СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение проектной деятельности умственно отсталых школьников на уроках профильного труда в разделе «Интерьер жилой комнаты».

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье подробно изложены этапы применения проектной деятельности умственно отсталых школьников на уроках профильного труда в разделе "Интерьер жилой комнаты".

Просмотр содержимого документа
«Применение проектной деятельности умственно отсталых школьников на уроках профильного труда в разделе «Интерьер жилой комнаты».»

Применение проектной деятельности умственно отсталых школьников на уроках профильного труда в разделе «Интерьер жилой комнаты».

Н. В. Ваулина, учитель профильного труда «Штукатурно-малярное дело», высшей кв.категории,

ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат, реализующая АООП», г. Кировград, Свердл.обл.


Одним из новых направлений в программе “Технология”, призванном в органическом единстве решать задачи трудового и эстетического воспитания школьников, является изучение раздела “Интерьер жилой комнаты”.

Изучение данного раздела предполагает следующие цели:

  • знакомство учащихся с понятием интерьера и его основными качествами, с композицией и зонированием, историческими стилями в архитектуре и искусстве;

  • формирование у учащихся эстетического начала при создании интерьера жилой комнаты;

  • развитие у школьников художественного вкуса и фантазии, творческой активности;

  • развитие навыков обучения школьников прикладным умениям по созданию комфорта и уюта в доме.

Все занятия носят разноплановый характер, включают в себя как теоретическую, так и практическую части.

Основной формой организации учебной деятельности является классно – урочная работа, основанная на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (признание самобытности и уникальности каждого ученика);

  • природосообразности (учитывается возраст, интеллектуальная подготовка для разного уровня сложности заданий);

  • культуросообразности (ориентирование на общечеловеческие ценности);

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации, ответственности и сотрудничества;

  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

  • связи обучения с жизнью.

Занятия состоят из уроков с объяснением нового материала, практических занятий и защиты творческих проектов. Во время занятий осуществляются межпредметные связи с другими областями знаний.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся за курс обучения должны:

– овладеть приёмами оформления жилого помещения;

– научиться создавать законченные, индивидуальные проекты помещений;

– научиться проектировать жилые помещения, используя множество различных стилей и своих собственных идей;

–– знать основные элементы дизайна, композиции и оформления помещений.

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказывать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время). Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или членов творческой проектной мастерской.

На протяжении всей работы, а также ее обсуждения сохраняется творческая доброжелательная атмосфера сотрудничества.

Разработка индивидуального проекта по теме: «Интерьер детской комнаты для мальчика»

Обучение детей с умственной отсталостью направлено как на коррекцию высших психических функций (восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы), так и формирование самостоятельности, умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности, способов общения и ориентировки в окружающем мире.

Принимая во внимание особенности развития детей с умственной отсталостью целесообразным будет использование: практических проектов, которые помогают осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые используются в жизни и быту.

В своей работе использую метод проектов, который работает на развитие познавательных навыков, формирование умений систематизировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, на развитие творческого мышления, на выработку осознания учащимися существующей проблемы, на самостоятельное планирование своей деятельности, на формирование основ самоанализа, и, как следствие, на повышение роли выпускника в обществе.

Роль педагога здесь ведущая и направляющая, задача не только в подаче готовых знаний, но и в создании психолого-педагогических ситуаций для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни.

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать умственно отсталых детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности.

Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у обучающихся, но и на самореализацию их личности.

Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Опыт работы учителей коррекционной школы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:

•коррекции недостатков развития ребенка;

•развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;

•формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;

•формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;

•воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;

•формированию умений публично выступать и работать в команде.

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

Словом, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе.