СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методов группового обучения на уроках литературного чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование направлено на развитие самостоятельной, активно ищущей, развивающейся личности. Технология группового обучения - это системно-деятельностный подход в процессе развития обучающихся, заложенный в стандартах нового поколения. Использование технологии группового обучения на уроках в начальной школе способствует развитию творческих способностей школьников, их коммуникации, работе в команде, взаимопониманию со сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«Применение методов группового обучения на уроках литературного чтения в начальных классах»

Применение методов группового обучения на уроках литературного чтения в начальных классах

Левина Лариса Анатольевна, учитель начальных классов,

Форма коллективной жизни вызывает возникновение индивидуальной реакции.
Л.С. Выготский

Современное образование направлено на развитие самостоятельной, активно ищущей, развивающейся личности. Технология группового обучения - это системно-деятельностный подход в процессе развития обучающихся, заложенный в стандартах нового поколения.
Использование технологии группового обучения на уроках в начальной школе способствует развитию творческих способностей школьников, их коммуникации, работе в команде, взаимопониманию со сверстниками.

В начальных классах работа организуется чаще всего в мини-группах, численность которых не превышает 3-5 человек. Для отдельных заданий могут быть назначены ответственные в группе. Роль педагога сводится к направлению и наблюдению за выполнением задания, так как учебный процесс строится на самостоятельном поиске, самопознании и анализе результатов.
Этапы ведения групповой работе на уроке представлены на рис. 1:

Рис. 1. Этапы ведения групповой работы

Принципы формирования групп:

  •  В группу необходимо включать детей с разной успеваемостью,

  •  Роли в группе лучше распределить заранее.

Рассмотрим положительные и отрицательные моменты применения методов группового обучения в начальной школе:

Положительные моменты

Отрицательные моменты

Развития умения работать вместе, воспитание взаимоуважения

Возможная некорректная подборка состава группы

Развития умения выслушивать альтернативную точку зрения

Усложненность работы по изучению нового материала для отдельных учащихся

Развитие мотивации в обучении

Трудность объективной оценки индивидуальной работы

Возможность проявить себя

Отсутствие возможности дифференцировать задания по степени сложности

Укрепление дружбы и взаимоотношений в классном коллективе

 

Усвоение большего объема материала

 

Общий контроль знаний

 

Приведем пример применения методов группового обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.

Фрагмент турнира «Много на свете хороших книг» для учащихся 2 классов.

Цель: воспитывать любовь к чтению, формировать универсальные учебные действия:
личностные: вырабатывать умение работать в группе,
развивать творческие способности каждого обучающегося

предметные: учить работать с информацией

регулятивные: формирование умения организовывать свою деятельность.

Оборудование: книги, карточки с загадками и ребусами, карточки с отрывками из произведений, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Предварительная работа: учащиеся получили задание приготовить короткий рассказ об отдельных произведениях в составе группы. Каждая группа сопровождает рассказ рисунками.
План рассказа:

1. Автор и название произведения.

2. Главные герои.

3. Краткое содержание.

4. Мое отношение.

Рекомендуемые произведения: Братья Гримм «Горшок каши», В.Гаршин «Лягушка-путешественница», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. – Х. Андерсен «Гадкий утёнок», П. Бажов «Серебряное копытце».

План мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

2. Заслушивание рассказов.

3. Соревновательный этап.

4. Подведение итогов.

На этапе соревнований используются игры, позволяющие упрочить группы, сплотить ребят, а также выявить лидеров.

Примеры игр для использования на соревновательном этапе

  • «Коллективная сказка»

Даётся инструкция – каждая группа должна придумать сказку.
Первый говорит предложение. Второй говорит второе предложение сказки, не повторяя первое, т.е. рассказ сказки по предложениям, по очереди.

  •  Угадайте сказку по фрагменту:

Учащиеся получают карточки с фрагментами из известных сказок. Задача отгадать название, автора.

  •  Назови героя. Каждая группа должна назвать как можно больше героев, имя которых начинается с названой учителем буквы.

Подведение итогов проводится в виде беседы с участниками турнира. Учитель задает вопросы о самых запоминающихся героях, книгах, заданиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!