СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение мультимодального обучения в преподавании предметной области труд (технология)»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение мультимодального обучения в преподавании предметной области труд (технология)

Просмотр содержимого документа
««Применение мультимодального обучения в преподавании предметной области труд (технология)»»

Опыт работы учителя технологии Петушковой Олеси Александровны.

Появление и развитие информационно-коммуникационных технологий изменило и обогатило содержание процесса общения и роль категории мультимодальности в нем. В социальных сетях, на сайтах, в интернет-изданиях и рекламных брошюрах мы наблюдаем мультимодальные тексты, которые сочетают в себе несколько видов или каналов коммуникации. Мультимодальный подход к обучению позволяет преподавателю организовать и представить учебные материалы максимально эффективно для восприятия. Данный подход, на мой взгляд, может быть успешно реализован на занятиях по технологии. Однако на настоящий момент вопросы практической реализации мультимодального обучения в рамках дисциплины «Технология» исследованы недостаточно. Актуальность их обусловлена, с одной стороны, наличием у обучающихся потребности научиться отражать результаты своей учебной деятельности в форме мультимодальных текстов, а с другой стороны – недостаточной разработанностью технологии мультимодального обучения.

Цель данной работы – раскрыть сущность мультимодального подхода к организации учебной деятельности учащихся и выявить специфику его практической реализации на занятиях по технологии. В рамках обобщения опыта были предприняты попытки рассмотреть понятие мультимодальной грамотности, создать алгоритм обучения, сформулировать критерии оценивания результата работы, доказать, что использование творческих заданий повышает уровень удовлетворенности обучением у обучающихся.

Новизна опыта состоит в выявлении особенностей применения заданий с учетом типа модальности на занятиях для развития коммуникативной компетенции обучающихся; в разработке алгоритма создания мультимодального урока и формулировании критериев оценивания результатов работы обучающихся.

Практическая значимость заключается в том, что показан опыт обучения с применением мультимодального подхода, идеи и приемы организации занятий могут найти применение при планировании и разработке заданий для разных классов и дисциплин.

Прежде всего, необходимо отметить, что термин «мультимодальность» изначально представлял собой философское понятие. С позиций семиотики он был введен Г. Крессом и Т. ван Леувеном и понимался как взаимодействие между вербальными текстами и изображениями, видео, речью и жестами, размером и цветом текста (Kress, Leenwen, 2001). История возникновения данного понятия с точки зрения философии, психологии, лингвистики, а также научная дискуссия по данной проблеме раскрыты в работах А.А. Кибрика, О.В. Федоровой (2018), Ю.В. Сорокиной (2017), М.В. Загидуллиной (2019). Как было указано выше, мультимодальность является определяющим принципом коммуникации. Способность воспринимать и эффективно передавать информацию и смыслы во всем их многообразии понимается нами как мультимодальная грамотность.

Тенденция, связанная с осознанием свободы личности, как одной из наиболее важных ценностей общества, поставила перед школой задачу организации процесса обучения, ориентированного на развитие возможностей и способностей обучающихся. Следовательно, основой идеологии новой школы является идея развития, осуществление которой связано с совершенствованием учебного процесса. Необходимым условием полноценного развития учащихся в процессе обучения признан учет их индивидуальных различий, то есть индивидуализация обучения.

Методологические и общетеоретические аспекты индивидуализации обучения освещены в трудах Л.С.Выготского, П.П.Блонского, П.Ф.Каптерева, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского. Классики отечественной педагогики считают индивидуализацию обучения одной из основных характеристик педагогического процесса, признавая факт существования индивидуальных психофизиологических различий между учащимися.

Учет психофизиологических черт школьников важен для достижения двух основных целей – повышения эффективности обучения и облегчения труда педагога. Во-первых, если педагог имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного школьника, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность: как обучающийся управляет своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; уверен в себе; как переживает порицание и неудачу. А в отношении технологического образования очень важно знать как быстро и насколько прочно вырабатывается практический навык.

Учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся в процессе организации уроков "Технологии" способствует не только повышению эффективности обучения, но и является одним из ведущих факторов профилактики утомления школьников.

Особый интерес представляет учет индивидуальности восприятия и обработки информации обучающимся. Человек в течение всей жизни получает информацию благодаря работе сенсорных систем, которые воспринимают и обрабатывают поступающую информацию. Можно выделить три главных входных канала информации: зрительный, слуховой и тактильно-двигательный (кинестетический). С помощью этих ведущих каналов воспринимается, в том числе, и учебная информация, на основе которой усваиваются теоретические знания, приобретаются умения и отрабатываются практические навыки.

Термины «ведущая система» или «репрезентативная система» для обозначения особенностей восприятия и обработки информации предложены основателями нейролингвистического программирования Р.Бэндлером и Д. Гриндером. Эти же авторы ввели термины для обозначения различных групп людей с преобладанием того или иного канала восприятия: визуалы, аудиалы и кинестеты.

Визуалы - это люди, которые «видят» окружающий их мир, то есть воспринимают большую часть поступающей им информации с помощью зрения. В процессе обучения очень важен тот факт, что данная группа предпочитает перерабатывать и хранить информацию в виде зрительных образов. Свои действия, идеи, они представляют в виде картинок, которые достаточно динамичны и легко поддаются коррекции. Это позволяет визуалам анализировать одновременно несколько направлений мысли, выдавать несколько разноплановых идей, выстраивать их поочередно, прибавлять и кооперировать образы, чтобы заполучить одну общую картинку, видоизменять конечный результат.

Для аудиалов ведущим каналом восприятия информации является слуховой (звуковой).Это более редкий тип людей, так как около 80% внешнего потока информации носит визуальный характер. В данной группе преобладает, так называемое, линейное мышление: одна мысль следует за другой. Аудиалы в каждый момент времени думают о чем-то одном, сосредоточены на конкретной идеи способах ее достижения, не рассматривая другие варианты. Это более медленный тип мышления, хотя и у него есть определенные плюсы: при четко выбранной цели результат будет достигнут быстрее, так как не будет отвлечения на поиск других способов решения. Поэтому, именно аудиалами чаще всего оказываются обучающиеся, которые точно следуют указаниям, редко допускают ошибки, пишут грамотно и выразительно.

В группу кинестетов входят люди, которые «чувствуют» окружающий их мир и большую часть информации воспринимают через тактильную и двигательную системы. Эти две системы достаточно часто объединяют в единую соматосенсорную систему, то есть систему обеспечивающую чувствительность тела. У кинестетов анализ и синтез информации базируется на ощущениях: они доверяют собственным предчувствиям и интуиции. Представители данной группы скорее интуитивно «знают» что-либо, чем сознательно «обдумывают» это. В данной группе преобладает абстрактное мышление и мышечная память или «память тела». Поэтому, кинестеты часто подсознательно ощущают, что конкретно этот ответ правильный, но аргументировано объяснить могут это далеко не всегда.

Естественно, что организм человека - это многоканальная система восприятия информации и лица с четко выраженным преобладанием того или иного канала, относящимися только к одному типу восприятия, встречаются сравнительно редко. Большинству людей свойственны смешанные типы восприятия характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов. Однако, почти всегда можно выделить доминирующий канал, который дополнительно усиливается в напряженной, стрессовой или чрезвычайной ситуации.

Для оценки ведущего канала восприятия учебной информации наиболее удобно использовать «Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева)». Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева позволяет определить ведущий или доминантный тип восприятия: визуальный, аудиальный или кинестетический (Приложение 2).

На уроке технологии учитель должен представлять информацию обучающимся, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и соматосенсорику. Причем на первое место, в связи с особенностями технологического образования, выходит именно кинестетический канал. Чем больше каналов восприятия задействовано при получении информации, тем больший процент этой информации усвоится и запомнится. Однако, только включение моторного канала позволит обучающимся освоить практические умения и навыки, лежащие в основе предметной области «Технология».

Кроме того, объективно известны особенности умственной работы школьников с разным каналом восприятия. Существенно отличаются такие параметры как уровень отвлекаемости, особенности внимания (переключаемость и сосредоточение), все виды памяти (зрительная, слуховая, мышечная), типы воспроизведения информации. Если в процессе психолого-педагогического взаимодействия эти особенности будут учтены, то и родителям, и педагогам, будет легче налаживать межличностные отношения, а образовательный процесс будет эффективнее и комфортнее.

Немаловажным фактором является и знание самого обучающегося об особенностях своего восприятия информации. Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет ученику лучше усваивать материал и готовиться к испытаниям (урокам, контрольным, экзаменам), найти наиболее эффективный для него способ выполнения различных упражнений. Тем самым формируется особенный, характерный для данной личности стиль учебной деятельности, который позволяет повысить результативность усвоения учебного материала. Впоследствии это поможет выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, который складывается у каждого человека.

Обычно, педагог использует многосенсорное представление информации. Такой подход будет воздействовать на большую часть учащихся, и позволит им получать информацию, выбрав свой входной канал. Кроме того, мультимодальное обучение подкрепляет запоминание, поскольку, чем больше информационных каналов, тем лучше живая память. Естественно, мультимодальное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учащихся.

С учетом теоретических предпосылок необходимости учета индивидуальных особенностей восприятия информации я представляю практические рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса на уроках технологии.

Обучающимся, у которых преобладает зрительный канал восприятия можно предлагать зарисовывать свои впечатления, поэтому под рукой у них должен быть лист бумаги. Следует больше внимания обращать на описание предметов: их цвет, форму, местоположение. Давая задание, стараться выделять цветом абзацы, особо важные слова и предложения. Использовать образные выражения, большое внимание уделять наглядности (ярким картинам, плакатам, схемам, географическим картам).

Визуалы говорят быстро и резко, часто смотрят вверх, когда вспоминают. При разговоре им нужна большая дистанция, поле зрения. В их тексте будут слова «смотри», «показывать», «демонстрировать», «иллюстрировать», «отражать» и др. Когда визуалы думают, они рисуют в своем сознании картинки. Они понимают, как им действовать, потому что видят свои действия. Общаясь с этим человеком, нужно не рассказывать, а показывать. Если надо что-то объяснить, лучше нарисовать график. В разговоре и объяснениях следует стоять не перед ним, а рядом, обрисовывая общую для вас обоих перспективу.

Во время занятий я рекомендую использовать следующие приемы:

  1. Просите выделять цветом важные слова, которые встречаются в тексте или учебнике, новые правила и т.п.

  2. Для лучшего запоминания новой информации дайте задание зарисовать таблицы, графики, которые помогут сгруппировать информацию.

  3. Чаще вызывайте визуалов к доске для записи задания, цели, этапов урока или операций.

  4. Во время объяснения материала, просите учащегося смотреть на вас, на выполняемую вами деятельность,элемент операции.

На уроках «Технологии» с обучающимися - визуалами можно применять упражнение "Чего не хватает?" Предлагается картинка, на которой изображены предметы, связанные с технологией, к примеру: нитки, иголка, ножницы и т.д. Они рассматривают ее в течение 1-2 минут. После этого им показывают другую картинку, на которой отсутствуют некоторые предметы, изображенные на первой картинке. Обучающиеся должны сказать, чего не хватает". Также очень эффективны задания типа «Что не так? Найди ошибку». В инструктаже к практическому заданию может отсутствовать какой-либо этап или операция, или допущена ошибка. Надо дополнить инструктаж, вставить недостающее звено или исправить ошибку.

Обучающимся, у которых преобладает слуховой канал восприятия, необходимо позволить в процессе выполнения заданий проговаривать слова, шевелить губами, издавать звуки. Работая с группой аудиалов, необходимо стараться использовать возможности интонации и модуляции голоса (громко–тихо, высоко–низко, паузы). По возможности включать в работу аудио- и диктофонные записи. Описание картин или каких-либо предметов целесообразно дополнять музыкой. Выделение главной мысли, предложения, сопровождать хлопком или ритмичными движениями. Аудиалы обращают внимание на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Для речи аудиалов характерны такие слова, как «тон», «звучать», «сказать» и т.д. Они часто склонны разговаривать сами с собой или бормотать что-то себе под нос. Это способ решить проблему посредством ее проговаривания вслух.

При организации занятий с данной группой обучающихся я рекомендую использовать следующие приемы:

1. В процессе работы с наглядным материалом (схемами, картинками, графиками, чертежами, картами), просите обучающихся произносить для себя вслух важные вещи, этапы, выводы.

2. Прежде чем начать выполнять задание попросите ученика назвать вслух цель - то, что необходимо выучить: это поможет сосредоточить внимание.

3. Дайте задание выписать материал, который необходимо выучить, на карточки и время от времени перечитывать их вслух.

На уроках «Технологии» аудиалам полезно поручать озвучивать вслух правила техники безопасности использования острых, колющих предметов (ножницы, иголки, шило); озвучивать план действий или этапы работы.

Ниже приведены практические рекомендации для кинестетиков. Нельзя заставлять кинестетиков неподвижно сидеть на занятии, так как во время движения они прочнее запоминают материал. Приветствуется использование жестов и прикосновений. Важно помнить, что для этих обучающихся характерна невысокая скорость мыслительных процессов. Нужно чаще использовать слова, обозначающие действия. При изложении нового материала стараться находиться как можно ближе к этой группе,чтобы в случае необходимости помочь в выполнении задания. А так как для кинестетиков главное – ощущения, то и помощь преподаватель может оказать действиями (поправить руку, правильно расположить корпус и т.д.).

Непосредственно в процессе организации занятий по предмету «Технология» на уроке можно использовать следующий ряд рекомендаций:

  1. Позвольте ученику принять удобное для него положение. Рабочее место на уроке «Технология» это не обязательно стол и стул. Если обучающимся удобнее выполнять практическое задание стоя, можно объединить их в группы.

  2. Используйте как можно чаще интерактивные методы обучения.

  3. Делайте перерывы во время занятий, чередуйте разноплановые упражнения (практические репродуктивные и творческие задания).

  4. Для самопроверки используйте тесты.

  5. Вовлекайте учащихся в организацию выставок, конкурсов творческих работ, ярмарок, мастер-классов.

На уроках «Технологии» можно использовать игру "Кто правильно отыщет предмет по качеству, материал по фактуре". Суть ее заключается в том, что ученик ищет среди предметов или материалов в мешке тот, качество которого назвал ведущий (квадратный, круглый, мягкий, твердый, большой, маленький, тяжелый, легкий, гладкий, пушистый, шершавый и т.д.).

Метод ассоциаций - Как называется система восприятия окружающей действительности? Будем работать со словом «модальность»

1. Визуалы, вопрос к вам: - Какие образы возникают у вас со словом «модальность»?

2. Аудиалы: - С звучанием какого инструмента соотносится для вас слово «модальность»?

3. Кинестетики - Какой запах несет это слово? - Так организую работу с новыми понятиями. Если необходимо запомнить правило, алгоритм, использую приемы «Ассоциативная схема», дивергентные карты (разновидность кластера).

Аудиалы, проговаривая схему, хорошо ее запоминают. Схемы оформляю в разных цветах. Это очень важно для визуалов. Чтение общих выводов в учебнике. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.

Обучение в диалоге Диалог может быть организован в парах, группах. Но необходимо помнить, что для аудиалов трудно работать в группах, для них лучше организовать работу в одиночку или в паре


В 5-9 классах было проведено анкетирование и выявлен доминирующий канал восприятия информации. Данные отражены в таблице.


Класс

Аудиалы, %

Визуалы,%

Кинестетики,%

5

10

85

5

6

5

65

30

7

3

90

7

8

20

70

10

9

5

70

25



Участие учащихся в конкурсах

Конкурс

2022

2023

2024

  1. Зеркало природы

Муниципальный уровень –Кострюкова Е. (1 место)

Муниципальный уровень –Курбатов М. (2 место), Евстифеева А. (2 место)


  1. Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла

Муниципальный уровень –Самохвалов И. (1 место), Ястребова Е. (2 место)

Региональный уровень -Дождикова В. (1 место)

Региональный уровень –Жильцов А. (3 место)


  1. Всероссийская олимпиада школьников


Муниципальный уровень –Шакина П. призер


  1. Всероссийская олимпиада «Искусство-Технологии-Спорт»


Муниципальный уровень –команда (7-11 лет) победители, команда (12-18 лет) участники


  1. Математическое отражение


Муниципальный уровень –Макаров А. (2 место)

Муниципальный уровень –Воробьева К., Лебедева А. (1 место)

  1. Конкурс «День Победы –глазами детей!»


Муниципальный уровень - Ерофеева А. лауреат II степени




Знание и учет внутренних законов развития личности, умение диагностировать, прогнозировать, корректировать развитие ученика, вместе с ним искать и находить новые способы решения проблемных вопросов – вот, что играет ведущую роль в формировании личности.

Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неминуемы в процессе обучения. Учебную деятельность, построенную на эффективной психологической основе, отличают высокая результативность, целенаправленность, а так же удовлетворенность и радость от познания

В учебном коллективе всегда присутствуют люди с разным типом ведущего канала восприятия информации, поэтому мультимодальный подход является наиболее оптимальным при организации учебно-воспитательного процесса.

Использование практических рекомендаций, разработанных для организации уроков по предмету «Технология» с учетом ведущего канала восприятия информации для трех основных типов обучающихся, будут способствовать повышению эффективности запоминания и созданию комфортной психолого-педагогической среды.


























Приложение 1




Упражнения для развития кинестетической, аудиальной и визуальной памяти.


«Волшебный мешок» Дайте ребенку запустить руку в мешок, где много разных по форме, твердости и оболочке предметов, чтобы он определил на ощупь, а потом показал, где что (или наоборот).


«Компьютер» Назовите, не спеша, несколько раз 10–16 слов, чтобы ребенок запомнил, а потом попросите его повторить. Или такой вариант: один человек называет слово, второй — это слово и свое, третий (или первый, если вдвоем) — первое, второе слово и свое и так далее. Есть маленький секрет: чтобы лучше запоминалось, нужно мысленно сразу же придумывать истории для связки слов в последовательности. Причем это могут быть абсолютно абсурдные фантазии. Например, зима училась на пятерку, пятерка прыгнула в ведро, ведро скакало на коне… — главное, что слова тогда запомнятся легче.


«Телевизор» Покажите 10–15 картинок на отдельном листе (или на карточках — одну за другой), которые надо рассмотреть в течение 30 секунд, запомнить и повторить. Кстати, можно это проделывать с помощью таких же абсурдных историй.
























Приложение 2

Определение репрезентативных систем

(ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)

Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика

Инструкция.

Оцени каждое утверждение пяти блоков теста баллом от 1 до 3.

№ блока

Вопросы

Балл

1

Когда ты принимаешь важные решения, то основываешься на:

А) своих эмоциях и чувствах;

Б) решениях подобных проблем другими;

В) собственном варианте решения, который кажется наилучшим.


2

Когда ты обсуждаешь что-либо с другими людьми, что на тебя больше всего действует?

А) интонация речи, голос собеседника;

Б) те картины, перспективы, которые описывает собеседник;

В) искренние чувства собеседника.


3

С какими людьми тебе легче общаться? В них тебе нравится:

А) манера одеваться;

Б) эмоциональность и чувства, которые ты разделяешь;

В) интонация, темп речи, тональность голоса.


4

Что легче тебе сделать?

А) найти идеальную громкость звучания плеера;

Б) выбрать наиболее удобную мебель;

В) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации.


5

Что больше всего влияет на твое настроение, самочувствие?

А) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонациям голосов людей;

Б) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и т. д.;

В) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения.


Обработка результатов

Аудиальная модальность: 1Б, 2А, ЗВ, 4А, 5А.

Визуальная модальность: 1В, 2Б, ЗА, 4В, 5В.

Кинестетическая модальность: 1А, 2В, ЗБ, 4Б, 5Б.

Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.















Тест  аудиал, визуал, кинестетик

(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева

/ методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 
2. Часто напеваю себе потихоньку. 
3. Не признаю моду, которая неудобна. 
4. Люблю ходить в сауну. 
5. В автомашине цвет для меня имеет значение. 
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 
7. Меня развлекает подражание диалектам. 
8. Внешнему виду придаю серьезное значение. 
9. Мне нравится принимать массаж. 
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением. 
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней. 
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое. 
14. Люблю читать во время еды. 
15. Люблю поговорить по телефону. 
16. У меня есть склонность к полноте. 
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 
18. После плохого дня мой организм в напряжении. 
19. Охотно и много фотографирую. 
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь. 
22. Вечером люблю принять горячую ванну. 
23. Стараюсь записывать свои личные дела. 
24. Часто разговариваю с собой. 
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя. 
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим. 
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь. 
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел. 
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 
34. Люблю слушать, когда говорят. 
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 
37. У меня неплохая стереоаппаратура. 
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 
40. Не выношу беспорядок. 
41. Не люблю синтетических тканей. 
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения. 
43. Часто хожу на концерты. 
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности. 
45. Охотно посещаю галереи и выставки. 
46. Серьезная дискуссия – это интересно. 
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами. 
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. 
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий; 
• 8-12 – средний; 
• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.




Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

  1. Завывание ветра, стук капель.(*)

  2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)

  3. Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд

  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)

  2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)

  3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

  1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)

  2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)

  3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

  1. Звонкий хруст укуса.(*)

  2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)

  3. Кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)

  2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)

  3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)


Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.











Приложение 3

Притча


Однажды трое незрячих были приведены к правителю во дворец. На потеху вывели на площадь перед дворцом слона, к которому и подвели слепых. Никто из этих троих никогда в жизни не сталкивался со слоном и, разумеется, никогда не видел его. Слепым приказали потрогать слона, а потом рассказать всем, что же они трогали. Первый потрогал хобот, сказал, что он только что держал в руках большую и сильную змею, которая, если разозлится, то может запросто задушить человека. Второй, прикоснувшись к ногам, сказал, что это животное очень могучее, как огромное дерево, которое нельзя обхватить руками. Третий потрогал уши слона и отметил, что он касался крыльев огромной бабочки, которая может летать высоко-высоко.

А слон подумал, что только трое незрячих, смогли так глубоко понять его душу, а эти, что смеются над ними, способны разглядеть в нем всего лишь вьючное животное.