Применение методов группового обучения на уроках литературного чтения в начальных классах
Левина Лариса Анатольевна, учитель начальных классов,
Форма коллективной жизни вызывает возникновение индивидуальной реакции.
Л.С. Выготский
Современное образование направлено на развитие самостоятельной, активно ищущей, развивающейся личности. Технология группового обучения - это системно-деятельностный подход в процессе развития обучающихся, заложенный в стандартах нового поколения.
Использование технологии группового обучения на уроках в начальной школе способствует развитию творческих способностей школьников, их коммуникации, работе в команде, взаимопониманию со сверстниками.
В начальных классах работа организуется чаще всего в мини-группах, численность которых не превышает 3-5 человек. Для отдельных заданий могут быть назначены ответственные в группе. Роль педагога сводится к направлению и наблюдению за выполнением задания, так как учебный процесс строится на самостоятельном поиске, самопознании и анализе результатов.
Этапы ведения групповой работе на уроке представлены на рис. 1:
Рис. 1. Этапы ведения групповой работы
Принципы формирования групп:
Рассмотрим положительные и отрицательные моменты применения методов группового обучения в начальной школе:
Положительные моменты | Отрицательные моменты |
Развития умения работать вместе, воспитание взаимоуважения | Возможная некорректная подборка состава группы |
Развития умения выслушивать альтернативную точку зрения | Усложненность работы по изучению нового материала для отдельных учащихся |
Развитие мотивации в обучении | Трудность объективной оценки индивидуальной работы |
Возможность проявить себя | Отсутствие возможности дифференцировать задания по степени сложности |
Укрепление дружбы и взаимоотношений в классном коллективе | |
Усвоение большего объема материала | |
Общий контроль знаний | |
Приведем пример применения методов группового обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Фрагмент турнира «Много на свете хороших книг» для учащихся 2 классов.
Цель: воспитывать любовь к чтению, формировать универсальные учебные действия:
личностные: вырабатывать умение работать в группе,
развивать творческие способности каждого обучающегося
предметные: учить работать с информацией
регулятивные: формирование умения организовывать свою деятельность.
Оборудование: книги, карточки с загадками и ребусами, карточки с отрывками из произведений, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Предварительная работа: учащиеся получили задание приготовить короткий рассказ об отдельных произведениях в составе группы. Каждая группа сопровождает рассказ рисунками.
План рассказа:
1. Автор и название произведения.
2. Главные герои.
3. Краткое содержание.
4. Мое отношение.
Рекомендуемые произведения: Братья Гримм «Горшок каши», В.Гаршин «Лягушка-путешественница», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. – Х. Андерсен «Гадкий утёнок», П. Бажов «Серебряное копытце».
План мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
2. Заслушивание рассказов.
3. Соревновательный этап.
4. Подведение итогов.
На этапе соревнований используются игры, позволяющие упрочить группы, сплотить ребят, а также выявить лидеров.
Примеры игр для использования на соревновательном этапе
Даётся инструкция – каждая группа должна придумать сказку.
Первый говорит предложение. Второй говорит второе предложение сказки, не повторяя первое, т.е. рассказ сказки по предложениям, по очереди.
Учащиеся получают карточки с фрагментами из известных сказок. Задача отгадать название, автора.
Подведение итогов проводится в виде беседы с участниками турнира. Учитель задает вопросы о самых запоминающихся героях, книгах, заданиях.