СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приема РКМЧП "Ромашка Блума" при работе с текстом в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прием РКМЧП " Ромашка Блума" учит  учащихся работать в группе, задавать разные виды вопросов.

Просмотр содержимого документа
«Применение приема РКМЧП "Ромашка Блума" при работе с текстом в начальной школе»

«Ромашка Блума»

Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

  • Знание – простые вопросы;

  • Понимание – уточняющие;

  • Применение – практические;

  • Анализ – интерпретационные;

  • Синтез – творческие;

  • Оценка – оценочные.

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели: «знаю», «творю», «умею». Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Простые вопросы используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти. Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».

Уточняющие

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе. Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

«Вы имели ввиду, что …?»;

«То есть ты говоришь, что …?»;

«Можно ли считать, что …?»

Объясняющие

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?» «Зачем?»

Творческие

«Что могло бы измениться …?»;

«Придумай, что случится, если …?»;

«Какие события произойдут в рассказе после …?».

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:


«Предложи, что можно сделать из …?»;

«Где еще можно использовать …?»;

«Где в жизни можно наблюдать такое явление?».

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.


Оценочные

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».

«Поделись, как ты относишься к …?»;

«Почему это хорошо, а не плохо?»;

«Как определить, каким образом лучше поступить?».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.


Во 2 классе для знакомства с этим приемом я подбираю небольшие тексты. Работа в основном идет фронтально.

С опорой на памятку и подсказкой учителя дети задают вопросы. Можно задавать домашнее задание: составь вопросы, используя «Ромашку Блума».

Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Простые:

-Кто герои рассказа?

-Каким был дед?

-Где кормили деда?

-Что смастерил мальчик?

Объясняющие:

-Почему сын и невестка сажали деда за печь?

-Почему Миша смастерил лоханку?

Оценочные:

-Как вы относитесь к родителям мальчика?

-Как вы относитесь к дедушке?

Творческий

-Что было бы, если бы мальчик не смастерил лоханку?

Уточняющий

-Правильно ли я понял, что родители должны показывать правильный пример детям, как нужно относиться к старшим?

Практический

-Что бы ты сделал? ( Я бы пожалел дедушку, утешил, поговорил)

Если ученики знакомы с Ромашкой Блума со 2 класса, то к 3-4 классам вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу, работая в группе.

Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.


Тема Л.Н. Толстой «Прыжок»

Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов.

Дети слушают текст и следят по книге.

1лепесток Дети придумывают простые вопросы:

-Какая была погода в рассказе?

- Сколько лет было мальчику в рассказе?

- Откуда возвращался корабль?

-Кто был отцом мальчика?

-Что сделала обезьяна?

-Как отреагировал мальчик, но то, что у него стянули шляпу?

2 лепесток Дети придумывают уточняющие вопросы:

- Правильно ли я понял, что мальчик проявил ненужное геройство?

-Правильно ли я понял, что мальчик решил покрасоваться, сделать все по-своему?

3 лепесток Дети задают объясняющие вопросы:

-Зачем обезьяна сняла у мальчика шапку с головы?

- Почему мальчик лез все выше и выше по перекладинам мачты?

-Почему капитан заплакал?

4 лепесток Дети задают творческие вопросы:

-Что было бы , если капитан не выстрелил из ружья?

5 лепесток Дети задают оценочные вопросы:

-Как вы относитесь к обезьянке?

-Как вы относитесь к мальчику?

-Как вы относитесь к капитану?

6 лепесток Дети задают практический вопросы:

-Что сделали бы вы на месте мальчика, капитана?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!