающего удара с посильным отягощением на руках или ногах.

Метод круговой тренировки. Упражнения подбира­ют таким образом, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания могут быть индивидуальными. Вначале упражнения выполняют с усилиями, составляющими 50—60% максимальных.

Примерные упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств

Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера (или с гантелями).

Броски набивных мячей различного веса, акцен­тируя движения кистей.

Вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (5—15 кг).

В упоре лежа отталкивание от пола и хлопок ру­ками перед грудью.

Закрепляя конец амортизатора в различных точ­ках на полу или стене, выполнять упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими прие­мами.

Вращательные движения туловищем с отягощени­ем (гриф штанги, диски, гантели, мешок с песком).

Подъем штанги на грудь и тяга.

Приседания и вставания со штангой на плечах (6—8 раз за подход).

Полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки, штанга на плечах. Вес — не более 50% макси­мального (10—15 раз за подход).

Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штан­гой на плечах. Вес — 50% максимального (6—8 выпрыгиваний за подход).

Подпрыгивания со штангой на плечах, упруго, но не полностью сгибая коленные суставы. Вес — 50% мак­симального (10—15 повторений за подход).

Сидя на гимнастической скамейке — наклоны на­зад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.

Прыжки через скакалку.

Прыжки с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных на оптимальной и максимальной высоте.

Прыжки на одной и обеих ногах на дальность.

Напрыгивание на предметы различной высоты.

Прыжки в глубину с различной высоты с после­дующим выпрыгиванием.

Серия прыжков с преодолением препятствий»

Методы развития быстроты

Повторный метод. Выполнение упражнений с околопредельной или максимальной скоростью в ответ на зрительный сигнал. Продолжительность выполнения 5—8 сек. Интервал отдыха между упражнениями 30 сек. —3 мин. (в зависимости от характера упражнения и состоя­ния занимающегося).

Сопряженный метод. Выполнение технических приемов с отягощениями (например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т. п.).

Метод круговой тренировки.

Игровой метод. Выполнение упражнений на быст­роту в подвижных играх и эстафетах.

Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Примерные упражнения для развития быстроты

Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя) по зрительному сигналу.

Рывки с резкой сменой направления перемещения.

Имитационные упражнения, акцентируя выполне­ние какого-то отдельного движения.

Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или выполнением его.

Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.

Эстафеты с заданием на быстроту выполнения.

Методы развития выносливости

Различают общую и специальную выносливость. Об­щая выносливость необходима игроку, чтобы справлять­ся с длительной нагрузкой; специальная позволяет бо­роться с утомлением, обеспечивая эффективность выпол­нения технических приемов и тактических действий, устойчивость навыков.

Переменный метод. Непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью и активного отдыха (бег трусцой), скоростных передач в стену, а также серий прыжков в полную силу и прыжков через скакалку и т. п.

Повторный метод. Повторное выполнение заданий с определенной скоростью и достаточными интервалами отдыха (например, серии приема нападающего удара в защите, серии блокирования против часто повторяющих­ся ударов, повторное пробегание отрезков дистанции).

Увеличение интенсивности выполнения технических приемов.

Поточный метод. Волейболист последовательно вы­полняет специальный комплекс упражнений для разви­тия силы, быстроты, ловкости. Применим и метод круго­вой тренировки, выполняют также имитации технических приемов.

Интервальный метод. Тренировочную двусторон­нюю игру из двух-трех партий проводят с повышенной интенсивностью. Интервал отдыха между партиями каждый раз сокращают.

Примерные упражнения для развития выносливости

В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техни­ки, с сериями упражнений, требующих больших физиче­ских напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности. Такие переключения способст­вуют развитию специальной выносливости и повышению эмоционального состояния занимающихся.

1. Серии прыжков— 15—20 сек. В первой серии вы­полняют максимально возможное количество прыжков, во второй — прыжки максимальной высоты и т. д. 4— 5 серий прыжков выполняют без остановок в течение 1 — 1,5 мин. Эти же упражнения можно делать со ска­калкой.

Перемещение в низкой стойке в различных направлениях — 1—1,5 мин., затем отдых —30—45 сек. Так 3—4 серии (можно с отягощением 2—5 кг).

Последовательная имитация нападающего удара (блокирования) и падение у линии нападения (или кувырок). Серия: 10 прыжков и 10 падений.

Серия падений на грудь (или на спину с последую­щим переворотом). 6—10 падений в серии.

Эстафеты с различными перемещениями и чередо­ванием кувырков вперед и назад.

Челночный бег в различных направлениях и на различное расстояние.

Игра в волейбол: 2x2; 3X3; 4X4.

Игра в волейбол уменьшенным составом без оста­новок: как только мяч выходит из игры, тут же вводят второй, третий мяч и т. д.

Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности в выполнении отдельных технических приемов, их стабильности на протяжении игры.

Методы развития ловкости

Усложнение ранее усвоенных упражнений (изменение исходных положений, включение дополнительных движений, заданий, условий выполнения).

Освоение упражнений в левую и правую стороны, левой и правой рукой. Это касается также обучения технике игры и совершенствования навыков.

Усиление противодействий занимающихся в парных и групповых упражнениях.

Изменение пространственных границ (в играх меняют границы площадки, величину дистанции, число играющих и т. п.).

Изменение скорости или темпа движений.

Переключение с одного движения (действия) на другое (это делается в любых упражнениях и при выполнении технических приемов по заданию).

Примерные упражнения для развития ловкости

В ходе игры возникают различные двигательные за­дачи, требующие быстроты ориентировки и моменталь­ного решения. Некоторые технические приемы прихо­дится выполнять в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной ловкости и точности движений. Для развития этих качеств используют сле­дующие упражнения:

1. Одиночные и многократные кувырки вперед и назад.

Одиночные и многократные прыжки с места и с раз­бега с поворотом на 180, 270 и 360°.

Прыжки через различные предметы и снаряды с поворотами и без поворотов.

Прыжки с подкидного мостика с различными дви­жениями и поворотами в воздухе.

Прыжки на батуте с различными движениями в безопорном положении и с поворотами.

Эстафеты с преодолением препятствий.

Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 6—8 м. Первую передачу выполняют над собой, вторую — партнеру, после чего игрок делает кувырок вперед (назад). Повторяют 10—15 раз.

Игра в кругу двумя-тремя мячами.

Игра в защите — один против двух.

10. Нападающие удары из трудных положений.

Методы развития гибкости (подвижности в суставах)

Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные — выполняемые с отягощениями и без них, и пассивные — выполняемые с помощью партнера. Используют их сериями по 4—5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.

Для развития специальной гибкости особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Для этого ис­пользуют упражнения на растягивание, по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, ха­рактерными для технических приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть большой. Основные средства для развития этих качеств — гимнастические упражнения, упражнения с помощью партне­ра. Целесообразно использовать небольшие отягощения.

Умение произвольно расслаблять мышцы значитель­но повышает работоспособность. Начинать обучение рас­слаблению мышц нужно со специальных упражнений — встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа, семенящий бег и т. п.

Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время интересные для занимающихся упражнения.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс