Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат»
Реферат
по теме:
«Применение современных образовательных технологий
на уроках физики»
Учитель физики
и географии
Романченко В.Л.,
I категория
г.Ростов-на Дону
Филиал при ИК-1в г.Зверево
I .Введение
Как известно в основе стандартов второго, а теперь уже и третьего поколения, на которые ориентируется вся система современного образования, лежит системно-деятельностный подход. Особое внимание сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся предметных, личностных и метапредметных результатов. Актуальность данной темы состоит в том, что для достижению этих результатов, способствуют современные образовательные технологии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Использование в образовательном процессе современных технологий направлено на совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Современный- означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Главной целью моей преподавательской деятельности является– создание условий для развития творческого потенциала личности обучающегося, превращающие его в субъект, заинтересованный в саморазвитии, самореализации.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие современные технологии:
1) Личностно-ориентированного обучения;
2) Информационно-коммуникативные технологии;
3) Проблемного обучения;
4) Проектная технология;
5)Игровая технология;
6) Здоровьесберегающие технологии.
II.Основная часть.
1. Технология ЛОО
Известно: жизнь человека и его судьбу во многом определяет то, что он умеет, что знает, может ли думать и действовать самостоятельно, способен ли достойно и по-деловому общаться. Не надо доказывать, какую важную роль в обеспечении учеников этим багажом и в становлении их личностей играют учитель.
Личностно-ориентированное обучение- это современная, перспективная педагогическая система. Идеи этой системы представляют основы нынешней модернизации российского образования, провозглашенной Министерством образования и науки РФ в условиях создания новых ФГОС. Центральное место в рассматриваемой системе занимает ученик.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии
(Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли
усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность учащегося, его самоценность, субъективность процесса учения.
В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определённых социальных функций и «реализатора» определённых моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Описывая содержание субъектного опыта, И.С. Якиманская включает в него
1) предметы, представления, понятия;
2)операции, приёмы, правила выполнения действий (умственных и практических);
3) эмоциональные коды (личные смыслы, установки, стереотипы)
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в учащемся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
-гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам
Технология личностно-ориентированного обучения должна обеспечить не на словах, а на деле условия для индивидуального самовыражения каждого ученика, становления у него важнейших умений, то есть:
– самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
– принимать самостоятельно и ответственно решения;
–планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;
– строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.
Упехи в обучении во многом зависит от развития у учащихся устойчивого интереса к предмету. Прежде всего следует учитывать что, интерес к физике вырабатывается тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит учитель, когда предлагаемые ему задачи интересны по содержанию или методом решения, когда представляется возможность самому подумать, самому сделать вывод, обобщение, когда в процессе обучения возникает уверенность в своих познавательных способностях. Поэтому целесообразно в обучении следовать основным дидактическим принципам обучения, от простого к сложному, от конкретных наблюдений к выводам, от практических результатов к формулировкам правил и законов.
Моей опыт использования ЛОО:
1.Диагностические контрольные работы (выявление уровня знаний учащихся)
-использую задания рассчитанные на средний и слабый контингент учащихся
2.Зачёты (выявление уровня обученности за полугодие)
-использую индивидуальные тестовые задания (4-5 вопросов для слабых учащихся)
3.Активизация познавательной деятельности на уроке (на всех этапах урока)
-постановка проблемы урока
-использую интересные условия и упражнения задач
-использую занимательный материал банка презентаций
-использую иллюстрации учебника, слайдов презентаций
4.Этап проверки знаний.
-использую индивидуальный опрос
-использую различные индивидуальные тестовые задания
5. Этап изучения нового материала.
-постановка проблемы (Превращение веществ-химия-8 кл, Химические реакции-химия-8 кл; Соощающиеся сосуды, Давление-физика-7 кл …)
-просмотр видеодемонстрации, видеоролика (с учащимся или небольшой группой)
-использую метод беседы
-использую метод индивидуального изучения материала учебника или его абзаца (активизация внимания и умственной концентрации, развитие памяти,мышления)
-эксперимент. (этапы познания: проблема – гипотеза – закон – теоретическое следствие – практика)
-демонстрационнй виртуальный эксперимент ( с учащимся или группой учащихся)
Без моделей в физике и химии невозможно продвинуться вперед. Этим методом приходится пользоваться, когда учащиеся знакомятся с физическими и химическими теориями и учатся их применять. Этапы метода моделирования:
-Создание модели – самостоятельность ограничена;
-Работа с моделью – преобладает творческая, самостоятельная деятельность учащегося.
6.Этап применения знаний и закрепление изученного материала.
-индивидуальное решение задачи у доски
-тесты (упрощённые)
7. Этап итога урока.
-рефлексия (взгляд назад:Что делал на уроке? Что получил?...)
-высказывается каждый ученик (Что мы сегодня изучили на уроке?....)
2. Информационно-коммуникативные технологии
Физика – один из тех учебных предметов, при обучении которому ИКТ могут быть применены в различных вариантах.
Цель ИКТ - сбор, обработка, хранение, распространение, отображение и использование информации в интересах учащихся.
Задачи применения ИКТ в обучении:
- овладение компьютерной грамотностью учителем и учениками;
- обеспечение использования компьютеров в процессе
изучения физики, химии ;
-обеспечение индивидуального учебного процесса;
-повышение качества наглядности учебного процесса;
-поиск информации посредством Интернет;
-моделирование изучаемых процессов или явлений;
-организация групповой работы;
-организация контроля со стороны учителя.
Моей опыт использования ИКТ:
-использую готовые программные продукты: “Открытая физика”
-презентации по различным темам курсов физики, самостоятельный поиск информации в Internet;
-индивидуальную работу на компьютере (тестирование, выполнение виртуальных лабораторных работ.
Для контроля знаний при проведении контрольных, самостоятельных работ и зачётов, удобно использовать тесты и задачи разной сложности, предлагаемые в курсе “Открытая физика 1.1", поэтому можно варьировать их, составляя свои задания. Тесты я распечатываю на каждого ученика, поэтому мною накоплены комплекты раздаточного материала по всем классам, позволяющие экономить время при проведении различных видов контроля знаний.
При работе с компьютером повышается интерес учащихся к физике, ресурсы личности учащегося, развивается творческий потенциал, расширяется кругозор, происходит связь теории и практики. Использование в современной школе новых информационных технологий – это не дань моде, а назревшая необходимость завтрашнего дня.
3. Проблемного обучения.
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации
– проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Моей опыт применения проблемного обучения:
Свою работу веду по направлениям:
Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.
Проблемные задачи, включая задачи с межпредметным содержанием.
Проблемный эксперимент.
При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. Как правило, в таких задачах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.
Например. На уроке «Сила трения» 7кл.
-Имеются два шнура: шелковый и льняной. Какой шнур вы предпочтете для завязывания мешка?
Например. На уроке «Давление» 7кл.
-Почему у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?
При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача — это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественноro и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач можно познакомить учащихся с достижениями науки и техники, воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю, характер, целеустремленность. Процесс решения задач также является средством контроля знаний и умений учащихся.
Например. На уроке «Скорость» 7кл.
Проблемная задача. В 1966 г. атомные подводные лодки впервые в мире осуществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой средней скоростью они двигались?
При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а также междувеличинами, характеризующими свойства тел. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Широкое применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.
Например. На уроке «Инерция» 7кл.
Такие простые опыты, как выдергивание листа бумаги из-под стакана с водой, выбивание щелчком картонки из-под лежащей на ней монеты, очень удачны, но можно предложить учащимся сделать и другой опыт. Несколькими быстрыми шагами пронести тарелку с жидкостью и, резко остановившись, поставить ее на стол. В каком направлении выливается жидкость и почему? (Жидкость по инерции выплескивается в направлении предыдущего движения тарелки.)
4. Проектная технология.
Этот технология появилась в США к 1919 году. В России она получила широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов». Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика.
Главный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни».
Как известно,физика- это наука и теоретическая и экспериментальная. Развить интерес к науке , её применению в повседневной жизни и на практике, совершенствованию практических умений и навыков, творческих способностей учащихся позволяет проектно- исследовательская деятельность. Наука становится увлекательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.
На уроках физики и во внеуроной деятельности проектно-исследовательская деятельность имеет широкое применение.
В 2019 г мною был разработан и реализуется индивидуальный проект «Физика и техника в быту». Проект долгосрочный и поэтому были запланированы и проводятся разные мероприятия.
Например:
1.Презентации по разным темам: («Давление в природе и технике»)
2.Беседы: («Диффузия и её применение в жизни», «Конвекция в природе и в быту», «Испарение, кипение, кристаллизация. Изучение процессов, происходящих на кухне». «Теплопроводность в повседневной жизни и на производстве. Учёт теплопроводности при использовании различных материалов в строительстве, «Оптические приборы, используемые в жизни (лупа, очки, фотоаппарат, бинокль).
3. Лекция: Сообщающиеся сосуды используемые в быту.Водопровод Лекция: «Влажность. Учёт влажности в повседневной жизни и на производстве».
Практическая работа: «Исследование кристаллических и аморфных тел».
Практическая работа: «Сборка простейшего электромагнита (из гвоздя и проволоки) и испытание его действия.
Практическая работа: «Определение фокусного расстояния и оптической силы очков».
4. Решение нестандартных качественных и расчётных задач по разным темам («Расчёт давления, производимого на дно сосуда (бака, летнего душа) «Расчёт мощности, развиваемой пылесосом за 10 минут работы», «Расчёт работы паяльника за 1 час»).
5. Решение экспериментальных задач по разным темам:(«Определение давления жидкости на дно стакана», «Определение силы давления деревянного бруска на стол при помощи линейки», «Исследование электромагнитной индукции при помощи катушки , магнита и батарейки»).
Практические и экспериментальные работы я проводила с доступными приборами, которые приносила для исследования учащимся на уроки. Учащиеся школы создают свои собственные проекты.
Обсуждение тем будущих проектов начинается на первых уроках в начале учебного года и часто название работы определяется не сразу. Выбор темы исследования – не простой момент, как для ученика, так и для учителя. Учащиеся могут предложить свою тему или я как руководитель предлагаю выбрать тему из списка.Заинтересовать учащихся можно и таким приёмом, как создание конечного продукта проекта.Так, например, можно предложить создать модель электроскопа и появится проект: «Статическое электричестово. Вред и польза». Предлагаю создать конвекционную вертушку для проекта: «Конвекция в природе и в повседневной жизни».
Подготовка и организация проектно- исследовательской работы состоит из нескольких этапов:
Выбор тем проектов.
Выдвижение гипотез, постановка целей и задач.
Сбор необходимой информации.
Выполнение исследования учащимися.
Совместный анализ, разбор и исправление недоработок перед предзащитой и защитой проекта.
Защита проектов перед школьной комиссией.
При выполнении исследовательских работ учащимися10-11-х классов, есть необходимость серьезной работы с литературой. Приобщаясь к научному поиску, учащиеся учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов,статей. Они учатся анализировать материал, обрабатывать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики (и химии).
В качестве примера хочу привести создание учащимся 11 «А» класса следующего проекта:
«Исследование влияния электромагнитных полей бытовых приборов на жизнь человека».
Гипотеза:электромагнитные волны бытовых приборов не оказывают отрицательного влияния на здоровье и жизнедеятельность человека.
Цель проекта: Исследовать электромагнитные волны бытовых приборов и доказать гипотезу.
Задачи проекта:
1. Изучить информацию по данной теме;
2. Изучить инструкции бытовых приборов;
3. Выявить степень опасности электромагнитных волн для здоровья человека;
4. Предложить способы защиты от электромагнитного излучения приборов в быту;
5. Убедиться в правильности гипотезы;
6. Сделать выводы;
7. Разработать рекомендации по защите от электромагнитного излучения;
Вид проекта: индивидуальный, исследовательский.
Основные методы исследования:
-изучение литературы и дополнительного материала (паспортов бытовых приборов);
-анализ;
-сравнение;
-структурирование.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованны в повседневной жизни для учёта влияния и применения мер защиты от электромагнитного излучения.
Продукт проекта: презентация и буклет- памятка с правилами использования техники, рекомендациями к покупке новой.
При выполнении проекта учащийся убедился, что гипотеза не подтвердилась и электромагнитные волны, излучаемые бытовыми приборами, оказывают орицательное влияние на организм человека и его жизнь.Однако, мы знаем, что обойтись в современной жизни человеку без того же компьютера, телевизора, пылесоса,СВЧ- печи почти не возможно. Но если знать о мерах защиты, то можно сильно уменьшить их влияние.
В представленной работе поставленная цель –достигнута, задачи решены.
Учащиеся 10-11 классов в течение года работали и над другими интересными проектами и осуществили в конце года по ним предзащиту и защиту:
- «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью»;
- «Витамины и их роль в жизни человека»;
- «Создание моделей приборов, демонстрирующих электромагнитные поля и ЭМИ»:
- «От лучины до электричества»;
- «М.Ломоносов- великое достояние России».
При подготовке к предзащите и защите проектов я стремлюсь уделять особое внимание:
1. Качеству будущего выступления.
2. Объему и глубине знаний.
3. Манере и культуре речи.
4 .Полноте и аргументированности ответов на вопросы.
Применение проектной технологии позволяет достичь всех результатов, сформулированных в ФГОС- предметных, личностных и метапредметных. А именно: выбор интересующей темы, поиск информации, анализ, переработка материала, планирование действий, самоконтроль, оценка результатов, развитие речи, отстаивание своего мнения и убеждений.
В результате реализации индивидуального проекта учащиеся приобретают следующие метакомпетенции:
- углубленные знания по основным разделам физики;
- умение пользоваться источниками информации и учебной литературой;
- умение ориентироваться и самостоятельно применять знания на практике;
- знание устройства приборов и принципа их работы;
- умение диагностировать и устранять мелкие неисправности приборов;
- знание правил техники безопасности при использовании приборов в поседневной жизни.
5.Игровые технологии
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли и т.д.). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
-дидактическаяцель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры
-учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии занимают важное место в учебно- воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1.правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2.игра стимулируетумственнуюдеятельностьучащихся,
развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3.игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Примером приенения игры является внеклассное мероприятие «Физический турнир» для учащихся 8-12 классов. Мероприятие состояло из нескольких конкурсов: «Угадай учёного», «Космический», «Чёрный ящик» и т.д. Конкурс «Космический» был посвящён 165-летию со Дня рождения учёного- изобретателя К.Э. Циолковского и имел важное значение:
-воспитание чувства патриотизма;
-воспитание уважения к творцам и людям науки, техническим изобретениям.
Во время конкурса учащиеся должны были ответить на вопросы «Космической викторины» и показать свои знания по Астрономии. Как учитель могу отметить, что в ходе проведенияучащиеся проявили не столько знания по предмету,сколько свои творческие способности, смекалку, находчивость, и логическое мышление.
Что даёт проведение подобных мероприятий учащимся:
-повышение уверенность в себе и своей самооценки;
-повышение желания творить, реализовываться и само выражаться;
-повышение чувства ответственности за себя и других;
-повышение чувства единства с коллективом.
Игра является моделью игры как таковой. Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности.
6.Здоровьесберегающие технологии
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, воспитав у него культуру здоровья. Тогда ученик будет заботиться не только о своем здоровье но и бережно относиться к здоровью других людей. На своих уроках:
- учитываю обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха
- провожу смену видов учебной деятельности для учащихся;
-меняю виды преподавания: словесный, наглядный, компьютерный;
-задаю самостоятельные задания согласно возрастным критериям;
-в содержательную часть урока вношу вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни (физика, химия-Инструктаж по Технике безопасности). Так же применяю технологии при проведении демонстрационных экспериментов, фронтальных и индивидуальных лабораторных работ. А также в исследовательской и проектной деятельности.
Например,при изучении темы: «Поршневой насос» рассматриваются принципы действия насосов, прессов, простых механизмов, в 8и 11 классе- электроприборов, проводятся лабораторные работы со стеклянном оборудованием, сборкой электрических цепей. В связи с чем появляется необходимость соблюдения правил техники безопасности и при выполнении лабораторных работ, и при проведении демонстрационных экспериментов.Так же говорю о действии э-м волн электроприборов, современных гаджетов на здоровье человека и о способах его сохранения.
7.Заключение
В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как предметных,так и метапредметных знаний, умений, навыков учащихся.При обучении физике возникают большие возможности для достижения этих целей. И как бы высоко не шагнул научно – технический прогресс мы сможем реализовать новые цели, закрепленные в Законе РФ «Об образовании» и получить высокоразвитую личность с нестандартным типом мышления, владеющую предметными, метапредметными знаниями и умениями, умеющими применять их в динамично развивающейся действительности физического мира.
8.Литература
Е. В. Бондаревская- Теория и практика личностно-ориентированного образования
В.Х.Килпатрик-Метод проектов
Современные образовательные технологии-https://nsportal.ru/user/528699/page/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii
https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/POzotova.pdf-Методические рекомендации для учителей по применению технологии проблемного обучения на уроках физики в 7-9 классах