Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Теории сенсорной интеграции возникла в 50-гг в США. Автор – Джейн Айрес.
Эта теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий.
Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подобранному игровому оборудованию и направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
Сенсорная интеграция – это способность:
-
Воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств
-
Вычленять наиболее значимую информацию
-
Анализировать информацию
-
Вырабатывать соответствующую ответную реакцию.
Дети с сенсорными расстройствами, воспринимают мир не так, как мы с вами. В их системе восприятия много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные.
В школе наряду с обычными детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. У детей данной категории наблюдаются недостатки интеллектуального (ЗПР, интеллектуальные нарушения) и речевого (алалия, дизартрия, ОНР, системное недоразвитие речи) развития, двигательные нарушения, особенности поведения аутистического спектра, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес не стойкий, часто очень низкая или отсутствует мотивация к обучению.
У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: невозможность целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У большинства из них наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. Практически у всех детей сниженный интерес к окружающему. С трудом удается привлечь внимание некоторых детей к предмету, многим сложно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Среди школьников с умственной отсталостью встречаются и такие дети, которые любят попробовать все «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек, облизать предмет. Такие действия в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с предметами, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением. Часто у этих детей проявляется неадекватная реакция (плач, крик, раздражение) на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека. Наблюдается апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами. Повышенная двигательная активность при шумной окружающей обстановке. Плохо взаимодействуют со сверстниками. Часто сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается тела ребенка.
Наблюдается дислексия, дисграфия и дискалькулия – проблемы с чтением, письмом (переписывание с доски), счетом. Они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа. При чтении или письме путают сходные по начертанию буквы, переставляют звуки и буквы в словах, неправильно изображают букву. Испытывают затруднения в освоении числового ряда. Как следствие всего этого – страдает общая успеваемость. Неуспех, сопровождающий детей с первых дней обучения, снижает у них желание учиться, вырабатывает негативное отношение к школе. А причиной этих и ряда других трудностей является нарушение или дисфункция сенсорной интеграции. Всё это затрудняет процесс обучения, коррекции и социализации.
Работа с детьми с ОВЗ должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло к использованию сенсорных методов воздействия на детей.
В результате проведения коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорных методов наблюдаются следующие результаты:
-
значительно улучшается чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;
-
улучшается осознание своего тела в пространстве;
-
снижается уровень двигательного беспокойства;
-
значительно улучшается двигательная координация;
-
значительно улучшается концентрация внимания;
-
улучшается способность к обучению и коммуникации;
-
значительно улучшается эмоциональный фон.
Для выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией используется метод наблюдения, и заполнение анкеты разработанной на основании опросника Э. Джин Айрес.
Анкета для определения сенсорного профиля.
ФИО ребенка__________________ Возраст ____________
Зрительное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
-
Испытывает трудности при закрашивании рисунков, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет?
-
Испытывает трудности, собирая мозаику и строит что-либо из кубиков?
-
Не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице?
-
Не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться?
-
Не видит сходства и различия в узорах или рисунках?
-
С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе?
-
Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу?
-
Не может резать ровно по линии и /или склеивать предметы и бумагу в нужном месте?
Звуковое восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
-
Не всегда отвечает, когда к нему обращаются?
-
Неверно понимает обращённые к нему слова?
-
Путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)?
-
Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения?
-
Невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед»)
-
Частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов?
-
В тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?
-
Не может верно указать направление, откуда идёт звук?
-
Не может смотреть и слушать одновременно?
-
На групповых занятиях (играх) несколько отстранен, не интересуется происходящим или вообще избегает групповых мероприятий?
-
Странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая?
-
Разговаривает монотонно или очень громко?
-
Демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие?
-
Выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?
Тактильное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
-
Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему?
-
Не любит мыть лицо и голову?
-
Боится осмотров у стоматологов больше, чем другие дети?
-
Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах?
-
Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними?
-
Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом?
-
Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т.д.)?
-
Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего?
-
Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)?
-
Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки?
-
Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов?
-
Не любит ходить босиком, особенно по песку или траве?
-
Особенно придирчив к консистенции или температуре пищи?
Вестибулярное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
-
В целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать?
-
Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей?
-
Не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках?
-
Не особенно ловок в спортивных играх?
-
Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)?
-
Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие?
-
Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом?
-
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.д.?
-
Меняет руки, выполняя задание (например, при письме), хотя ему уже больше 6 лет?
-
Путает право и лево, верх и низ?
-
Переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях?
-
Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела?
-
Демонстрирует резкие и неритмичные движения?
-
Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?
Гравитационное восприятие.
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок
-
Становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу?
-
Очень боится упасть, боится высоты?
-
Боится ездить на эскалаторе и в лифте?
-
Реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса?
-
Избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу?
-
Не получает, в отличие от сверстников, большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них?
-
Избегает прыгать с высоты, но если и прыгает, то прыжок отнимает у него много времени и сил?
-
Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила?
-
Никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками?
-
Пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота ему кажется слишком большой?
-
Особенно боится потерять равновесие?
-
Во время поездок на машине боится резко поворачивать за угол или не любит очень извилистых дорог?
-
Ошибается в оценке пространства и расстояний?
-
Тревожится, если его внезапно потянут за плечи, когда он сидит?
-
Избегает игр, предполагающих непредсказуемое перемещение окружающих, особенно тех, что угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы»)?
-
Выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?
Если в каком-либо разделе имеется более, чем 3 положительных ответов, то у ребенка имеются признаки нарушения сенсорной интеграции в его деятельность целесообразно ввести упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребенка.
Проявления вестибулярной дезинтеграции:
-
Ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями,
-
Не устает дольше других;
-
Переписывая текст с доски теряется в строчках;
-
Не ловок в спортивных играх;
-
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков);
-
Избегает пересекать среднюю линию тела;
Проявления гравитационная дезинтеграции:
-
Становиться тревожным, будучи оторван от земли;
-
Боится упасть и высоты;
-
Пугается подъема по наклонной поверхности;
-
Избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);
-
Избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться, лежа на полу;
Проявления тактильной дезинтеграции:
-
Ребенок избегает чужих прикосновений;
-
Не любить мыть лицо, голову;
-
Не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует;
-
Крайне негативно переносит загрязнения рук;
-
Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;
-
Не любит ходить босиком;
-
Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;
-
Тревожиться, если к нему подходят сзади;
Проявления зрительной дезинтеграции:
-
Не может раскрашивать замкнутые области, не выходя за край;
-
С трудом собирает мозаику;
-
Не любит незнакомые места, боится потеряться;
-
Долго возиться с пуговицами;
-
Не может ровно резать по линии, заниматься поделками;
-
Не видит сходства или различия в узорах или рисунках;
Проявления слуховой дезинтеграции:
-
Не всегда отвечает на вопросы;
-
Неверно понимает обращенные слова;
-
Затрудняется повторить;
-
Не может указать направление, откуда идет звук;
-
Не может смотреть и слушать одновременно;
-
Монотонно и громко разговаривает;
-
Высокая чувствительность к шуму;
-
Выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают, шумят, смеются;
Если у ребенка выявляются признаки нарушений сенсорной интеграции, то целесообразно ввести упражнения, основанные на методах сенсорно-интегративной коррекции.
Упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
Цель упражнений на сенсорную интеграцию – это усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой.
Упражнения могут использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции. Так и в комплексе, направленные на общую суммацию сенсорных стимулов.
Интеграционные упражнения для коррекции вестибулярной системы
-
Занятие в сухом бассейне (массажный эффект; эффект ускользающей, податливой опоры; эффект погружения; сенсорный эффект, закаливающий эффект, расслабляющий эффект, тренирующий эффект).
-
Упражнение на развитие вестибулярного аппарата «Тактильные кочки», развитие тактильных ощущений. Проприоцепция с развитием тактильной стимуляции ног.
-
Упражнение на фитболе. Укрепление мышечного корсета; улучшение координации движений; улучшение стабилизации тела в пространстве и равновесия; обучение опорным реакциям на верхние и нижние конечности; развитие мелкой моторики и речи.
-
Упражнение на развитие сенсомоторной координации. Развивает ловкость, устойчивость, баланс. Снимает напряжение, хаотичные, гиперактивные движения, рассеянность.
-
Упражнение на умение ориентироваться в пространстве, развитие восприятия, наблюдательности, внимания; развитие координации, фантазии и скорости реакции; развитие межполушарного взаимодействия.
Интеграционные упражнения для коррекции тактильной системы
-
Упражнения на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики. Развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, образное мышление, произвольность.
-
Упражнение на повышение чувствительности пальцев рук, массаж рук, закрепление развития мелкой моторики, сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
-
Упражнения на развитие осязательных ощущений рук, развитие мелкой моторики, массаж рук, развитие фантазии.
-
Упражнения на развитие тактильного восприятия (развитие осязания, мышления, кинестетического восприятия). Формируется представление о фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый и т.д.), об оттенках цветов, о пространственном расположении предметов.
-
Упражнения для развития тактильной чувствительности ступней ног.
Интеграционные упражнения для коррекции гравитационной системы
-
Упражнения на развитие координации движений, согласованности и последовательности движений рук, быстроту переключения, устойчивости вестибулярной нагрузки.
-
Упражнение для развития и улучшения проприоцептивной реакции, развитие крупной и билатеральной моторики, развитие координации, фантазии.
-
Упражнения на развитие координации движений, соразмерность усилий, ловкость, точность перемещения, ориентировка в пространстве, преодоление страха высоты.
Интеграционные упражнения для коррекции зрительной системы
-
Упражнения на развитие тактильных и кинестетических ощущений, мелкой моторики рук, цветового восприятия, внимания, умения сосредотачиваться, получение и закрепление новых знаний и умений.
-
Упражнения на развитие тактильных и кинестетических ощущений, систематизация знаний детей младшего школьного возраста, развитие любознательности, логического мышления, речи, внимания, памяти. Образовательный эффект данного пособия заключается в помощи сделать любой учебный материал увлекательным, вызвать положительные эмоции, облегчить процесс усвоения, закрепления, повторения и систематизации знаний по учебным предметам.
-
Упражнения на развитие зрительного восприятия, запоминания зрительного образа букв, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Интеграционные упражнения для коррекции слуховой системы
-
Упражнения с данным дидактическим материалом развивают слуховую функцию, улучшают частотную дифференциацию, слуховой анализ, настроение, концентрацию внимания, саморегулирование.
Интеграционные упражнения для коррекции обонятельной системы
-
Ароматерапия благотворно влияет на улучшение обоняния, дыхания через нос, настроение, способствует умственному развитию детей, стимулирует память, развивает воображение. Помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Это отличное средство стимуляции, улучшает общее кровообращение, развитие мышц лица.
Гимнастика мозга
-
Массаж ладоней и пальцев рук массажным шариком стимулирует речевые области в коре головного мозга; повышает энергетический уровень ребенка, развивает тактильную чувствительность; развивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
-
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
-
Упражнения развивают диафрагмальное дыхание, улучшают дыхательный процесс, расслабляют центральную нервную систему, способствуют гибкости и точности выполняемых движений, помогают снять избыточное возбуждение и успокоиться.
Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы. В зависимости от поставленных задач используются подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей, настроить их на предстоящую работу на занятии. Применяемые в коррекционно-развивающей работе методы и приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.