СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: проблемы реализации и перспективы совершенствования

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: проблемы реализации и перспективы совершенствования

Просмотр содержимого документа
«Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: проблемы реализации и перспективы совершенствования»






В. С. Новиков



Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: проблемы реализации и перспективы совершенствования











Клин - 2020










Рассчитана на сотрудников правоохранительных органов, курсантов и адъюнктов образовательных учреждений системы МВД России, а так же может быть использована студентами и преподавателями в процессе преподавания учебных дисциплин "Конституционное право РФ", "Уголовное право РФ", "Криминология", "Уголовно – исполнительное право" и "Юридическая конфликтология"





















© Новиков В. С. , 2020 г.


Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 22 февраля 2019 г.

Заказ № Тираж 500 экз.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

§ I. Юридические основания 4

§ 2. Порядок применения огнестрельного оружия 9

§ 3. Цель применения огнестрельного оружия 14

§ 4. Юридические условия правомерности 15

§ 5. Пределы реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст. ст.18 - 24 Закона РФ "О полиции" сотрудниками полиции в конфликтных ситуациях пресечения нападения

посягающих 18

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Приложения 23































Введение


Актуальность темы. Мы все знаем, что приоритетными задачами сотрудников полиции являются защита конституционных прав и свобод граждан.

Уголовно-правовая проблема гарантий личной физической безопасности вооруженных сотрудников полиции стала в экономических, политических, правовых условиях развития общества и криминогенной ситуации в России одной из актуальных, так как уголовно-правовое обеспечение сотрудников полиции по данной проблематике не отвечает современным потребностям практики. Однако многие уголовно-правовые проблемы, имеющие практическую значимость, не получили должного научного освещения, что и предопределило выбор темы исследования.

Объект исследования. Общественные отношения, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение уголовно-правовых отношений, когда сотрудники полиции находятся в состоянии необходимой обороны.

Предметом исследования являются:

а) нормы права, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками полиции;

б) данные официальной статистики за 2010 - 2013 годы;

в) материалы служебных проверок и уголовные дела, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками полиции при исполнении служебных обязанностей;

г) судебная практика по данной проблематике[8, с.3-7];

д) научные и учебно-методические работы.

Исходная гипотеза исследования. Своевременность и правомерность применения огнестрельного оружия прямо пропорциональны уровню профессиональной обученности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия в конфликтных ситуациях пресечения нападения посягающих;

Цель исследования. Разработать концепцию уголовно-правового обеспечения, направленную на совершенствование теории и практики своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции на упреждение активных противоправных насильственных действий правонарушителей, чтобы не стать жертвой криминального конфликта и при этом одновременно эффективно выполнять свои служебные обязанности при решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения этой цели предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:

- проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;

- сформулировать предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм, регламентирующих правовой режим применения огнестрельного оружия, с учетом действующего законодательства и криминогенной ситуации в России;

- разработать единые (общие) правовые универсальные критерии для состояния необходимой обороны: юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы (реально возможно допустимые ст.37 УК России) своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции [7, ст.37].

Методология и методы исследования. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, формализованное, фокусированное и свободное интервью, включенное наблюдение, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые раскрывается концепция уголовно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных сотрудников полиции на базе новой юридической литературы по данной проблематике, действующего законодательства России, а также с учетом судебной практики, криминогенной ситуации в России, особенностей и специфики служебной деятельности сотрудников полиции.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке автором концепции уголовно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных сотрудников ОВД.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложения и рекомендации могут быть использованы:

- в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства России;

- в правоприменительной деятельности при уголовно-правовой оценке фактов применения оружия сотрудниками ОВД;

- в педагогической деятельности в образовательных организациях системы МВД России в процессе преподавания курса уголовного права, а также в системе служебной подготовки;

- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке проблем уголовно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных сотрудников ОВД;

- при разработке методических рекомендаций по вопросам профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия;

- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, учебно-методических материалов, лекций, учебных пособий и учебников;

- при подготовке справочных и методических материалов по проблемам применения и использования огнестрельного оружия.

Апробация результатов исследования и внедрение. Апробация результатов исследования выразилась в подготовке текста ст.45 Конституции РФ, ст.ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.ст.19,23 и 24 Закона РФ "О полиции", которые направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


§ I. Юридические основания


Статьи 19,23 и 24 Закона РФ "О полиции" устанавливают перечень конфликтных ситуаций, при наличии которых разрешено применение огнестрельного оружия сотрудникам полиции.

В каждом из перечисленных в Законе случаев применения (использования) огнестрельного оружия имеют место состояние необходимой обороны, либо крайней необходимости, либо ситуация задержания лица, совершившего преступление [13, с.4].

Статьи 19,23 и 24 Закона РФ "О полиции" по "существу конкретизируют общие положения законодательства о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"[16, с.7].

Руководствуясь ст.ст.37,38,39 УК РФ ст.19, ч.ч.1 и 3 ст.23 и ч.1 ст.24 Закона РФ "О полиции", можно выделить конфликтные ситуации, когда сотрудники полиции находятся в состоянии необходимой обороны.

Рассмотрим криминальные ситуации, когда сотрудники полиции находятся в состоянии необходимой обороны, используя единые (общие) правовые универсальные критерии.

Юридическим основанием возникновения обязанности своевременно и правомерно применять огнестрельное оружие в целях поражения или нейтрализации посягающих для сотрудников полиции уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции"[15, с.34-37].

Таблица №1



Всего официально зарегистрировано фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД в состоянии необходимой обороны за 1993 - 2001 годы



№п/п







Годы


Всего фактов применения оружия в состоянии необходимой обороны

Объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции"

Сотрудник полиции

Гражданин

Другие объекты уголовно-правовой охраны

1

2

3

4

5

6

1

1993

2065

1365

360

340

2

1994

1352

885

169

298

3

1995

1362

799

153

410

4

1996

798

585

61

152

5

1997

660

444

43

173

6

1998

551

389

26

136

7

1999

694

495

26

173

8

2000

614

386

15

213

9

2001

460

434

13

13

Если мы проанализируем факты применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в состоянии необходимой обороны, то можем сделать вывод, что это тревожные данные официальной статистики.

Таблица №2

Тревожные данные официальной статистики за 1993 - 2001 годы


Объекты уголовно- правовой охраны

Всего официально зарегистрировано фактов применения оружия за 1993-2001 годы.

93 г.

94 г.

95 г.

96 г.

97 г.

98 г.

99 г.

00г.

01г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего официально

зарегистрировано

фактов

2819

1849

1747

1062

811

700

832

614

544

вВ

цц

е

л

я

х

ц

П.1 ч.1 ст.15 Закона РФ «О милиции»

360

169

153

61

43

26

26

15

13

Отраж. напад. на сотр. ОВД, когда его жизнь или здор. подв. опас.

1136

7703

6637

4442

3338

2279

3388

310

253

Пресеч. попыт. завлад. оружием сотр. ОВД

229

182

162

143

106

110

107

76

75

Освобожд заложн

33

9

11

9

9

9

11

3

2

Задерж. лица, заст. при соверш. тяжк. прест. против жизни, здор. или собств.

647

415

337

209

111

109

116

93

66

Оказ. воор. сопротивл.

255

258

389

130

152

121

151

96

106

П.5 ч1 ст15 Закона РФ «О милиции»

47

26

8

10

12

5

11

1

10

Прес. поб. из-под стражи лиц, указ в п6 ч.1 ст.15 Закона РФ «О милиции»

107

80

48

61

40

40

22

20

19

Прес. попыт. нас осв. этих лиц

5

5

2

3

0

1

0

0

1

Погибло сотр. ОВД при исп служ. обяз.

183

190

246

319

256

255

327

456

425

Ран сотр. ОВД при исп. служ .обяз.

572

464

509

610

515

474

707

1125

451


Таблица №3


Всего официально зарегистрировано фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД в целях самозащиты


№ п/п

Годы

Объекты посягательства

Из них посягательств

Всего фактов применения оружия в состоя нии необхо димой обороны

Из них неправомерно

Жизнь и здоровье сотрудни ка ОВД

Ору жие сотрудника ОВД

С использованием огнестре льного оружия

На сот-рудника в форменной одеж де

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1993

1136

229

340

249

2065

2

2

1994

703

182

130

103

1352

3

3

1995

637

162

188

154

1362

4

4

1996

442

143

129

104

798

1

5

1997

338

106

114

87

660

2

6

1998

279

110

109

88

551

3

7

1999

388

107

168

139

694

7

8

2000

310

76

102

88

501

10

9

2001

253

75

92

81

460

8


Таблица №4


Тревожные данные официальной статистики за 1993 - 2001 годы


№ п/п

Годы

Всего фактов применения оружия в состоянии необходи.мой обороны

Из них в целях защиты объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.15 Закона РФ «О милиции»

В целях самозащиты

В целях защиты жизни и здоровья граждан

В целях защиты других объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.15 Закона РФ «О милиции»

1

2

3

4

5

6

1

1993

2065

1620

360

85

2

1994

1352

1143

169

40

3

1995

1362

1188

153

21

4

1996

798

715

61

22

5

1997

660

596

43

21

6

1998

551

510

26

15

7

1999

694

657

26

11

8

2000

501

485

15

1

9

2001

460

434

13

13


Таблица №5


Тревожные данные официальной статистики за 1993 - 2001 годы


Данные официальной статистики за 1993 – 2001 г.г.

993 г.

994 г.

995 г.

996 г.

997 г.

998 г.

999 г.

000 г.

001 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего официально зарегистрировано фактов применения оружия сотрудниками


2819


1849


1747


1062


811


700


832


614


544

Погибло и ранено сотрудников ОВД при исполнении служебных обязанностей.


755


654


755


929


771


729


1034


1581


876



Таблица №6


Тревожные данные официальной статистики за 1993 - 2001 годы


№ п/п

Годы

Всего фактов

В состоянии

В том числе неправомерно в состоянии

При менения

Испо льзо вания

Ст. 37 УК

Ст. 38 УК

Ст. 39 УК

Ст. 37 УК

Ст. 38 УК

Ст. 39 УК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1993

2819

12675

2065

754

12675

43

30

71

2

1994

1849

12567

1352

497

12567

31

6

41

3

1995

1747

12578

1362

385

12578

16

4

45

4

1996

1062

9760

798

264

1062

10

2

37

5

1997

811

8224

660

151

8224

6

3

27

6

1998

700

7359

551

149

7359

4

1

27

7

1999

832

7030

694

138

7030

11

2

114

8

2000

614

5008

5501

113

5008

10

2

115

9

2001

544

4687

460

85

4687

8

2

12


Если мы проанализируем тревожные данные официальной статистики за 1993 - 2001 годы, то можем сделать следующие выводы:

- сотрудники полиции - потенциальные объекты посягательства;

- сотрудники полиции боятся применять огнестрельное оружие в целях самозащиты;

- если сотрудники полиции не боятся применять огнестрельное оружие в целях самозащиты, то они боятся применять огнестрельное оружие в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", так как боятся волокиты и предвзятой проверки материалов служебной проверки прокуратурой;

- сотрудники полиции одновременно проявляют мужество (рискуют жизнью) и низкий уровень профессионального мастерства (профессиональной обученности, психологической подготовленности и стрелковой натренированности).


ВЫВОДЫ:


1. Запрещено сотрудникам полиции обнажать огнестрельное оружие при отсутствии юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.ст.19,23 и 24 Закона РФ "О полиции".

2. Запрещено сотрудникам полиции угрожать огнестрельным оружием (обнажать и приводить его в боевую готовность, производить выстрелы вверх) при отсутствии юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.ст.19,23 и 24 Закона РФ "О полиции", так как физические лица вправе, а сотрудники правоохранительных органов обязаны применять огнестрельное оружие не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности.

3. Сотрудник полиции обязан обнажить огнестрельное оружие и привести его в боевую готовность уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации ст. ст. 19,23 и 24 Закона РФ "О полиции", чтобы иметь реальную возможность (время) применять огнестрельное оружие на упреждение (первым) активных противоправных насильственных действий посягающих [15, с.54-67]..


§ 2. Порядок применения огнестрельного оружия


Порядок применения огнестрельного оружия - три алгоритма юридически обязательных решений и действий сотрудников полиции, которые они обязаны выполнить перед применением оружия, в момент производства прицельного выстрела в целях нейтрализации или поражения посягающих и после применения огнестрельного оружия на месте происшествия [15, с.74-77].

Действующее законодательство России порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в целях нейтрализации или поражения посягающих условно делит на три группы юридически обязательных решений и действий.

Перед применением огнестрельного оружия в криминальном конфликте сотрудник полиции обязан (первая условная группа юридически обязательных решений и действий):

- самостоятельно четко и однозначно уяснить правомерность своих юридически обязательных решений и действий;

- обнажить огнестрельное оружие, привести его в готовность и при этом одновременно сообщить посягающему о своей принадлежности к полиции, используя слова "Полиция ! Не двигаться !";

- попытаться пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", путем убеждения (ч.1 ст.19 Закона РФ "О полиции"), психического принуждения (п.4 ч.3 ст.23 и ст.24 Закона РФ "О полиции") - это общий принцип применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, а именно, приоритетность психического принуждения над физическим;

- четко предупредить посягающего о своем намерении пресечь криминальный конфликт, если он не будет выполнять все законные требования;

- предоставить при этом посягающему достаточно времени для выполнения законных требований, за исключением тех криминальных конфликтов, когда мы обязаны:

а) применять оружие без предупреждения правонарушителя;

б) применять огнестрельное оружие не только без предупреждения правонарушителя, но и при этом используя фактор внезапности;

- соблюдать законность, проявлять сдержанность, выдержку, самообладание, бдительность, ожидать внезапного вооруженного сопротивления, вступать с правонарушителем только в психологическое противоборство и при этом быть психологически готовым применять огнестрельное оружие без предупреждения.

Если посягающий не выполняет законные требования и одновременно сокращает указанное сотрудником полиции расстояние, то сотрудник полиции обязан применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего без предупреждения. Однако сотрудники полиции боятся применять огнестрельное оружие на упреждение.

На вопрос анкеты: "Почему Вы не применяете огнестрельное оружие на упреждение при наличии юридических оснований и условий правомерности?" Респонденты из числа сотрудников полиции ответили следующим образом:

- низкий уровень стрелковой натренированности - 21%;

- низкий уровень профессиональной обученности - 39,4%;

- низкий уровень психологической подготовленности - 38,7%;

- соображения гуманности - 0,9%.

Поэтому на вопрос анкеты: "Как Вы оцениваете свой уровень глубины усвоения знаний института необходимой обороны?" Респонденты ответили следующим образом:

- знания - узнавание - 3%;

- знания - репродукция - 37,4%;

- знания - понимание (первый уровень глубины усвоения обстоятельств, исключающих преступность деяния) - 23,5%;

- знания - убеждение (второй уровень глубины усвоения обстоятельств, исключающих преступность деяния) - 24,3%;

- знания - применение (третий уровень глубины усвоения обстоятельств, исключающих преступность деяния) - 7,7%;

- знания - творчество (четвертый уровень глубины усвоения обстоятельств, исключающих преступность деяния) - 4,1%.

Результаты опроса показали, что сотрудники полиции боятся применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации ст. ст.19,23 и 24 Закона РФ "О полиции", так как имеют низкий уровень профессионально-психологической подготовки к применению оружия.

В момент своевременного и правомерного пресечения криминального конфликта путем вынужденного производства прицельного выстрела на опережение активных противоправных насильственных действий посягающих сотрудник полиции обязан (вторая условная группа юридически обязательных решений и действий):

- руководствоваться, соблюдать, исполнять, использовать и применять единые (общие) правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта с учетом субъектных, объектных, обстановочных юридических и психологических условий и обстоятельств, в которых применяет оружие;

- соблюдать объективные и субъективные ограничения, указанные в ч.5 и 6 ст.23 Закона РФ "О полиции";

- нарушать объективные ограничения, предусмотренные в ч.6 ст. 23 Закона РФ "О полиции", если на сто процентов убежден, что вред будет причинен только правонарушителю;

- соблюдать объективные и субъективные признаки (критерии), предусмотренные в ст.37 УК РФ;

- применять огнестрельное оружие в целях пресечь криминальный конфликт уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.ст.18 - 24 Закона РФ "О полиции":

а) только после предупреждения правонарушителя - первый порядок оперативного пресечения криминального конфликта на месте происшествия сотрудником полиции;

б) только без предупреждения правонарушителя - второй порядок Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

в) не только без предупреждения правонарушителя, но и при этом используя фактор внезапности - третий порядок;

- применять огнестрельное оружие только в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции";

- применять огнестрельное оружие в целях нейтрализации (причинить вред здоровью) или поражения (лишить жизни) только посягающего, а не других граждан, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств;

- стремиться, в зависимости от объектных, субъектных, обстановочных условий, от характера и степени реальной угрозы посягательства и активности посягающих, силы оказываемого сопротивления, к тому, чтобы вред здоровью посягающего, причиненный в результате применения огнестрельного оружия, был минимальным - это основной принцип из свода принципов, которые указаны в принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, а пределы реализации ст.ст.18 – 24 Закона РФ "О полиции" регламентируют ст.37 УК России (для состояния необходимой обороны), ст.38 УК России (для состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление) и ст.39 УК России (для состояния крайней необходимости). Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

После применения огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан (третья условная группа юридически обязательных решений и действий):

- проявлять бдительность (ожидать внезапного вооруженного сопротивления), соблюдать меры предосторожности и при этом обеспечить оказание первой помощи всем физическим лицам, которым причинен вред здоровью в результате применения оружия;

- обеспечить охрану места происшествия, когда в результате применения огнестрельного оружия имеются смерть, ранения физических лиц или причинен значительный материальный ущерб юридическим или физическим лицам.;

- не подпускать к месту происшествия посторонних граждан, не подбирать стрелянные гильзы, не чистить оружие, которое ставится только на предохранитель;

- выявить очевидцев, которые наблюдали динамику криминального конфликта;

- не взаимодействовать со средствами массовой информации;

- в течение 24 часов с момента применения огнестрельного оружия в целях нейтрализации или поражения посягающих доказать своим рапортом, что огнестрельное оружие в криминальном конфликте вынужденно обязан был применять на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст.ст.19,23 и 24 Закона РФ "О полиции";

- передать огнестрельное оружие оперативному дежурному, если это целесообразно, руководствуясь действующим законодательством РФ. При этом сотрудник полиции обязан немедленно сообщить оперативному дежурному о применении огнестрельного оружия в целях пресечь криминальный конфликт и о принятых мерах по оказанию первой помощи физическим лицам и охране места происшествия;

- в составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Оперативный дежурный обязан:

- по возможности наиболее полно и точно выяснить у сотрудника полиции данные о времени, месте и обстоятельствах, в которых применялось оружие, а также о результатах применения огнестрельного оружия и установочные данные очевидцев криминального конфликта;

- принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до прибытия группы немедленного реагирования и следственно-оперативной группы;

- немедленно организовать выезд на место происшествия сотрудников групп немедленного реагирования, криминальной полиции, участкового уполномоченного полиции, обслуживающего данную территорию, а при наличии нарядов патрульно-постовой службы направить их к месту происшествия для оказания помощи сотруднику полиции, применившему оружие;

- немедленно направить на место происшествия следственно-оперативную группу;

- вызвать скорую помощь на место происшествия;

- уведомить прокурора о факте применения или использования огнестрельного оружия, если имеются смерть, ранение физических лиц или причинен значительный материальный ущерб юридическим или физическим лицам;

- зарегистрировать сообщение сотрудника полиции о факте применения или использования огнестрельного оружия в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;

- поддерживать связь с направленными на место происшествия сотрудниками полиции для получения постоянно дополнительной информации об оперативной обстановке с целью принятия дополнительных силовых, режимных и оперативно-розыскных мероприятий.

Руководитель территориального органа или подразделения полиции обязан:

- уведомить прокурора о факте пресечения криминального конфликта путем применения или использования оружия;

- изолировать сотрудника полиции от любопытствующих граждан, сотрудников полиции и особенно от средств массовой информации;

- оказать первую, физическую и психологическую помощь сотруднику полиции, если она ему необходима;

- уведомить в реально возможно короткий срок родственников сотрудника полиции, если ему причинен вред здоровью в криминальном конфликте,

- подготовить сообщение для средств массовой информации и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о сотрудниках полиции, принимавших участие в пресечении криминального конфликта;

- предоставить сотруднику полиции краткосрочный отпуск для стабилизации психического состояния;

- сообщить коллегам по службе о том, что произошло, чтобы они не беспокоили сотрудника полиции, применившего оружие;

- использовать средства массовой информации на месте происшествия в целях формирования отрицательных эмоций к правонарушителю, который уже совершил или покушался совершить посягательство на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции";

- контролировать слухи, чтобы оперативно их нейтрализовать через средства массовой информации и другие авторитетные источники внушения;

- использовать средства массовой информации для формирования позитивного общественного мнения в населенном пункте о профессиональной деятельности сотрудников полиции;

- рассмотреть материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия и:

а) утвердить заключение служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия, если сотрудник полиции правомерно реализовал ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.ст.37,38 или 39 УК РФ и ст. ст. 18 - 24 Закона РФ "О полиции";

б) передать заключение и материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия в прокуратуру, если усмотрел повод и основание (имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления) к возбуждению уголовного дела в деяниях сотрудника полиции, который применял или использовал оружие;

- сообщить результаты этой служебной проверки гражданам населенного пункта через средства массовой информации, а также сотруднику полиции, применившему или использовавшему оружие.

ВЫВОД


Чтобы сотрудники полиции действовали уверенно в криминальных конфликтах и при этом не боялись применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих, им нужна убежденность в правомерности собственных юридически обязательных решений и действий перед применением огнестрельного оружия, в момент производства прицельного выстрела на поражение правонарушителей и после применения огнестрельного оружия. Уверенность и убежденность сотрудников полиции зависят от их уровня уголовно-правовой подготовки к применению огнестрельного оружия.


§ 3. Цель применения огнестрельного оружия


Цель применения огнестрельного оружия сотрудником полиции заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", и при этом не допустить повреждения этого исключительного круга объектов уголовно-правовой охраны путем вынужденного причинения вреда здоровью или смерти посягающему [15, с.94-107]..

Цель применения огнестрельного оружия - юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны от преступлений против личности. Если мы все криминальные конфликты условно разделим на естественные и искусственные, то можно выделить две условные группы преступлений против личности:

- предлог необходимой обороны - использование естественных благоприятных объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий преступными группами для достижения своих близких, средних и далеких профессиональных преступных целей, а не в целях самозащиты или защиты исчерпывающего круга объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции";

- провокация необходимой обороны - искусственное создание благоприятных объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий преступными группами для достижения своих близких, средних и далеких профессиональных преступных целей, а не в целях самозащиты или в целях защиты исключительного перечня объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции".

ВЫВОД


Цель применения огнестрельного оружия - юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны от преступлений против личности.


§ 4. Юридические условия правомерности


Необходимая оборона - это своевременная и правомерная защита объектов уголовно-правовой охраны и некоторых объектов административно-правовой охраны от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства, осуществляемая сотрудниками полиции путем причинения вреда здоровью (или смерти) только посягающего в результате реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции России, ст.37 УК России и ст.ст.18 -24 Закона РФ "О полиции", если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики: возможность и действительность, мы можем юридические условия правомерности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции разделить на следующие две условные группы [15, с.184-207]:

- условия правомерности, определяющие реальную возможность своевременного и правомерного применения табельного (нетабельного) огнестрельного оружия сотрудниками полиции;

- условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Юридические условия правомерности разработаны учеными и сформулированы судебной практикой в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. №14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление".

Первое условие правомерности - реальная угроза объективно общественно опасного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции".

Под объективно общественно опасным посягательством следует понимать деяние, предусмотренное Особенной частью УК России, независимо от того, привлечено ли лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от нее в связи с невменяемостью, не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям. Поэтому для возникновения обязанности своевременно и правомерно применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих не требуется, чтобы реальная угроза посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", подпадала под признаки состава преступления.

Сотруднику полиции достаточно установить, что реальная угроза посягательства на вышеуказанные объекты уголовно-правовой охраны является объективно общественно опасным и по объективным признакам состава преступления (объект преступления и объективная сторона преступления) воспринималась сотрудником полиции как реальная угроза объективно общественно опасного посягательства.

Второе юридическое условие правомерности - наличность реальной угрозы посягательства на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции".

Наличность - это те временные границы (начальный и конечный моменты посягательства), когда сотрудники полиции имеют реальную возможность своевременно и правомерно применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих. Начальный момент во временных границах посягательства закреплен в ч.2 ст.24 Закона РФ "О полиции" с учетом особенностей и специфики профессиональной деятельности сотрудников полиции. Момент фактического прекращения посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", - это конечный момент во временных границах посягательства.

Третье условие правомерности - действительность реальной угрозы посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции". Это условие правомерности является юридическим критерием отграничения между реальной и мнимой необходимой обороной.

Мнимая необходимая оборона - реализация ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.ст.18 - 24 Закона РФ "О полиции" сотрудником полиции против воображаемого (существующего в психике - сознании сотрудника полиции), кажущегося, но в реальной объективной действительности не существующего посягательства на объекты уголовно-правовой охраны и некоторые объекты административно-правовой охраны.

Рассмотрим юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения оружия.

Первое условие правомерности - исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции.

Например, если мы проанализируем п.1 ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", то можем выделить два объекта уголовно-правовой охраны - жизнь и здоровье.

Второе юридическое условие правомерности - вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только посягающего путем реализации ст.ст.19,23 и 24 Закона РФ "О полиции" уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия.

Уголовный кодекс России не предусматривает таких преступлений против личности, как причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, так как необходимая оборона в юридическом значении - причинение вреда посягающему путем применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на упреждение его активных противоправных насильственных действий.

Третье юридическое условие правомерности - своевременность применения огнестрельного оружия сотрудником полиции на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих.

Теория уголовного права и судебная практика признают условие своевременности, но только в ч. 1 и 2 ст.19 Закона РФ "О полиции" законодатель алгоритмизировал это условие правомерности для трех состояний: необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости.

Своевременность и порядок (один из трех алгоритмов) применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягавших являются юридическими критериями отграничения для трех условных групп криминальных конфликтов. Это криминальные конфликты, когда сотрудники полиции обязаны применять оружие:

а) только после предупреждения правонарушителя;

б) только без предупреждения;

в) не только без предупреждения, но и при этом, используя фактор внезапности, переключая внимание посягающих, усыпляя их бдительность.

Результаты опроса сотрудников полиции показали, что 77,4% от числа опрошенных, считают самым сложным при изучении единых (общих) правовых универсальных критериев в образовательных организациях системы МВД России являются пределы (реально возможно допустимые ст.37 УК РФ) своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия.

Поэтому была разработана нижеуказанная таблица №7, которую все граждане России, в том числе и сотрудники полиции могут использовать, когда применяют табельное (нетабельное) огнестрельное оружие в целях самозащиты или в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции".

ВЫВОДЫ:


1. Сотрудник полиции обязан применять огнестрельное оружие уже в момент возникновения (наличность реальной угрозы посягательства -начальный момент во временных границах конкретного посягательства) юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия.

2. Действующее уголовное законодательство России разрешает сотрудникам полиции реализовать ст.ст.18 - 24 Закона РФ "О полиции" только во временных границах (начальный и конечный моменты) посягательства на объекты уголовно-правовой охраны.


§ 5. Пределы реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст. ст.18 - 24 Закона РФ "О полиции" сотрудниками полиции в конфликтных ситуациях пресечения нападения посягающих



Таблица №7


Пределы реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст. ст.18 - 24 Закона РФ "О полиции" сотрудниками полиции в конфликтных ситуациях пресечения нападения посягающих


№ п/п

Реальная угроза посягательств на исчерпывающий перечень объектов криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ «О полиции», и на другие объекты уголовно-правовой охраны (только активные противоправные насильственные действия посягающих)

Пределы применения физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств сотрудниками полиции на упреждение активных противоправных насильственных действий, посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий к реализации статей 18 – 24 Закона РФ «О полиции»

1

2

3

1

Реальная угроза жизни

Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

2

Реальная угроза причинения тяжкого вреда здоровью

Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

3

Реальная угроза причинения средней тяжести вреда здоровью

Любой вред, кроме умышленного лишения жизни посягающего, а по неосторожности – любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

4

Реальная угроза причинения лёгкого вреда здоровью

Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности – любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

5

Реальная угроза причинения побоев

Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности – любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

6

Реальная угроза причинения истязания

Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности – любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

7

Реальная угроза совершения особо тяжкого посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

8

Реальная угроза совершения тяжкого посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

9

Реальная угроза совершения средней тяжести посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности – любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

10

Реальная угроза совершения небольшой тяжести посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

Любой вред по неосторожности, в том числе лишение жизни посягающего. При этом, если сотрудник полиции находился в состоянии необходимой обороны и в результате применения огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы причинил только средней тяжести вред здоровью посягающего, то его юридически обязательные решения и упреждающие насильственные действия всегда правомерны.


ВЫВОДЫ:


I. Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет считать необходимую оборону правомерной по действующему уголовному законодательству России, а, следовательно, правомерным применение табельного (нетабельного) огнестрельного оружия сотрудниками полиции на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению оружия.

2. Превышением пределов необходимой обороны сотрудником полиции признается только умышленное причинение (ч. 3 ст.37 УК РФ) тяжкого вреда здоровью (ч.1 ст.114 УК РФ) или умышленное причинение смерти (ч.1 ст.108 УК РФ) посягающему, т.е. заведомо и явно нецелесообразного (резкого, значительного и при этом очевидного для всех граждан) несоответствия характеру и степени реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", объектным, субъектным, обстановочным юридическим и психологическим условиям, а также обстоятельствам, в которых причинялся нецелесообразный, несоразмерный, без необходимости умышленно тяжкий вред здоровью посягающего или умышленно причинялась смерть посягающему путем применения огнестрельного оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.ст.19,23 и 24 Закона РФ "О полиции".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Уголовно-правовая проблема гарантий личной физической безопасности вооруженных сотрудников полиции стала в новых экономических, политических и правовых условиях развития общества в России одной из актуальных, так как уголовно-правовое обеспечение сотрудников полиции по данной проблематике не отвечает современным потребностям практики. Многие уголовно-правовые проблемы, имеющие практическую значимость, не получили должного научного освещения, что и предопределило выбор темы исследования.

2. Целесообразно разработать концепцию уголовно-правового обеспечения, направленную на совершенствование теории и практики своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции на упреждение активных противоправных насильственных действий правонарушителей, чтобы не стать жертвой криминального конфликта и при этом одновременно эффективно выполнять свои служебные обязанности при решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Концепция уголовно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных сотрудников полиции должна иметь три компонента:

- профессиональную обученность к действиям в криминальных конфликтах против вооруженного правонарушителя;

- психолого-педагогическую подготовленность к действиям в криминальных конфликтах, связанных с применением огнестрельного оружия;

- стрелковую натренированность в объектных, субъектных и обстановочных условиях, максимально приближенных к реальным криминальным конфликтам.

3. Уголовно-правовой компонент в профессиональной обученности сотрудников полиции занимает доминирующее положение. Суды при уголовно - правовой оценке применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в конечном счете руководствуются действующим уголовным законодательством России и судебной практикой по данной проблематике, а не Законом РФ "О полиции", который регламентирует только последовательность юридически обязательных решений и действий сотрудников полиции, когда они находятся в состоянии:

- необходимой обороны (ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции");

- причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление (п.4 и 7 ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции");

- крайней необходимости (ч.3 ст.23 Закона РФ "О полиции").

4. Уголовно-правовая подготовка к применению огнестрельного оружия - это процесс и результат формирования, повышения, поддержания, совершенствования уровня профессиональной обученности в образовательных организациях системы МВД России и в системе служебной подготовки с учетом объектных, субъектных и обстановочных условий и при этом в конфликтных ситуациях:

- пресечения нападения посягающих;

- уголовно-правового задержания правонарушителей;

- устранения источников опасности.

Алгоритм реализации юридических норм - это юридически обязательные решения и действия, которые сотрудники полиции обязаны выполнить в определенной последовательности при реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции России, ст.ст.37,38 и 39 УК России и ст.ст.18 - 24 Закона РФ "О полиции" в целях поражения или нейтрализации физических лиц, чтобы иметь реальную возможность (время) применить огнестрельное оружие на упреждение (первым) активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия.

5. Законодатель в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции" закрепил исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда сотрудники полиции находятся в состоянии:

а) необходимой обороны;

б) причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.

6. Начальный момент, с которого начинается уголовно-правовое задержание, законодателем закреплен в ч.1 ст.38 УК России, где предусмотрено, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление (правонарушитель уже совершил посягательство на объекты уголовно-правовой охраны). Однако применять огнестрельное оружие сотрудник полиции обязан в конфликтной ситуации уголовно-правового задержания, если он был очевидцем тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности (п.4 ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции").

7. Цель применения огнестрельного оружия сотрудником полиции в состоянии необходимой обороны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.23 Закона РФ "О полиции", и при этом не допустить повреждения объектов уголовно-правовой охраны путем вынужденного причинения вреда здоровью или смерти посягающему.

8. В целях усиления гарантий уголовно-правовой защищенности, личной физической безопасности вооруженных сотрудников полиции, повышения эффективности их служебной деятельности при решении задач ОРД и снижения потерь личного состава при исполнении служебных обязанностей, целесообразно совершенствовать конституционно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы, административно-правовые нормы, регламентирующие правовой режим применения и использования табельного (нетабельного) огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

9. Сотрудник полиции переиграет правонарушителей в конфликтных ситуациях пресечения нападения или уголовно-правового задержания, если его уровень профессионального мастерства будет выше, чем у правонарушителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ


  1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. -М., 1993.

  2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277.

  3. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.

  4. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" //Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст.2759.

  5. Федеральной закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" от 25 декабря 1996 г. //Собрание законодательства РФ. 1997. №6. Ст.711.

  6. Федеральный закон от 07.02.2011 №3 – ФЗ «О полиции», который вступает в силу с 01 марта 2011 г.

  7. Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954; 1998. №22. Ст.2332; №26. Ст.3012; 1999. №7. Ст.873; 2001. №26. Ст.2588.


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"


МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


  1. Боровиков В.Б., Попов Л.Л. Условия правомерности применения оружия работниками милиции при задержании преступников. -М., 1985.

  2. Бушуев Г.В. Социальная и уголовно-правовая оценка причинения вреда преступнику при задержании. -Горький, 1976.

  3. Демидов Ю.Н., Базаров Р.А. Реализация сотрудниками милиции уголовно-правовых норм, исключающих преступность деяния. -Челябинск, 1993.

  4. Каплунов А.И. Правовые основы применения и использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия. -СПб., 1997.

  5. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие! (правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции). -М., 1992.

  6. Новиков В.С. Правовые основы применения огнестрельного оружия. -М., 1996.

  7. Новиков В.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования (Уголовно-правовой и криминологический аспекты). -М., 2001.

  8. Соловей Ю.П., Каплунов А.И. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия. -Омск, 1995.


СТАТЬИ


  1. Акимочкин В. Нападение и защита //Российская юстиция. 1998. №1.

  2. Каплунов А., Милюков С. Полномочия милиции по применению и использованию огнестрельного оружия: изменения и дополнения //Уголовное право. 2000. №2.

  3. Новиков В.С. Правовая основа вынужденного применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции //Государство и право. 1996. №1.

  4. Новиков В.С. Применение и использование огнестрельного оружия судебными приставами //Российский судья. 2001. №3.


ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ


  1. Каплунов А.И. Правовые и тактические основы применения милицией огнестрельного оружия. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М.. 1994.

  2. Новиков В.С. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству РФ. Дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1996.








ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В целях совершенствования профессиональной деятельности сотрудников полиции при решении задач оперативно-розыскной деятельности проект новой редакции этих юридических норм необходимо изложить в следующей редакции:

- часть 2 статьи 45 Конституции России дополнить следующими словами "в том числе путем применения огнестрельного оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации своего субъективного права, общественного долга и моральной обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью";


- статью 37 УК России изложить в следующей редакции:


"Статья 37. Необходимая оборона


I. Не является преступлением причинение вреда посягающему в состоянии необходимой обороны уже в момент применения табельного (нетабельного) огнестрельного оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего, хотя и подпадающее формально под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но совершенное в целях пресечь реальную угрозу объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, закрепленные в административно-правовых нормах.

2. Каждый имеет реальную возможность реализовать свое субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, гарантированные ст.45 Конституции России, а для представителей органов власти - это профессиональный долг и служебная обязанность. Защита своих прав и свобод и прав и свобод другого физического лица, общества и государства от реальной угрозы посягательства допускается независимо от потенциальной возможности уклониться от посягательства бегством либо обратиться за помощью к другим лицам или представителям органов власти.

3. Защита от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства против жизни и других активных противоправных насильственных особо тяжких или тяжких посягательств против жизни, здоровья или собственности, разрешена путем причинения посягающему любого вреда, в том числе путем применения огнестрельного оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией активной необходимой обороны для достижения конечной законной цели.

4. Защита от реальной угрозы посягательства, не предусмотренного ч. 3 ст.37 УК России, является правомерной уже в момент причинения вреда посягающему, в том числе путем применения огнестрельного оружия, в целях не допустить повреждения охраняемых Особенной частью настоящего Кодекса объектов уголовно-правовой охраны. Именно в этом заключается сущность, цель и социальная ценность активной необходимой обороны от противоправных насильственных действий посягающего, если при этой не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

5. Превышением пределов необходимой обороны признается только умышленное причинение посягающему вреда, заведомо и явно нецелесообразного (резкого, значительного и очевидного несоответствия для всех граждан) несоответствия характеру и степени реальной угрозы посягательства и обстоятельствам, в которых причинялся нецелесообразный, без необходимости вред посягающему";


- статью 38 УК России изложить в следующей редакции:


"Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

1. Не является преступлением причинение вреда правонарушителю в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, уже в момент его причинения, хотя и подпадающее формально под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но совершенное в целях пресечь реальную возможность у задерживаемого скрыться с места происшествия и уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в органы власти, который уже совершил посягательство на объекты уголовно-правовой охраны, если задерживаемый не выполняет законные требования граждан.

2. Каждый гражданин имеет реальную возможность реализовать свое субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, гарантированные ст.45 Конституции России, а для сотрудников правоохранительных органов - это профессиональный долг и служебная обязанность. Задерживать правонарушителей, которые совершили посягательство на объекты уголовно-правовой охраны можно только в целях задержать и доставить в органы власти.

3. Задерживать физических лиц, указанных в ч.ч.1 и 2 настоящей статьи можно всеми способами, не запрещенными законодательством России, а правонарушителей, которые уже совершили или покушались совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности путем применения огнестрельного оружия уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией юридических норм, регламентирующих правовой режим применения огнестрельного оружия. Момент фактического прекращения посягательства на объекты уголовно-правовой охраны - это начальный момент во временных границах для уголовно-правового задержания, а конечным моментом является истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или давности исполнения обвинительного приговора суда. Именно в этом заключается сущность, цель и социальная ценность законной деятельности граждан, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых в целях уголовно-правового задержания лица, совершившего преступление.

4. Превышением пределов целесообразности и необходимости уголовно-правового задержания признается только умышленное причинение вреда правонарушителю, заведомо и явно нецелесообразного (резкого, значительного и очевидного для всех граждан) несоответствия характеру и степени опасности посягательства, которое совершено задерживаемым лицом, а также объектным, субъектным, обстановочным условиям, в которых причинялся явно нецелесообразный, без необходимости, не вызываемый обстоятельствами уголовно-правового задержания вред задерживаемому лицу";


-статью 39 УК России изложить в следующей редакции:


"Статья 39. Крайняя необходимость


1. Не является преступлением причинение вреда правоохраняемым объектам уголовно-правовой охраны в состоянии крайней необходимости уже в момент причинения вреда физическим или юридическим лицам, в том числе и путем использования огнестрельного оружия в целях устранения источников опасности, непосредственно угрожающих жизни и здоровью людей, их правам и свободам, обществу или государству, хотя и подпадающее формально под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, если эти источники опасности при данных объектных, субъектных, обстановочных условиях, а также обстоятельствах нельзя было устранить иными способами (средствами), и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Каждый вправе реализовать свое субъективное право, общественный долг и моральную обязанность в целях защиты объектов уголовно-правовой охраны, гарантированные ст.45 Конституции России, а для представителей органов власти эта социально полезная деятельность является профессиональным долгом и служебной обязанностью.

3. Превышением пределов крайней необходимости признается только умышленное причинение вреда правоохраняемым объектам уголовно-правовой охраны, заведомо и явно нецелесообразного (резкого, значительного и очевидного для всех граждан) несоответствия характеру и степени опасности или потенциальной опасности, непосредственно угрожающей объектам уголовно-правовой охраны, и обстановке, в которой устранялись источники опасности, когда физическим или юридическим лицам причинялся вред равный или более значительный, чем предотвращенный";


- статью 19 Закона РФ "О полиции" изложить в следующей редакции:


"Статья 19. Юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Сотрудники полиции обязаны проходить специальную профессионально-психологическую подготовку в образовательных учреждениях системы МВД России и в системе служебной подготовки, а также ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в криминальных конфликтах, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники полиции обязаны применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в конфликтных ситуациях, предусмотренных настоящим Законом в целях:

- пресечь реальную угрозу нападения посягающих;

- задержать и доставить правонарушителей в органы власти;

- устранить источники опасности.

Юридические основания - это конкретные неправомерные активные противоправные насильственные действия физических лиц, с которыми юридические нормы связывают возникновение обязанности у сотрудников полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:

- обнажить огнестрельное оружие, привести его в боевую готовность и одновременно подать команду "Полиция! Не двигаться!";

- предупредить физическое лицо о своем намерении их применить, предоставив при этом правонарушителю достаточно времени для выполнения законных требований, - первый порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

- применять их без предупреждения, когда предупреждение в создавшихся обстоятельствах является реально невозможным или нецелесообразным - второй порядок;

- применять их не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание правонарушителей, усыпляя их бдительность, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или нецелесообразным - третий порядок;

- соблюдать законность, проявлять сдержанность, выдержку, самообладание, бдительность, решительность, ожидать внезапного вооруженного сопротивления, вступать с правонарушителями только в психологическое противоборство при наличии юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия и при этом быть всегда психологически готовым применять его без предупреждения;

- соблюдать объективные и субъективные ограничения, предусмотренные настоящим Законом;

- соблюдать юридические условия правомерности для конфликтных ситуаций пресечения нападения посягающих, уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности;

- соблюдать объективные и субъективные признаки (критерии), указанные в ст.ст.37,38 и 39 УК России;

- стремиться причинить правонарушителю минимальный вред его здоровью;

- соблюдать пределы (реально возможно допустимые ст.ст.37,38 и 39 УК России) своевременной и правомерной реализации ст.ст.18 - 24 настоящего Закона;

- соблюдать последовательность (выбирать один из трех порядков) юридически обязательных решений и действий, которая зависит от характера и степени опасности посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, времени, места, способа посягательства, объектных, субъектных, обстановочных условий, а также обстоятельств, в которых возникают юридические основания и условия правомерности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

- преследовать правонарушителей гласно и негласно до тех пор, пока они не будут задержаны;

- обеспечить предоставление первой помощи всем раненным физическим лицам в самые кратчайшие сроки;

- обеспечить охрану места происшествия, когда в результате их применения имеются смерть, ранения физических лиц или причинен значительный материальный ущерб физическим или юридическим лицам;

- сообщить немедленно об этом оперативному дежурному;

- выявить очевидцев, которые наблюдали динамику криминального конфликта;

- не взаимодействовать со средствами массовой информации;

- передать огнестрельное оружие оперативному дежурному, если это целесообразно, руководствуясь действующим законодательством России;

- представить в течение 24 часов с момента применения или использования огнестрельного оружия рапорт руководителю территориального органа или подразделения полиции по месту своей службы или по месту его применения или использования.

Руководитель территориального органа или подразделения полиции по месту службы или по месту применения или использования огнестрельного оружия обязан:

- оказать первую, физическую и психологическую помощь сотруднику полиции, если она ему необходима;

- изолировать сотрудника полиции от любопытных граждан, сотрудников полиции и особенно от средств массовой информации;

- уведомить прокурора о факте применения или использования огнестрельного оружия;

- уведомить в реально возможный срок родственников сотрудника полиции, если ему причинен вред здоровью;

- предоставить сотруднику полиции краткосрочный отпуск для стабилизации психического состояния;

- сообщить коллегам по службе о том, что произошло, чтобы они не беспокоили сотрудника полиции, применившего огнестрельное оружие;

- объяснить сотруднику полиции, что будет проведена служебная проверка, и почему он обязан написать рапорт;

- обеспечить, чтобы родственники или близкие друзья раненых или пострадавших физических лиц уведомлялись в как можно более короткий срок;

- подготовить сообщение для средств массовой информации и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о сотруднике полиции, который применил оружие;

- использовать средства массовой информации для формирования позитивного общественного мнения в населенном пункте о профессиональной деятельности сотрудников полиции;

- контролировать слухи, чтобы своевременно их нейтрализовать через авторитетные средства массовой информации;

- рассмотреть материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия и:

а) утвердить заключение служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия, если сотрудник полиции правомерно реализовал юридические нормы;

б) передать заключение и материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия в прокуратуру, если усмотрел повод и основание (имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления) к возбуждению уголовного дела в деяниях сотрудника полиции;

- сообщить результаты служебной проверки гражданам населенного пункта черед средства массовой информации, а также сотруднику полиции, применившему оружие.

Условия правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции закреплены в ст.ст.37,38 и 39 УК России, а настоящий Закон призван их алгоритмизировать и совершенствовать с учетом особенностей и специфики служебной деятельности сотрудников полиции. На профессиональную деятельность сотрудников полиции распространяются обстоятельства, исключающие преступность деяния.

При неправомерном применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудники полиции привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством России.

За правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудники полиции не несут ответственность за моральный, физический и имущественный вред, причиненный физическим и юридическим лицам";


- статью 23 Закона РФ "О полиции" изложить в следующей редакции:


"Статья 23. Применение и использование огнестрельного оружия

Сотрудники полиции обязаны применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в нижеуказанных конфликтных ситуациях в целях:

1. Защиты граждан от реальной угрозы посягательства, опасного для их жизни или здоровья.

2. Самозащиты от реальной угрозы посягательства, опасного для жизни или здоровья сотрудника полиции.

3. Пресечения попытки завладения оружием сотрудника полиции.

4. Освобождения заложников, захваченных жилищ и помещений физических и юридических лиц, транспортных средств, охраняемых объектов, бронемашин.

5. Задержания физического лица, оказывающего вооруженное сопротивление.

6. Пресечения реальной угрозы группового или вооруженного посягательства на жилища и помещения физических и юридических лиц, охраняемые объекты, транспортные средства, военную технику.

7. Пресечения попыток насильственного освобождения из-под стражи: подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности.

8. Поражения вооруженного физического лица, отказывающегося выполнить законные требования сотрудника полиции о сдаче оружия.

9. Рассредоточения и рассеивания действующей толпы, если пресечь .массовые беспорядки в населенном пункте не удалось после требования руководителя специальной операции "Разойтись!" и путем применения слезоточивого газа и резиновых пуль.

10. Рассредоточения и рассеивания действующей толпы, препятствующей движению сотрудников полиции и внутренних войск при пресечении массовых беспорядков в населенном пункте.

11. Пресечения деяний организаторов, подстрекателей и активных участников массовых беспорядков, нападающих на сотрудников правоохранительных органов и других граждан.

12. Пресечения активных противоправных насильственных действий агрессивных участников массовых беспорядков, совершающих особо тяжкие или тяжкие посягательства против жизни, здоровья или собственности юридических и физических лиц.

13. Пресечения попытки активных участников массовых беспорядков завладеть военной техникой, жилищем или помещением физических или юридических лиц, транспортным средством или охраняемым объектом.

Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда сотрудники полиции находятся в состоянии необходимой обороны.

14. Задержания физического лица, застигнутого при совершении особо тяжкого или тяжкого посягательства против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться с места происшествия.

15. Задержания физического лица, которое объявлено в местный, федеральный или международный розыск за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться от сотрудников полиции при задержании.

16. Пресечения побега из-под стражи: подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности.

Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций уголовно-правового .задержания.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется в момент возникновения реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на вышеуказанный исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны; в момент возникновения реальной возможности у задерживаемого лица скрыться с места происшествия или уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в органы власти, который уже совершил тяжкое или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности и в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.

Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, применяют огнестрельное оружие по устному приказу руководителя специальной операции. Если такое решение сотрудник полиции принимает самостоятельно, то он применяет огнестрельное оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении малолетних, женщин с явными признаками беременности, физических лиц, имеющих при себе детей, лиц пожилого возраста, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими группового нападения или сопротивления, угрожающего жизни или здоровью людей, совершения ими вооруженного нападения или сопротивления, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние граждане, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств.

Сотрудники полиции обязаны использовать огнестрельное оружие в следующих конфликтных ситуациях в целях:

1. Остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни или здоровью людей, управляя этим транспортным средством, и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные законные требования сотрудника полиции.

2. Обезвреживания животного, реально угрожающего жизни или здоровью людей.

3. Подачи сигнала тревоги.

4. Вызова помощи.

5. Предупреждения о своем намерении применить огнестрельное оружие без предупреждения на упреждение активных противоправных насильственных действий физических лиц.

Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда сотрудники полиции находятся в состоянии крайней необходимости и при этом обязаны использовать огнестрельное оружие в целях устранить источники опасности, если не будет допущено превышения пределов крайней необходимости.

Без предупреждения огнестрельное оружие используется в момент возникновения реальной опасности для жизни или здоровья людей, непосредственно исходящей от источников опасности, и в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.

Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, используют огнестрельное оружие в целях обезвреживания животного, реально угрожающего жизни или здоровью людей, а также в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.

Запрещается использовать огнестрельное оружие на поражение физических лиц, кроме криминальных конфликтов, когда они, управляя транспортным средством, умышленно создают реальную угрозу для жизни и здоровья людей, автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей (при наличии пассажиров), мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах, участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, бензозаправочных станциях, в туннелях и при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние физические лица";


- статью 24 Закона РФ "О полиции" изложить в следующей редакции:


"Статья 24. Гарантии личной физической безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Сотрудник полиции обязан обнажить огнестрельное оружие и привести его в боевую готовность в момент возникновения реальной угрозы посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, чтобы иметь реальную возможность (время) применить огнестрельное оружие на упреждение (первым) активных противоправных насильственных действий посягающего. Обнажение огнестрельного оружия является предупреждением для физического лица о реальной возможности его применения. Реальной угрозой посягательства на жизнь и здоровье сотрудника полиции признается приближение к нему посягающего менее чем на три метра после законного требования остановиться.

С наличием таких юридических фактов, как попытки физического лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных активных противоправных насильственных действий, попытки достать что-либо из своей одежды без команды сотрудника полиции и другие действия, которые могут быть восприняты сотрудником полиции как реальная угроза посягательства на его жизнь или здоровье, действующее законодательство России связывает обязанность сотрудника полиции пресечь эту реальную угрозу посягательства путем применения огнестрельного оружия на поражение физического лица без предупреждения.

Если реальная угроза посягательства не опасна для жизни сотрудника полиции, то прицельная стрельба ведется не по жизненно важным органам (рукам и ногам). Самозащита от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства против жизни возможна путем причинения посягающему любого вреда.

Руководитель территориального органа или подразделения полиции обязан выдать для постоянного хранения и ношения табельное огнестрельное оружие и боеприпасы сотруднику полиции, если он успешно прошел первоначальную профессионально-психологическую подготовку в образовательных организациях системы МВД России - профессиональная обученность, психологическая подготовленность и стрелковая натренированность.

Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать огнестрельным оружием сотрудников полиции, не прошедших первоначальной профессионально-психологической подготовки к применению огнестрельного оружия".




















33