«Ромашка Блума»
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
-
Знание – простые вопросы;
-
Понимание – уточняющие;
-
Применение – практические;
-
Анализ – интерпретационные;
-
Синтез – творческие;
-
Оценка – оценочные.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели: «знаю», «творю», «умею». Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Простые вопросы используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти. Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе. Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
«Вы имели ввиду, что …?»;
«То есть ты говоришь, что …?»;
«Можно ли считать, что …?»
Объясняющие
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?» «Зачем?»
Творческие
«Что могло бы измениться …?»;
«Придумай, что случится, если …?»;
«Какие события произойдут в рассказе после …?».
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
«Предложи, что можно сделать из …?»;
«Где еще можно использовать …?»;
«Где в жизни можно наблюдать такое явление?».
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
«Поделись, как ты относишься к …?»;
«Почему это хорошо, а не плохо?»;
«Как определить, каким образом лучше поступить?».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Во 2 классе для знакомства с этим приемом я подбираю небольшие тексты. Работа в основном идет фронтально.
С опорой на памятку и подсказкой учителя дети задают вопросы. Можно задавать домашнее задание: составь вопросы, используя «Ромашку Блума».
Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Простые:
-Кто герои рассказа?
-Каким был дед?
-Где кормили деда?
-Что смастерил мальчик?
Объясняющие:
-Почему сын и невестка сажали деда за печь?
-Почему Миша смастерил лоханку?
Оценочные:
-Как вы относитесь к родителям мальчика?
-Как вы относитесь к дедушке?
Творческий
-Что было бы, если бы мальчик не смастерил лоханку?
Уточняющий
-Правильно ли я понял, что родители должны показывать правильный пример детям, как нужно относиться к старшим?
Практический
-Что бы ты сделал? ( Я бы пожалел дедушку, утешил, поговорил)
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума со 2 класса, то к 3-4 классам вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу, работая в группе.
Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Тема Л.Н. Толстой «Прыжок»
Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов.
Дети слушают текст и следят по книге.
1лепесток Дети придумывают простые вопросы:
-Какая была погода в рассказе?
- Сколько лет было мальчику в рассказе?
- Откуда возвращался корабль?
-Кто был отцом мальчика?
-Что сделала обезьяна?
-Как отреагировал мальчик, но то, что у него стянули шляпу?
2 лепесток Дети придумывают уточняющие вопросы:
- Правильно ли я понял, что мальчик проявил ненужное геройство?
-Правильно ли я понял, что мальчик решил покрасоваться, сделать все по-своему?
3 лепесток Дети задают объясняющие вопросы:
-Зачем обезьяна сняла у мальчика шапку с головы?
- Почему мальчик лез все выше и выше по перекладинам мачты?
-Почему капитан заплакал?
4 лепесток Дети задают творческие вопросы:
-Что было бы , если капитан не выстрелил из ружья?
5 лепесток Дети задают оценочные вопросы:
-Как вы относитесь к обезьянке?
-Как вы относитесь к мальчику?
-Как вы относитесь к капитану?
6 лепесток Дети задают практический вопросы:
-Что сделали бы вы на месте мальчика, капитана?