СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение нейроигр в работе учителя - логопеда и воспитателя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уникальным и эффективным средством развития речи дошкольников и раскрытия их интеллектуального потенциала является применение нейроигр в работе педагогов и специалистов дошкольного учреждения.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

Просмотр содержимого документа
«Применение нейроигр в работе учителя - логопеда и воспитателя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Применение нейроигр в работе

учителя - логопеда и воспитателя с детьми с ОВЗ

старшего дошкольного возраста


На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно - неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое.

Уникальным и эффективным средством развития речи дошкольников и раскрытия их интеллектуального потенциала является применение нейроигр в работе педагогов и специалистов дошкольного учреждения.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал. В работе воспитателя они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий, закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному миру.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Нейроигры - это эффективнейший инструмент, позволяющий помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми в различных режимных моментах.

Наша методическая разработка представляет собой дидактическое пособие «Нейрокарточки» и позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы с применением нейроигр.

1. Принцип «от простого к сложному» (на начальных этапах работы ребенку предлагают самые простые упражнения без речевого сопровождения, если это вызывает трудности у ребенка.

2. Целесообразно применять нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры ни в коем случае не заменяют процесс стандартного обучения (они используются параллельно с задачами обучения).


Цель методической разработки - активизация развития речи у детей, способствование развитию межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, развитию общей и мелкой моторики.

Задачи:

  • Стимулировать речевую активность детей;

  • Развивать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, в словах;

  • Развивать фонематическое восприятие,

  • Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление);

  • Улучшать контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Материал предназначен для проведения индивидуальных и групповых логопедических, развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста. Нейрокарточки развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка, способствуют развитию и активизации познавательных процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление, воображение, развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентации и зрительной координации

Наш опыт показывает, что интегративный взгляд на нейропсихологическую коррекцию, способность создавать из разных классических методов и передовых разработок и методик, создание комплексной программы для каждого ребенка – это единственно возможный способ максимального увеличения эффективности коррекции и нормализации работы нервной системы.

Поэтому мы используем классические, авторские и современные нейрометодики,  благодаря которым каждый ребенок получает высокие результаты, от занятий в полной мере реализует свой потенциал.

Комплект нейрокарточек с изображенными на них жестами, которые направлены вверх, вниз, вправо и т.д. Каждый жест подписан соответствующими словами. Обучающимся на занятии предлагается карточка, соответствующая теме занятия. Например, «вправо влево». Обучающийся поочередно двумя руками повторяет изображенный жест и произносит соответствующие жесту слова. Происходит соотнесение слова и действия.

При использование предлагаемых нейрокарточек, в совокупности с другими методами и приемами, отмечается положительная динамика в развитии психических познавательных процессов, таких как, внимание, восприятие, память, мышление, речь. 



При выполнении игр с нейрокарточками необходимо придерживаться правил:

Важное условие точного выполнения движений и приемов - сам педагог осваивает все упражнения, только потом обучает детей.

2. Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем другой, а потом синхронно обеими руками.

3. Каждое упражнение необходимо повторять 6-8 раз, с каждым разом увеличивая темп выполнения.

4. Если упражнение вызывает затруднение в выполнении, то на этом упражнении следует остановиться (продолжать упражняться на следующий день, пока не будет получаться).

5. Выполнять упражнения следует ежедневно, уделяя этому 10-20 минут.

6. Во время отработки заданий обязательна эмоционально комфортная и доброжелательная обстановка (возможно спокойное музыкальное сопровождение).


Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Задания «Пальцевой праксис» - помогут развить мелкую моторику, межполушарное взаимодейстие. Упражнения выполняем 2-мя руками одновременно? И лучше в начале или в середине занятий.

включают состояние сверхобучаемости, поэтому мы их используем в начале наших занятий

- помогают решить многие нейропсихологические проблемы, включая дефицит внимания:

- способствуют гармоничному развитию мозга.

2. Комплект нейроладошек для игр и развития мозга для детей и взрослых.

Обязательное условие успеха и результативности - это регулярные занятия. В наборе 17 карточек с ладошками формата А4, которые разрезаются пополам. Достаточно нейроладошки распечатать и повесить на стену, прикрепить к магнитной доске, или предъявлять их по одной детям на групповых или индивидуальных занятиях. Вы сами выбираете уровень сложности. Плюсом такой работы является то, что карточки можно менять и ребенок не привыкает к определенной последовательности.

3. Горохолинская Татьяна. Задания для тренировки удержания внимания, самоконтроля, планирования деятельности.

4. Нейрокарточки «Графический диктант» (пособие для детей с ТНР)

Задания «Пространство» - помогут развить ориентировку в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве.

5. Блокнот-тренажер «гимнастика для ума» Ш. Ахмадуллина

В блокноте подобраны самые эффективные упражнения, дающие максимальный результат при минимальных усилиях ребенка. Одно из упражнений - это рисование двумя руками, которое позволяет синхронизировать полушария мозга ребенка. Ведь именно развитие обоих полушарий мозга позволяет вырастить действительно успешного ребенка, который не только мыслит логично, но и может генерировать креативные идеи и делать новые открытия.

6. Нейрокарточки на развитие внимания

Задания «Внимание» - помогут развить концентрацию, переключение внимания, многозадачность.

7. Авторское логопедическое пособие «Различаем звуки» Канаевой О.

Авторское логопедическое пособие по автоматизации, дифференциации и моторному планированию звуков раннего и позднего онтогенеза «Различаем звуки» Канаевой О. Пособие предназначено для детей 4 – 10 лет. Комплект состоит: 70 нейрокарточек на различение ранних и поздних звуков в словах. Образец работы с карточкой (на примере слов «ДОМ – ТОМ»): 1. Назови картинки: ДОМ-ТОМ (говорим с моторным переключением позы рук). 2. Назови ласково: домик-томик (говорим с моторным переключением позы рук). 3. Посчитай от 1 до 5: один дом (том), два дома (тома), три дома (тома), четыре дома (тома), пять домов (томов). 4. Повтори со словом «нет»: дом - нет дома, том - нет тома. 5. Скажи «один-много»: дом - дома, том - тома. 6. Придумай предложения: «В доме много книг - Мне подарили два тома сказок». Желаю вашим деткам правильных звуков!

Нейрокарточки: прочитай слово

На первой сетке из клеточек, линией обозначено направление движения (старт на клетке с красной стрелкой). Нарисуй на соседней сетке с буквами такой же путь, прочитай и напиши рядом образовавшееся слово.

Список литературы:

  1. Ахмадуллин Ш. https://shamil-ahmadullin.ru/bloknot/

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов \Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2019. – 264 с.

  3. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с.. 1999

  4. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС- пресс», 2017.

  5. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма: Просто о сложном вопросе дисграфии у детей. – 2018..

  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - 2002.

  7. Соболева О.Л. Экспериментальный учебник. М. - Новая школа,1997.

  8. https://vk.com/doshkoll