Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся.
Цель:
Задачи:
Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Между поставленной педагогической целью и ее воплощением, безусловно, должна стоять система общих и специфических подходов, складывающихся в комплексе педагогических технологий.
Активное развитие творческих способностей у учащихся, привитие интереса к предмету «Технология» на моих уроках достигается путем внедрения в методику преподавания современных педагогических технологий. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний – мыльный пузырь». Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо изменить формы и методы ведения урока, разнообразить их, это сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач и развитие творческих способностей каждого ученика. Чтобы любой урок был интересным, познавательным в планировании любой темы я оставляю место неизвестному, загадочному и тогда каждый урок становится маленьким окошечком в большой мир. Для развития творческих способностей обучающихся я использую различные педагогические технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я выбрала следующее: это такое построение деятельности учителя, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения;
технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
исследовательские методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др.
На мой взгляд, большей эффективности в развитии творческих способностей обучающихся можно добиться, используя информационно – коммуникационную технологию, технологию развития критического мышления, проектную деятельность, прием «кроссенс».
Информационно – коммуникационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.
Для того, чтобы сделать свой рассказ на уроке более насыщенным, иллюстративным использую презентации. Они позволяют мне не только читать лекцию, но вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предложения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать информацию, многообразие сортов чая, кофе), обобщать, делать выводы, тем самым, развивая творческое мышление.
Эту технологию применяю не только я в процессе своей работы, но и обучающиеся, выполняя презентации, печатные сообщения в форме рефератов, докладов и т.п.
Технология развития критического мышления появилась в 1995 г.
Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова;
2. Осмысление;
3. Рефлексия.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, которые помогают включить обучающихся в совместную деятельность.
Технология развития критического мышления заинтересовала меня, потому что она является основой нравственного и эмоционального воспитания личности, а также способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Здесь я применяю такие приемы педагогической технологии развития критического мышления как: синквейн, «ключевые слова», «ассоциация», кластер.
Я считаю, что написание синквейна на уроке− это свободное творчество, способствующее развитию творческих способности учащихся, их мышление и воображение.
Примеры синквейнов:
Проект.
Выполнимый, творческий.
Конструируем, кроим, шьём.
Проект позволяет много достичь.
Деятельность.
Кулинария.
Разнообразная, национальная!
Готовить, украшать, сервировать.
Искусство приготовления пищи.
Блюда.
Приём «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Приём «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
-О чём может пойти речь на уроке?
-Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «—»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Приём «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Прием «Кластер».
Метод проектов более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов». Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Работая над проектными работами обучающиеся составляют представление об изделии с момента его зарождения до реализации в действительности. При этом дети приобретают опыт решения нестандартных задач. Таким образом технологии проектирования создают условия для развития творческих задатков личности обучающегося. Так, например, при выборе темы проекта, акцент делаю на самостоятельности её придумывания. В своих рекомендациях по работе над проектом, предлагаю подходить к решению разделов творчески, разрабатывать только свои модели, изделия. Большое внимание уделяю оформлению дизайн-папки проекта, поощряя творческую фантазию.
Большой выбор проектов появляется у учащихся при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Например, проект «Создание оригинальных подарков посредством техники вязания крючком или спицами». Со слов ученицы: «Каждый раз, осваивая новые приемы работы, я все больше экспериментирую и изобретаю. Вязаные цветы – хорошее подспорье для дизайнера. Из вязаных цветов можно составить красивый букет, украсить головные уборы, одежду, обувь и многое другое, а созданные изделия в лоскутной технике – еще один подарок, сделанный своими руками».
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
Применяя на уроках технологии метод проектов, я помогаю учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы, формируя знания, умения и навыки, прививая интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
В зависимости от темы, я как можно чаще предлагаю учащимся творческие работы. В 5-7 классах при изучении темы «Свойства тканей» даю задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить работу в виде творческой композиции. Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет комнаты. Девочки с увлечением работают дизайнерами, оформляя интерьер комнаты, украшая окна шторами.
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым − писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко − доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Кроссенс – это некая загадка, ребус, головоломка, он прекрасно выступает как форма нетрадиционной проверки знаний по предмету. Применение кроссенса разнообразно, так на уроке я его использую:
- при формулировке темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке, включить как рефлексию.
Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока. Чаще я использую кроссенс в качестве творческого домашнего задания. Так на уроке технологии в разделе «Кулинария» 5 класс по теме «Физиология питания», предлагаю составить кроссенс, где ключевым словом является правильное питание.
В методике преподавания технологии имеется достаточное многообразие приемов, методов способствующих развитию творческой активности обучающихся, каждый учитель может выбрать те, которые соответствуют решаемым педагогическим задачам. Я попыталась показать на примере своего опыта работы, что применяя на уроках современные образовательные технологии, способствует развитию творческих способностей учащихся. Все зависит от профессионализма, мотивации, желания разрабатывать, применять инновации и совершенствовать своё мастерство.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)