СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ




Эта теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий.


У человека имеется слуховая, зрительная, тактильная, вестибюлярная, проприоцептивная (костно-мышечные ощущения, кожа), вегетативная (соматическая – чувство голода, усталости) сенсорные системы, обоняние. Представьте, что они все представляют собой один сосуд, который составляет 100%. И если чувствительность одной сенсорной системы повышается, то другие, соответственно, понижаются. Например, если мы сытые, выспавшиеся, то вегетативная система не дает нам практически о себе знать. Тогда на занятии у нас работает лучше слуховая и зрительная системы. Но если мы голодные, то нам уже не важно, что говорит педагог: чувствительность вегетативной сенсорной системы повышается, а остальных систем – понижается. Это ситуативные случаи, которые встречаются у всех. Но бывают и случаи постоянного внутреннего дисбаланса, когда у ребенка в силу его особенностей всегда снижена или повышена чувствительность какой-либо сенсорной системы.


Иллюстрацией процесса адекватного сенсорного восприятия может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он их ВИДИТ, а также ЧУВСТВУЕТ кожей, мышцами рук, СЛЫШИТ стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела в пространстве от вестибулярных рецепторов, также в этот момент он может ЧУВСТВОВАТЬ запах еды с кухни и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.


В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.


Дисфункция может проявляться двумя способами:


Диспраксия или дефицит праксиса, то есть способности к планированию новых движений, который связан со сбоем в переработке проприоцептивной, вестибулярной или тактильной информации. В эту группу входят следующие виды расстройств:


Дефицит билатеральной интеграции, когда детям трудно координировать движения правой и левой сторон тела, а также выполнять заранее спланированную последовательность движений и осуществлять опережающий контроль этих движений. Например, им трудно ловить руками мяч.


В моей практике была девочка, у которой был сохранен интеллект, но есть нарушения в мозжечке, поэтому она выглядела очень неуклюжей, часто падала, подвижные игры с мячом для нее были слишком сложными. Ей были недоступны езда на самокате и велосипеде. С ней занимались дефектолог, логопед, психолог. И все мы по возможности применяли на своих занятиях упражнения с элементами сенсорной интеграции: балансир, качель, полоса препятствий, прыжки по кружкам и т.д. Спустя некоторое время девочка стала увереннее себя чувствовать, количество её падений сократилось, улучшилось внимание.


Дисфункция сенсорной модуляции. Под сенсорной модуляцией понимается способность центральной нервной системы к организации адекватных по силе реакций на сенсорные воздействия. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в чрезмерной силе или слабости реагирования на сенсорные импульсы, поступающие по разным чувственным каналам. Выделяют несколько основных видов расстройств сенсорной модуляции:

Сенсорная защита (гиперчувствительность) – дискриминация. Она обусловлена повышенной силой реагирования ребенка на сенсорные ощущения и возникновением чувства опасности ощущений, которые другие люди сочли бы безвредными. Она выражается в защитной реакции ребенка на сенсорную стимуляцию по типу агрессии или избегания дальнейшего контакта. Защиты могут встречаться в любой сенсорной модальности, но наиболее распространенной считается тактильная сенсорная защита, то есть реакция бегства или агрессии на какие-либо прикосновения к телу ребенка. Ребенок может закрывает уши, если у него слуховая гиперчувствительность.


Важно помнить, что на занятиях по сенсорной интеграции мы не трогаем гиперчувствительные места, потому что это причиняет дискомфорт ребенку.


Сенсорный поиск (гипочувствительность) – навязчивый поиск ощущений, плохое понимание границ своих и другого человека; настойчивость в получении стимула; зацикленность на ощущениях. Это характерно для детей с РАС, с СДВГ. У них отмечается пониженная вестибюлярная, проприоцептивная, тактильная чувствительность, именно поэтому они неусидчивы, очень подвижны, им нужно прыгать, бегать и т.д.


В качестве примера приведу вам мальчика с РАС. У него понижена обонятельная, вестибюлярная, проприоцептивная сенсорные системы. Поэтому он любит, когда его сильно сжимают, любит все нюхать и прыгать.


В работе с таким ребенком важно применять прием глубокого давления, когда сжимаю его руки, особенно в суставах, для него это как поощрение за выполненное задание, ему нравится батут, и прием «бутерброда», когда на мат ложится на живот он, сверху прижимается еще мат. Таким образом, все тело, все мышцы получают у него именно те ощущения, которые он ищет. Он так чувствует свое тело и от этого получает удовольствие. Таким детям хорошо помогают засыпать утяжеленные одеяла (их можно сделать самим и наполнить сыпучим или купить в специализированных магазинах, например, в «Сова-нянька» – это хорошо зарекомендовавшая себя фирма).


В утяжеленных жилетах дети с РАС и с СДВГ быстрее насыщаются подвижной активностью. Представьте себя, бегающего в майке и в шубе. Понятно, что в шубе вам будет труднее, и вы быстрее устанете. То же происходит и с этими жилетами.


Правило такое: утяжелители не должны превышать 25 процентов от общей массы тела, на начальных этапах это может быть 10 процентов.


Утяжелители можно надевать на руки, на ноги (продаются в спортмагазинах). Можно использовать эластичные бинты. Если нет батута и качелей, то вестибюлярные ощущения можно получить через вибрирующие игрушки, вибромассажеры, которые такие дети прикладывают к челюсти, плечам, запястьям. Для артикуляции полезны вибрирующие щетки. Если у вас все хорошо с вестибюлярным аппаратом, то вы не сможете долго терпеть эти вибрации (вас начнет тошнить, как будто укачивать), а дети с дисфункцией сенсорной модуляции получают от этого удовольствие. Получив нужную дозу проприоцептивных и вестибюлярных ощущений, ребенок затем сможет дольше обычного посидеть на занятии и быть более внимательным.


Гравитационная неуверенность, связанная со слабостью переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярно-проприоцептивную информацию. Гравитационная неуверенность проявляется в виде страха падений и движений, связанных с отрывом ног от опорной поверхности или с отклонением тела ребенка от вертикального положения, а также в виде трудностей поддержания позы и равновесия.


Приведу пример. Мальчик с РАС. По совам его мамы, он боится даже кататься на снегокате, потому что ему кажется, что он быстро двигается. Мальчик очень тревожный. Нам, специалистам, нужно было сделать так, чтобы он не боялся раскачиваний и адекватно реагировал на перемещения в пространстве. Начинали мы с легкого качания на качели, поощряя его смелость, его успехи, тем самым создавая для него ситуацию успеха. Далее мы совмещали качание на качели с упражнениями на координацию.


Непереносимость движения, обусловленная дефицитом переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярные ощущения. Она выражается в сильных негативных вегетативных реакциях ребенка (тошнота, рвота, головокружение) на такие перемещения, которые другим людям показались бы безвредными.


Перед тем, как приступить к терапии сенсорной интеграции нужно пройти диагностику. Проблема заключается в том, что эти диагностики на иностранных языках. В переводе на русский их почти нет. Поэтому мы можем использовать наблюдение, сбор анамнеза, некоторые известные пробы для моторной сферы (нанизывание бусин, ходьба по линии на носках, удержание равновесия в позе аиста, ловля мяча, отскакивающего от стенки) и опросник «Сенсорный профиль».


При этом многие у себя или своих близких могут отметить какие-то особенности из выше перечисленных. Это не значит, что надо сразу бежать к специалистам. Все мы – разные. Если вам это не мешает жить, функционировать, если это никак не сказывается на вашем поведении, то значит все в порядке. В терапии по сенсорной интеграции нуждаются только те, кто испытывает значительные трудности, чьи особенности в восприятии влияют на поведение или обучение.


Можно сказать, что сенсорная интеграция – это предступень нейропсихологии, где тоже большое внимание уделяется движению.


Главное правило сенсорной интеграции: если ребенку сильно дискомфортно, он начинает плакать - сразу прекращаем это действие. Ребенок может поначалу бояться, но при этом делать, преодолевая себя (что нам и надо). Но если он категорически отказывается – не настаиваем. Потому что эффект от занятия будет только тогда, если ребенок будет получать положительные эмоции.


Основной принцип терапии сенсорной интегрции – это собственная активность ребенка, его потребность в той деятельности, которая помогает ему получить внутренний баланс. Поэтому сенсорная комната с успокаивающей музыкой, палаткой и т.д. это не сенсорная интеграция. На сенсорной интеграции ребенок должен бегать, преодолевать препятствия, заниматься скалолазанием, забираться на горку, вращаться, кружиться и т.д. Поэтому оборудование должно быть направлено на физическую активность.


Информация для педагогов: если в вашей группе появился ребенок с дисфункцией сенсорной модуляции, который плохо идет на контакт, плачет, то если вы продемонстрируете ему, что понимаете его особенности, удовлетворите его потребности, то, скорее всего, можете стать для него лучшим другом. Такие дети не чувствуют свое тело, поэтому машут руками, прыгают, бегают, чтобы получить необходимые им ощущения. Поэтому с ними необходимо выстраивать занятия по такой схеме: подвижные игры (получение ощущений), потом когнитивные упражнения или занятия творчеством, потом игры на тактильную чувствительность (игры с песком, с манкой, с фасолью, успокаивающий эффект).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!