СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приемов формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира и математике в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке прведены примеры использования пиемов работы с текстом и развития читательской грамотности на уроке математики и окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Применение приемов формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира и математике в начальных классах.»

Савинова Е.А.

МБОУ «Стемасская ООШ»,

Алатырский муниципальный округ, Чувашская Республика



Применение приемов формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира и математике в начальных классах.

Сегодня формирование функционально грамотной личности стоит в центре российского образования.

31 мая 2021 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Где обеспечить Требования к условиям реализации и результатам освоения программы основного общего образования возможно только при успешном развитии читательской грамотности.Для этого необходимо понимать, что такое читательская грамотность, из чего она состоит, какие технологии, методы и приемы учитель может использовать на уроках, чтобы сформировать у обучающихся читательскую грамотность.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом главном элементе читательской деятельности и основном направлении педагогического воздействия. Слово «использовать» подчеркивает функциональные аспекты работы читателя. Слово «размышлять» указывает на активность читателя, который для понимания текста использует свои собственные мысли и опыт.

Развитый читатель не только читает, но активно использует чтение при решении самых разных задач.

Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе и для их формирования и совершенствования необходимы определённые читательские действия.

 вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

 делать прямые умозаключения из этой информации;

 интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

 оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов

В основу организации работы с читательской грамотностью могут быть положены группы читательских умений:

-общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла(выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста)

-нахождение информации;( «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации)

-интерпретация текста(сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера);

-рефлексия на содержание текста(чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения)

Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с группами умений. Для реализации данного принципа следует выделить типы учебных заданий.

  1. Поиск информации, заданной в явном виде:

  2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

  3. Интерпретация и обобщение информации:

  4. Оценка содержания, языка и структуры текста:

Приемы работы с текстом с помощью которых возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Работа с вопросником»

«Кластер»

«Ключевые слова»

«Верные и неверные утверждения»

«Синквейн»

«Создание викторины».

«Логическая цепочка».

«Письмо по кругу» и т.д.

Рассмотрим пример применения приемов работы с текстомдля формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира и математики в начальной школе.


На уроке окружающего мира

На уроке математики


Текст

Неживая природа зимой

Задача


1 этап. Подготовительный к чтению.

Цель: заинтересовать детей, мотивировать к чтению.

Прием

«Пазлы», «Разрезные картинки», «Сюжетная картина»

Дети рассматривают картину, складывают пазл, делятся предположениями о содержании текста.

Дети рассматривают картину (складывают разрезную картину) и предполагают о чем будет задача.


2 этап.

Осмысление.

Цель: учить самостоятельному чтению текста, и его пониманию

Прием «Ключевые слова»

«Чтение с остановками» (выделение главного).

Ученики внимательно читают текст, затем каждый пишет записку, в которой записываются главные понятия из текста и крепит ее на доску; читают текст по абзацам (предложениям) выделяя главное.

Ученики внимательно читают текст задачи, называют главные слова (о чем задача) которые записываются (крепятся) на доске.


Прием «Викторина», «Цепочка»(формулирование вопросов по прочитанному материалу, соотношение понятий).

Дети составляют вопросы по тексту, возможно адресовать конкретному ученику, возможно работа в карточках, где указано начало вопроса.

Дети задают конкретные вопросы обращаясь по имени, отвечающий задает следующий вопрос; вопросы содержащие величины (что обозначает число 5?)


Прием «Таблица», «Схема» (связь между абзацами, величинами)

Указываются связи между понятиями и абзацами с помощью схемы или таблицы, где указывается основная мысль и уточнения, переход от одного понятия к другому.

С помощью стрелок указываются связи между данными ключевыми словами, между величинами, составляется краткая запись, план решения, решение, ответ.

3 этап. Заключительный.

Обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке из данного текста, проверка понимания и усвоения информации из текста, умение применить полученные знания в жизни.


Прием «Верные и неверные утверждения», «Письмо по кругу», Игра «Да или нет»

Прием «Проверка» «Обратная задача», «Составление практико-ориентированной задачи»

Учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны, знак - ;

каждый ученик добавляет к сказанному (написанному) что то уточняющее.

Ученики составляют задачи обратные данной; находят другие способы решения; составляют похожую личностно-ориентированную задачу.


Таким образом, используя известные приемы, давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность.

Практика показывает, что те обучающиеся, у которых сформированы умения работы с текстом, более успешны при выполнении Всероссийских проверочных работ (ВПР), Региональных диагностических работ (РДР).





Список литературы

1. Борисова, А. М. Задания на формирование читательской грамотности на уроках математики / А. М. Борисова // Математика в школе. – 2020. – № 1. – С. 61–70. – Текст : непосредственный.

2. Кузнецова, М. И. Функциональная грамотность младшего школьника: характеристика целей и содержания обучения / М. И. Кузнецова. – URL: https://rosuchebnik.ru/upload/service/kuznetsova.pdf (дата обращения 01.06.2022). – Текст : электронный.

3. Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы : материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности.