СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методов ТРИЗ на уроках гуманитарного цикла

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение методов ТРИз для развития творческих способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Применение методов ТРИЗ на уроках гуманитарного цикла»

Развитие творческих способностей личности ребенка на уроках гуманитарного цикла с применением методов ТРИЗ

Развитие творческих способностей и потенциала личности ребенка на уроках гуманитарного цикла происходит с применением различных методик и технологий, инновационных и современных технологий, прежде всего ТРИЗ. Учителя-предметники используют метод проектов, то есть проектная деятельность, исследовательская деятельность, дидактические игры на уроках, написание и изготовление творческих работ, моделирование ситуаций, недописанный тезис, метод фишбоун, синквейны, кластеры, пирамида знаний, понятийный аппарат, шкатулка, визитные карточки, криптограммы, шифрограммы, архивариусы, археологи, бизнес-планы, скрытые и спрятанные слова, например -Акофенит-фонетика, Келакис- Лексика и т.д. страны, государства и т.д., рассыпанная буква, ассоциативный ряд, "Четвертое лишнее", корзина идей, угадай название героя, произведение, знаменитую фразу и т.д.

А также всевозможные интеллектуальные игры, квесты: "Битва сильнейших", Библиочемпионат, Интеллектуальное казино, Эрудитшоу, "Самый умный", "Я знаю все!", "Умники и умницы", Своя игра, Колесо истории, "Что? Где? Когда?, "Слабое звено", "Логика", "Звездный час", "Литературные шашки", "Морской бой" и другие.

Формирование творческих способностей ребенка на предметах гуманитарного цикла в ходе проектной деятельности осуществляется под непосредственным руководством учителя в 5-7 классах или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. А в 9-11 классах, когда дети уже научились и имеют опыт в работе над проектами, они уже сами все делают, лишь консультируются по некоторым вопросам с учителем. В школе дети всегда открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, в том числе и гуманитарных, а также во внеурочной деятельности, например на кружке "История родного края", "Очумелые ручки", "Этическая грамматика" и т.д. Дети по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в различных видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках истории, обществознания, технологии, литературы, ОБЖ, немецкого языка.

В начале работы и в конце были проведены исследования учащихся 7-9 классов. Из проведенного анализа был сделан вывод, что проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых, педагогов. Активно используют проектную деятельность учителя предметного цикла на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка. Обучающимися были выполнены следующие проекты: "Ради жизни на Земле", "Войны в истории человечества" , "Глобальные проблемы", "А.С. Пушкин -великий классик", "Образование в Германии", "Духовный мир человека", " Наше село в 90-е годы", "Проблема отцов и детей" и т.д.

  Таким образом, развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным стало одним из наиболее перспективных направлений в образовании и прежде всего в школах. Что сейчас и есть очень актуально и над чем работают педагоги ШМО гуманитарного цикла на уроках.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных задач работы ШМО учителей гуманитарного цикла нашей школы.
















"Нестандартный вход в урок". Универсальный прием, направленный на активное включение детей в мыслительную деятельность с первых минут урока. Тема: "Слово и его лексическое значение". Угадай слово по его описанию. Как Вам это удалось? "Глаз "автомобиля -фара. "Свежезамороженный" дождь- град. "Архитектурное строение"пчел -улей. Крестный, родной -отец. Шляпка на ножке -гриб. Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой) Проблема: корень -свет, свеч или све-?



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ГОСУДАРСТА

1.Название государства

2. Столица



4. Форма административно-территориального устройства


5. Правители



3. Форма государства



6. Войны

7. Революции

8. Реформы

США

Вашингтон

Республика

Федерация

Президенты-Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт

Испано-американская(1898 г.) Гражданская война(1761-1765г)

Промышленная революция(1869)

Американская революция

(1765-1763 гг.)

Конституционная реформа-1913

Социальные реформы-1900-1914




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!