СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение музыки на уроках литературного чтения в начальной школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение музыки на уроках литературного чтения в начальной школе»

Из педагогической практики

Примером интеграции послужит обобщающий урок 2 класс на тему «Люблю природу русскую. Осень.». После прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года. Осень») и просмотра видеоряда картин осенней природы, детям предлагается постараться прочувствовать, как передал композитор свое настроение с помощью музыки, описывая осень. Затем проводится вводная беседа, в которой отмечается, что музыка успокаивает, а может развеселить, вызывает глубокие чувства, за что слушатели благодарны композитору.

Далее я спрашиваю, догадались ли ученики, прослушав музыкальное произведение «Октябрь» П. И. Чайковского, какой теме посвящен урок (Осени). Далее, учитель ставит вопросы:

- Как называется произведение, которое вы прослушали? Какой пейзаж изобразил композитор? (лирическая зарисовка осеннего пейзажа).

- Попробуйте представить, что вы смотрите в окно на падающие листья. Как вы думаете, листья тихо ложатся на землю или кружатся в воздухе? Почему? (Характер спокойный, в лирическом ритме ровный (монотонный), немного успокаивающий, убаюкивающий).

- Кто исполнил это произведение (оркестр)?

- Какие музыкальные инструменты вы слышите? (скрипки, фортепьяно и т.д)

- Какое впечатление произвело на вас это произведение, что вы услышали в музыке, какую картину представили?

А теперь послушайте стихотворения про осень.

                              А. К. Толстой

                           * * *

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                               

- Какое настроение у вас после прослушанного? Что себе  представляли?

- Что объединяет музыку и поэзию? (Можно ярко себе представить и нарисовать воображаемые картины).

А далее можно предложить детям нарисовать картины осени самим, как словесно, так и художественно, продекламировать свои стихи или понравившиеся из изученного раздела под музыкальное сопровождение.

Бесспорно, интегрированный урок непрост для подготовки и проведения, что делает его малопривлекательным для широкого использования в учебном процессе. Однако творчески работающие учителя начальных классов стремятся разнообразить приемы интеграции учебных предметов с тем, чтобы сделать процесс обучения интересным для младших школьников.

Таким образом, такая интеграция искусства не только углубляет понимание темы «Осень», но и развивает творческие способности учащихся, позволяя им лучше осознать связь между музыкой и литературой. Эта методика способствует эмоциональному восприятию учебного материала, а также помогает детям научиться выражать свои мысли и чувства как через слова, так и через изобразительное искусство.