СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение наглядных дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на территориальном методическом обьединении специалистов дефектологического профиля

Просмотр содержимого документа
«Применение наглядных дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с ТНР»

ТУМО специалистов дефектологического профиля








«Применение наглядных дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с ТНР»





Учитель-логопед

СП «Детский сад»

ГБОУ ООШ №18

г. Новокуйбышевск

Архипова О. И.






27 октября

2022 года




Применение наглядных дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с ТНР


Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

У детей, имеющих недостатки речи, отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы(повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.).

Зачастую такие дети даже в 5 - 6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в занятиях по коррекции речи. Большую помощь учителю-логопеду в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы и наглядные дидактические игры. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного звукопроизношения:

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду, состояние неуверенности.) Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.

При использовании дидактических игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:

  • При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами.

  • Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес.

  • Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях.

  • Игра должна опираться на программный материал.

  • Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с речевыми нарушениями. Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе коррекционной логопедической работы основная работа проводится по формированию артикуляционных укладов и развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с речевыми центрами головного мозга. Этим и объясняется выбор дидактических игр на данном этапе коррекционной работы. Вот один из примеров игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его. Поскольку неоднократное механическое выполнение артикуляционных упражнений достаточно скучное для детей занятие, игры для выполнения речевой гимнастики в первую очередь направлены на поддержание интереса и высокого уровня мотивации ребенка.

Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

  • Логопедическое пособие «Мультяшные вертушки» Цель: Автоматизация звуков позднего онтогенеза во фразе с героями любимых мультфильмов.

  • Логопедическая игра «Сладкое чаепитие».

  • Логопедическая игра «Из какой тележки упал овощ». Цель: Автоматизация звука Щ.

  • Логопедическая игра « Помоги строителю». Цель: Автоматизация звука Щ.

  • Логопедическая игра «Помоги Ладе навести порядок на кухне».

Цель: Автоматизация звука [Л] в предложениях.

  • Логопедическая игра «Помоги Муравью найти свой муравейник». Цель: Автоматизация звука [Р].

Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

  • «Содовая» Цель игры: Дифференциация звуков Ль- Й.

  • Игра «За грибами». Цель: Автоматизация и дифференциация звуков [Р], [Рь] в словах, фразах.

  • «Волк и козлята». Цель игры: Дифференциация звуков К-Т в словах.

  • «Карета для Золушки». Цель игры: Дифференциация звуков К-Т в словах.

  • "У Фунтика в вагоне". Цель: автоматизация и дифференциация звуков

[В]-[Ф]

  • «Весёлые тучки». Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Ч]-[Т]

Таким образом, одна из основных задач логопедических игр - стимулировать заинтересованность детей в положительном результате.

Описанный опыт по использованию дидактических игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях, наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения у детей.



Список литературы

  • http://logoportal.ru/

  • https://vk.com/id182732689

  • https://vk.com/k_logopedy

  • https://vk.com/enot__razvivashka

  • https://vk.com/logopedicheskie_igry