СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приёмов критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение приёмов критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах»

Применение приёмов критического мышления на уроках литературного чтения


Проблема грамотности и чтения стала очень актуальной в современном обществе. Компьютеры, планшеты и телефоны, а также телевидение отвлекают внимание учеников от книг. Однако невозможно воспитать человека, духовного, морального, патриотического, эстетического без чтения книг.

Сегодня говорят о грамотности читателя и успехе как о равносильных понятиях. Читательская грамотность – это способность извлекать и анализировать информацию, умение использовать ее для успешного обучения.

Показателями читательской грамотности являются сформированные читательские умения:

  • находить и извлекать информацию из текста;

  • интегрировать и интерпретировать сообщения текста;

  • понимать и оценивать сообщения текста.

Конечно, это зависит от профессиональной компетентности учителя, который сможет определить, способен ли он найти педагогические методики и инструменты, использование которых обеспечит переход от обучения чтению к чтению для успешного обучения.

У младшего школьника есть природное любопытство, поэтому обучение должно быть наглядным и интересным. У младшего школьника есть желание самостоятельно управлять своей деятельностью, поэтому необходимо создать такие условия, при которых ученик станет активным субъектом образовательной деятельности.

Поэтому, в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, используются техники развития технологии критического мышления.

Технология развития критического мышления – это целостная система, которая формирует навыки работы с информацией в процессе чтения. Она направлена на пробуждение исследовательской и творческой активности учащегося, использование имеющихся знаний, а затем создание условий для понимания нового материала. Она помогает творчески обрабатывать и обобщать усвоенные знания.

Приёмы и методы этой технологии позволяют учителю создавать условия для формирования базовых навыков чтения в качестве показателя развития читательской грамотности.

Проходящие занятия по технологии развития критического мышления строятся в соответствии с технологической цепочкой: вызов, осмысление, рефлексия.

На этапе вызова актуализируют и обобщают имеющиеся у обучающихся знания по данной теме, создается мотивация для активного обучения.

На этапе осмысления происходит прямая работа с текстом - чтение, сопровождающееся поиском ответов на вопросы, поставленные на этапе вызова. В результате студенты получают новую информацию, коррелируют новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Выполняя творческие, исследовательские или практические задачи на этапе рефлексии, учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали в классе, укрепляя новые знания. Они переосмысливают свои идеи об изучаемых событиях и явлениях.

Некоторые приёмы данной технологии используются на разных этапах урока.

  1. Приём "Кластер" развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделять основное. На стадии вызова позволяет структурировать учебный материал по теме или разделу (рис. 1).


Пестушки

Небылицы

Потешки



Скороговорки

Колыбельные песни


Фольклор


Загадки

Лирические песни



Шуточные песни

Пословицы и поговорки


Сказки




Рисунок 1 – Приём «кластер» для урока "Литературное чтение", 2 класс. Тема: "Страна народного творчества".


  1. Приём "Мозговой штурм". Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Учащийся могут высказывать, любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Читая сказку В. Сутеева "Палочка выручалочка", после чтения первой части сказки делается остановка и предлагается детям вспомнить и записать пословицы о доброте. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

  2. Приём "Логическая цепочка" используется при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. После прочтения текста учащимся предлагается определить логическую последовательность событий (табл. 4).


Таблица 4 – Приём «логическая цепочка» для урока "Литературное чтение". 4 класс. Тема: Э. Сетон-Томпсон "Чинк"


На стадии вызова

На стадии рефлексии

  1. Отъезд Билла и его наказ Чинку.

  2. Возмездие.

  3. Возвращение Билла и спасение.

  4. Постоянное преследование Чинка хулиганом.

  5. Поединок Чинка с койотом.

  6. Характер, повадки и проделки щенка.

  7. Первые столкновения собаки с койотом.

  1. Характер, повадки и проделки щенка.

  2. Первые столкновения собаки с койотом.

  3. Постоянное преследование Чинка хулиганом.

  4. Отъезд Билла и его наказ Чинку.

  5. Поединок Чинка с койотом.

  6. Возвращение Билла и спасение.

  7. Возмездие.


  1. Приём "Верите ли вы..." часто используется для проверки понимания содержания текста, а также чтобы активизировать, заинтересовать и мотивировать. С помощью игры "Верите ли вы, что...?" проверяется, что учащиеся знают о жизни и творчестве В. В. Бианки. (табл. 5)


Таблица 5 – Приём "Верите ли вы, что...?" для урока "Литературное чтение". 4 класс. Тема: В. Бианки "Музыкант".


1.

Верите ли вы, что Бианки родился в Москве?


2.

Верите ли вы, что отец мальчика работал в зоопарке?


3.

Верите ли вы, что отец научил мальчика любить каждую травинку, каждую птичку?


4.

Верите ли вы, что в семье Бианки стояли только птицы с клетками и аквариумы с рыбками?


5.

Верите ли вы, что каждое лето Виталий с семьёй куда-либо выезжали?


6.

Верите ли вы, что В. Бианки написал 300 сказок, рассказов и повестей?


7.

Верите ли вы, что продолжительность литературного творчества писателя составляет 35 лет?


8.

Верите ли вы, что книги писателя учат только думать?


9.

Верители вы, что автор издал 50 книг?



  1. Приём "Чтение с остановками", предполагается анализ содержания произведения. В начале предлагается обучающимся по названию текста определить, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается логически законченными отрывками. После чтения каждого отрывка учащиеся подробно обсуждают содержание фрагмента и высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.


Материал к уроку "Литературное чтение". 3 класс. Тема: Л. Н. Толстой "Акула":

«Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. Как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Море тёплое вокруг,

Мы купались в нём, и вдруг

Всех друзей как ветром сдуло,

К пляжу подплыла... (Акула)

- Предположите, о чём будет рассказ?

- Читать мы будем по частям. После чтения каждой части мы будем делать остановки и отвечать на вопросы.

1 остановка:

- Где происходят действие рассказа?

- С чем сравнивается воздух пустыни?

- Как вели себя мальчики в море?

- Как вы относитесь к поступку мальчиков?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

2 остановка:

- Какой самый напряженный момент?

- Что значит выражение "бледный как полотно"?

3 остановка:

- Чем рисковал артиллерист, когда решил выстрелить?

- Почему старый артиллерист упал и закрыл лицо руками?»

Главное достоинство этого приёма в том, что он способствует выработке у учащихся таких читательских умений, как ориентировка в выделенных смысловых частях текста и в предметном содержании текста».

  1. Приём "Дерево предсказаний" используется на этапе первичного восприятия текста после первой или второй остановки. Учащиеся высказывают предположения по поводу развития сюжетной линии, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно". Это способствует развитию умений аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Материал к уроку "Литературное чтение". 2 класс. Тема: Е. Чарушин "Страшный зверь":

Дочитав до слов "...как вдруг они слышат... за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу...", на доске открывается рисунок дерева с веточками, на которых записаны вопросы:

  1. Кто был за дверью?

  2. Как вы думаете, что будет дальше?

  3. Чем всё закончится?

На эти же вопросы дети отвечают у себя в группах. Затем они озвучивают свои предсказания, а учитель записывает их на листах - получается дерево с ветками, на каждый из которых - листочки-предсказания. После прочтения рассказа, вместе с классом выясняют, что из предсказаний подтвердилось, а что нет.

  1. Приёмы "Ромашка Блума", "Толстые и тонкие вопросы" способствуют развитию умений задавать продуманные вопросы. Вопросы помогают искать ответы, заставляют вдумываться в текст и помогают лучше усвоить содержание текста. "Хороший вопрос" – это, тот который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив", - к такому выводу пришёл русский психолог В. С. Снетков. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся. Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определённо невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

  2. К приёму "Синквейн" можно прибегнуть на стадии рефлексии, хотя и на других этапах данный приём актуален. На стадии вызова с помощью этого приёма развивается умение обобщать имеющиеся знания, на стадии осмысления - умение вдумчиво осмыслять новые знания, на стадии рефлексии - умение излагать чувства.

  3. К приёмам "Создание викторины" или "Написание творческих работ" можно обратиться после изучения темы или нескольких тем. С помощью этих приёмов развиваются такие читательские умения, как самостоятельная работа с учебными текстами, полное ориентировка в ситуациях, умение составлять вопросы, самостоятельной подготовка к ответу.

  4. Метод "Шесть шляп мышления" используются для развития умений разностороннего анализа. Это групповая форма работы. "Примеряя свою шляпу", каждая группа высказывает шесть точек зрения на один и тот же вопрос.

К. Д. Ушинский писал: "Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное вот в чём главное".

Использование на уроках литературного чтения приёмов технологии развития критического мышления способствует эффективной работе с текстом, так как развиваются умения понимать и критически оценивать содержание прочитанного, соотносить его с личным опытом. А это и является важными составляющими понятия "читательская грамотность".

Использование критических приёмов на уроках литературного чтения в начальных классах играет важную роль в формировании универсальных учебных познавательных действий у учащихся. Критические приёмы способствуют развитию аналитического мышления, способности к самостоятельной оценке и интерпретации текстов, а также умению аргументировать свои выводы. Путем анализа литературных произведений и обсуждения их с классом учащиеся учатся выявлять главные идеи, понимать мотивы персонажей, анализировать структуру текста и делать выводы на основе прочитанного.

Эти критические приёмы не только способствуют более глубокому пониманию литературных произведений, но и являются ключевыми для развития универсальных учебных познавательных действий.

Умение анализировать информацию, делать выводы, формулировать собственные мысли и аргументировать свою точку зрения необходимо не только в изучении литературы, но и во всех областях знаний. Поэтому использование критических приёмов на уроках литературного чтения в начальных классах является важным компонентом формирования универсальных учебных умений, которые будут полезны учащимся во всем образовательном процессе и их будущей жизни.