СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение методов "проблемного обучения "на уроках общеобразовательных дисциплин»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Применение методов "проблемного обучения "на уроках общеобразовательных дисциплин»»

Частное учреждение  профессиональная образовательная организация  ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» «Применение методов  проблемного обучения  на уроках общеобразовательных дисциплин» Дмитрюк Л.П. Председатель ЦК  общеобразовательных дисциплин

Частное учреждение профессиональная образовательная организация ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

«Применение методов проблемного обучения на уроках общеобразовательных дисциплин»

Дмитрюк Л.П.

Председатель ЦК общеобразовательных дисциплин

Цели проблемного обучения : - развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; - усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; - воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Цели проблемного обучения :

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Сравнительная характеристика

Сообщающее

Проблемное

1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.

3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.

3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.

5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Методы проблемного обучения Исследовательский метод Метод проблемного изложения Эвристический метод 4

Методы

проблемного

обучения

Исследовательский

метод

Метод проблемного

изложения

Эвристический

метод

4

Проблемное изложение знаний Виды: 1) Монологическое изложение 2) Показательное изложение 3) Учащиеся ставятся в позицию активного участия в познавательном поиске 4) Эвристическое изложение 5) Система программированных заданий 6) Исследовательское изучение Проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода.

Проблемное изложение знаний

Виды:

1) Монологическое изложение

2) Показательное изложение

3) Учащиеся ставятся в позицию активного участия в познавательном поиске

4) Эвристическое изложение

5) Система программированных заданий

6) Исследовательское изучение

Проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода.

Структура проблемного урока : - актуализация знаний -мотивация -создание проблемной ситуации -определение темы исследования -формулирование цели исследования -выдвижение гипотезы -проверка гипотезы (чтение литературы, размышления) - интерпретация полученных данных - вывод по результатам исследовательской работы - применение новых знаний в учебной деятельности - подведение итогов урока - домашнее задание

Структура проблемного урока :

- актуализация знаний

-мотивация

-создание проблемной ситуации

-определение темы исследования

-формулирование цели исследования

-выдвижение гипотезы

-проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

- интерпретация полученных данных

- вывод по результатам исследовательской работы

- применение новых знаний в учебной деятельности

- подведение итогов урока

- домашнее задание

Пути создания проблемной ситуации:  Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. « Мотивирующее пятно»: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока. «Удивление»: сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Пути создания проблемной ситуации:

  • Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
  • «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
  • « Мотивирующее пятно»: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.
  • «Удивление»: сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Приемы проблемного обучения:  анализ и синтез сравнение и сопоставление классификация и дифференциация создание проблемной ситуации использование наглядности

Приемы проблемного обучения:

  • анализ и синтез
  • сравнение и сопоставление
  • классификация и дифференциация
  • создание проблемной ситуации
  • использование наглядности
Формы реализации проблемного обучения на уроках общеобразовательных дисциплин Лекция-беседа Малые группы (альтернативы) Малые группы (ваше решение проблемы) «Мозговой штурм» Генераторы-критики

Формы реализации проблемного обучения на уроках общеобразовательных дисциплин

  • Лекция-беседа
  • Малые группы (альтернативы)
  • Малые группы (ваше решение проблемы)
  • «Мозговой штурм»
  • Генераторы-критики
Применение методов и приемов проблемного обучения на примере комбинированного урока План комбинированного урока.  I. Организационный момент   II. Ход занятия 1. Проверка знаний (рефлексия) 2. Изучение нового материала  (прием «создание проблемной ситуации», «мозговой штурм») 3. Рефлексия по новому материалу (определение уровня усвоения изученного материала с использованием дидактических заданий контролирующего характера; можно проводить по ходу занятия или выделять отдельным этапом) (использование приема « Генераторы-критики»). 4. Задание самостоятельной работы на дом. III. Итоги занятия

Применение методов и приемов проблемного обучения на примере комбинированного урока

План комбинированного урока.

I. Организационный момент  

II. Ход занятия

1. Проверка знаний (рефлексия)

2. Изучение нового материала (прием «создание проблемной ситуации», «мозговой штурм»)

3. Рефлексия по новому материалу (определение уровня усвоения изученного материала с использованием дидактических заданий контролирующего характера; можно проводить по ходу занятия или выделять отдельным этапом) (использование приема « Генераторы-критики»).

4. Задание самостоятельной работы на дом.

III. Итоги занятия

Применение методов и приемов проблемного обучения на примере практического занятия I. Организационный момент    II. Ход занятия и режим времени Контроль теоретических знаний студентов, с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой. Практическая часть а) проведение инструктажа б) организация работы по выполнению практических заданий (использование исследовательского метода) 3. Рефлексия по новому материалу 4. Задание самостоятельной работы на дом. 5. Итоги занятия

Применение методов и приемов проблемного обучения на примере практического занятия

I. Организационный момент  

II. Ход занятия и режим времени

  • Контроль теоретических знаний студентов, с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой.
  • Практическая часть

а) проведение инструктажа

б) организация работы по выполнению практических заданий (использование исследовательского метода)

3. Рефлексия по новому материалу

4. Задание самостоятельной работы на дом.

5. Итоги занятия

Рекомендации преподавателям  при разработке им проблемного урока. Учителю рекомендуется продумать:   Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке. Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.

Рекомендации преподавателям при разработке им проблемного урока.

Учителю рекомендуется продумать:

  • Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
  • Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
  • Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
  • Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
  • Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!