Савинова Е.А.
МБОУ «Стемасская ООШ»,
Алатырский муниципальный округ, Чувашская Республика
Применение приемов формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира и математике в начальных классах.
Сегодня формирование функционально грамотной личности стоит в центре российского образования.
31 мая 2021 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Где обеспечить Требования к условиям реализации и результатам освоения программы основного общего образования возможно только при успешном развитии читательской грамотности.Для этого необходимо понимать, что такое читательская грамотность, из чего она состоит, какие технологии, методы и приемы учитель может использовать на уроках, чтобы сформировать у обучающихся читательскую грамотность.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом главном элементе читательской деятельности и основном направлении педагогического воздействия. Слово «использовать» подчеркивает функциональные аспекты работы читателя. Слово «размышлять» указывает на активность читателя, который для понимания текста использует свои собственные мысли и опыт.
Развитый читатель не только читает, но активно использует чтение при решении самых разных задач.
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе и для их формирования и совершенствования необходимы определённые читательские действия.
вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
делать прямые умозаключения из этой информации;
интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов
В основу организации работы с читательской грамотностью могут быть положены группы читательских умений:
-общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла(выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста)
-нахождение информации;( «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации)
-интерпретация текста(сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера);
-рефлексия на содержание текста(чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения)
Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с группами умений. Для реализации данного принципа следует выделить типы учебных заданий.
Поиск информации, заданной в явном виде:
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
Интерпретация и обобщение информации:
Оценка содержания, языка и структуры текста:
Приемы работы с текстом с помощью которых возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Работа с вопросником»
«Кластер»
«Ключевые слова»
«Верные и неверные утверждения»
«Синквейн»
«Создание викторины».
«Логическая цепочка».
«Письмо по кругу» и т.д.
Рассмотрим пример применения приемов работы с текстомдля формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира и математики в начальной школе.
| На уроке окружающего мира | На уроке математики | |
Текст | Неживая природа зимой | Задача | |
1 этап. Подготовительный к чтению. Цель: заинтересовать детей, мотивировать к чтению. | Прием «Пазлы», «Разрезные картинки», «Сюжетная картина» |
Дети рассматривают картину, складывают пазл, делятся предположениями о содержании текста. | Дети рассматривают картину (складывают разрезную картину) и предполагают о чем будет задача. | |
2 этап. Осмысление. Цель: учить самостоятельному чтению текста, и его пониманию | Прием «Ключевые слова» «Чтение с остановками» (выделение главного). |
Ученики внимательно читают текст, затем каждый пишет записку, в которой записываются главные понятия из текста и крепит ее на доску; читают текст по абзацам (предложениям) выделяя главное. | Ученики внимательно читают текст задачи, называют главные слова (о чем задача) которые записываются (крепятся) на доске. | |
Прием «Викторина», «Цепочка»(формулирование вопросов по прочитанному материалу, соотношение понятий). |
Дети составляют вопросы по тексту, возможно адресовать конкретному ученику, возможно работа в карточках, где указано начало вопроса. | Дети задают конкретные вопросы обращаясь по имени, отвечающий задает следующий вопрос; вопросы содержащие величины (что обозначает число 5?) | |
Прием «Таблица», «Схема» (связь между абзацами, величинами) |
Указываются связи между понятиями и абзацами с помощью схемы или таблицы, где указывается основная мысль и уточнения, переход от одного понятия к другому. | С помощью стрелок указываются связи между данными ключевыми словами, между величинами, составляется краткая запись, план решения, решение, ответ. |
3 этап. Заключительный. Обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке из данного текста, проверка понимания и усвоения информации из текста, умение применить полученные знания в жизни. | Прием «Верные и неверные утверждения», «Письмо по кругу», Игра «Да или нет» | Прием «Проверка» «Обратная задача», «Составление практико-ориентированной задачи» |
Учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны, знак - ; каждый ученик добавляет к сказанному (написанному) что то уточняющее. | Ученики составляют задачи обратные данной; находят другие способы решения; составляют похожую личностно-ориентированную задачу. |
Таким образом, используя известные приемы, давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность.
Практика показывает, что те обучающиеся, у которых сформированы умения работы с текстом, более успешны при выполнении Всероссийских проверочных работ (ВПР), Региональных диагностических работ (РДР).
Список литературы
1. Борисова, А. М. Задания на формирование читательской грамотности на уроках математики / А. М. Борисова // Математика в школе. – 2020. – № 1. – С. 61–70. – Текст : непосредственный.
2. Кузнецова, М. И. Функциональная грамотность младшего школьника: характеристика целей и содержания обучения / М. И. Кузнецова. – URL: https://rosuchebnik.ru/upload/service/kuznetsova.pdf (дата обращения 01.06.2022). – Текст : электронный.
3. Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы : материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности.