Предмет: Информатика
Класс: 9
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Тема | Последовательный поиск в массиве. |
Цель | Научиться применять полученные знания по теме «Последовательный поиск в массиве» в конкретных жизненных ситуациях. |
Задачи | Образовательные: рассмотреть подходы к решению задачи определения возможных результатов работы того или иного алгоритма при заданных исходных данных; рассмотреть подходы к решению задачи определение возможных исходных данных, приводящих к данному результату. Развивающие: Создать условия для развития внимания и памяти; Развивать умение осуществлять рефлексивную деятельность. Воспитательные: Воспитать интерес к уроку информатики |
УУД | Личностные: 1) стимулировать учащихся к саморазвитию; 2) развивать готовность и способности к самостоятельности; 3) ориентация в социальных ролях межличностных отношениях. Коммуникативные: 1) составлять план и последовательность действий; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль; 3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: 1) применять правила и пользоваться инструкциями; 2) контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 3) обращаться за помощью; 4) формулировать свои затруднения; 5) предлагать помощь и сотрудничество. Регулятивные: 1) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 2) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Планируемые результаты | Предметные: представления о способах анализа алгоритмов для исполнителей; уметь работать с элементами массива; применять типовые алгоритмы поиска при решении задач. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Личностные: алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
Основные понятия | Обработка массива; Последовательный поиск. |
Ресурсы | Кейс |
Форма урока | Групповая |
Метод | Активный метод обучения |
Технология | ПК учащихся |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивация к коррекционной деятельности Время: 3 мин | Приветствие Предполагаемый ответ учеников: Массив – совокупность фиксированного количества однотипных элементов, которым присвоено общее имя. Отвечают на вопрос, приводя пример. | Приветствие учеников | Ребята давайте вспомним, что такое массив? Как работает цикл с постусловием, предусловием? | представления о способах анализа алгоритмов для исполнителей. | стимулировать учащихся к саморазвитию |
Актуализация знаний и пробного учебного действия Время 12 мин | Решают кейс | Раздача кейсов. И так, ребята сделайте первое задание кейса. | Кейс | умение работать с элементами массива | развивать готовность и способности к самостоятельности; составлять план и последовательность действий; применять правила и пользоваться инструкциями; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Локализация индивидуальных затруднений Время: 5 мин | for i:=2 to k do if mina[i] then begin min:=a[i]; n:=b[i]*c[i]; end; Предполагаемый ответ: Нужен вспомогательный массив | Давайте разберем кейс. | Какой формулой вы воспользовались при решении данного кейса? Что оказалось трудным? (записываю формулу на доске для тех, кто не справился). К какому выводу вы пришли? | | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; формулирование проблемы |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений Время: 3 мин | Записывают правила, которые забыли и не знали | Зафиксируйте свои ошибки и затруднения. Отметьте у себя, что вы не знали и что вы забыли и что нужно повторить. Те, у кого нет ошибок, помогают одноклассникам, у которых возникли затруднения | | | ориентация в социальных ролях межличностных отношениях; составлять план и последовательность действий; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; формулирование проблемы; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Реализация построенного проекта Время: 5 мин | Решают задание | А теперь попробуйте решить еще раз, но земельный участок по СОТ, используя правила, которые вы отметили у себя. Те, у кого нет ошибок придумайте задание, которую можно решить с помощью данной формулой | | | осуществлять итоговый и пошаговый контроль; применять правила и пользоваться инструкциями |
Обобщение затруднений во внешней речи Время: 2 мин | Отвечают на вопрос | Какие правила забыли при решении кейса (выборочно спрашивает у 3 детей) | | | формулировать свои затруднения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Время: 3 мин | Решают задание | А теперь попробуйте сделать 2 задание. | Кейс | Умение работать с элементами массива; применять типовые алгоритмы поиска при решении задач. | развивать готовность и способности к самостоятельности; применять правила и пользоваться инструкциями; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Включение в систему знаний и повторения Время: 4 мин | Отвечают на вопросы. | Фронтальный опрос | Что вы узнали за урок? Было ли интересно решать кейс? | | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Рефлексия Время: 3 мин | Формулируют правила | И в конце сформулируйте правило составления формулы, которыми мы сегодня воспользовались | . | | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Приложение 5
Методика диагностики направленности учебной мотивации
Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой
Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Содержание тест-опросника.
Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
Верно (++);
Пожалуй, верно (+);
Пожалуй, неверно (+-);
Неверно (--).
Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
Да | 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
Нет | 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0—10 баллон — внешняя мотивация;
11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.