Просмотр содержимого документа
«Применение музыки на уроках литературного чтения в начальной школе»
Из педагогической практики
Примером интеграции послужит обобщающий урок 2 класс на тему «Люблю природу русскую. Осень.». После прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года. Осень») и просмотра видеоряда картин осенней природы, детям предлагается постараться прочувствовать, как передал композитор свое настроение с помощью музыки, описывая осень. Затем проводится вводная беседа, в которой отмечается, что музыка успокаивает, а может развеселить, вызывает глубокие чувства, за что слушатели благодарны композитору.
Далее я спрашиваю, догадались ли ученики, прослушав музыкальное произведение «Октябрь» П. И. Чайковского, какой теме посвящен урок (Осени). Далее, учитель ставит вопросы:
- Как называется произведение, которое вы прослушали? Какой пейзаж изобразил композитор? (лирическая зарисовка осеннего пейзажа).
- Попробуйте представить, что вы смотрите в окно на падающие листья. Как вы думаете, листья тихо ложатся на землю или кружатся в воздухе? Почему? (Характер спокойный, в лирическом ритме ровный (монотонный), немного успокаивающий, убаюкивающий).
- Кто исполнил это произведение (оркестр)?
- Какие музыкальные инструменты вы слышите? (скрипки, фортепьяно и т.д)
- Какое впечатление произвело на вас это произведение, что вы услышали в музыке, какую картину представили?
А теперь послушайте стихотворения про осень.
А. К. Толстой
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
- Какое настроение у вас после прослушанного? Что себе представляли?
- Что объединяет музыку и поэзию? (Можно ярко себе представить и нарисовать воображаемые картины).
А далее можно предложить детям нарисовать картины осени самим, как словесно, так и художественно, продекламировать свои стихи или понравившиеся из изученного раздела под музыкальное сопровождение.
Бесспорно, интегрированный урок непрост для подготовки и проведения, что делает его малопривлекательным для широкого использования в учебном процессе. Однако творчески работающие учителя начальных классов стремятся разнообразить приемы интеграции учебных предметов с тем, чтобы сделать процесс обучения интересным для младших школьников.
Таким образом, такая интеграция искусства не только углубляет понимание темы «Осень», но и развивает творческие способности учащихся, позволяя им лучше осознать связь между музыкой и литературой. Эта методика способствует эмоциональному восприятию учебного материала, а также помогает детям научиться выражать свои мысли и чувства как через слова, так и через изобразительное искусство.