Мастер-класс учителя английского языка
МБОУ «Кулларская СОШ»
Гаджиевой Эльгамы Рафиковны
на районном семинаре учителей английского языка
на тему:
«Применение различных приемов работы с текстом
и психотехнических игр в формировании
коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках английского языка»
Слайд 1.
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи».
Бернард Шоу
Так говорил прославленный ирландский драматург Джордж Бернард Шоу. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Гаджиева Эльгаме Рафиковна, учитель английского языка, СОШ с.Куллар. Сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы обменяться идеями и взаимообогатиться. Уверена, наша работа будет продуктивной.
Слайд 2.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».
Адольф Дистервег
Эти слова немецкого педагога 19 века Адольфа Дистервега сегодня как никогда актуальны. Современный мир ставит перед учителем английского языка новые социальные запросы - обучение, включающее такую ключевую компетенцию как умение учиться самостоятельно, овладение учащимися универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 3.
Различают личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Следовательно, формирование коммуникативных УУД наиболее востребовано на уроках английского языка. Успешному формированию коммуникативных УУД способствует использование на уроках таких технологий как проблемное обучение, проектная деятельность, игры, развитие критического мышления через чтение и письмо, и многое др. Давайте, сейчас применим лишь несколько из них.
1.Работа с текстом
При работе с текстом мы проводим различные виды работ: ответить на вопросы, задать вопросы по тексту, передать краткое содержание и т.д. Я предлагаю нам сегодня применить следующие интересные приемы при работе с текстом: добавка, сокращение, найди начало.
1.Реконструкция.
Учитель выписывает из каждого предложения по одному ключевому слову. Учащиеся строят догадки и пробуют составить свой текст. А затем проверяют, насколько их текст был близок к оригиналу.
Слайд 4.
Коллеги, я выписала из каждого предложения текста по одному слову. Задача каждой группы - используя эти слова составить рассказ из 5-6 предложений, о чем, по вашему мнению, этот рассказ.
2.Дедукция.
Учитель распечатывает текст на лист бумаги и разрезает на предложения. Дети должны, работая в группах, составить связный текст. Затем сравнивают свой вариант с оригинальным текстом.
Я предлагаю каждой группе собрать по одному абзацу. Какая группа считает, что у нее первый абзац – зачитайте, пожалуйста. (Читаем последовательно весь текст. Предлагаю сравнить с оригиналом.)
Слайд 5.
The Shoebox
A man and woman had been married for more than 60 years. They had shared everything. They had talked about everything. They had kept no secrets from each other except that the little old woman had a shoebox in the top of her closet. She had cautioned her husband never to open or ask her about. For all of these years, he had never thought about the box. But one day the little old woman got very sick and the doctor said she would not recover. In trying to sort out their affairs, the little old man took down the shoebox and took it to his wife’s bedside. She agreed that it was time that he should know what was in the box. When he opened it, he found two knitted dolls and a stack of money totaling $95,000. He asked her about the contents. ‘When we were to be married,’ she said, ‘my grandmother told me the secret of a happy marriage was to never argue. She told me that if I ever got angry with you, I should just keep quiet and knit a doll.’ The little old man was so moved; he had to fight back tears. Only two precious dolls were in the box. She had only been angry with him two times in all those years of living and loving. He almost burst with happiness. ‘Honey,’ he said, ‘that explains the dolls, but what about all of this money? Where did it come from?’ ‘Oh,’ she said, ‘that’s the money I made from selling the dolls.’
3.Трансформация.
Детям нужно преобразовать текст, пересказав его от первого лица или с точки зрения другого персонажа. Можно представить рассказ в виде новостного ролика, фильма ужасов, комедии и т.д.
Слайд 6.
Этим мы сейчас и займемся. Первая группа готовит репортаж с места событий, вторая – фильм ужасов, третья – комедию и т.д. (Учителя, работая в группах, готовят рассказы от лица врача, старика, полицейского, новой жены старика, старой леди и т.д.)
2.Игра «What is it?»
Участник становится спиной к доске. Учитель показывает предмет. Остальные учащиеся описывают этот предмет, помогая товарищу отгадать его.
Слайд 7.
3.Смысловые цепочки
Слайд 8.
Необходимо составить смысловые цепочки предложений. Например, при закреплении First conditional можно задать предложение и развивать событие по цепочке. If the weather is fine, I will go for a walk. If I go for a walk, I will invite my friend. If I invite my friend, she will treat me to an ice cream…
4.Психотехнические игры
Слайд 9.
Лес. Круговая кинолента. Соноскоп событий.
Психотехнические игры повышают интерес к предмету путем воздействия на психику человека. Например, во время игры «Лес» учащимся предлагается вообразить себя деревьями и растениями и описать свои чувства.
«Соноскоп событий». Учащиеся закрывают глаза. Учитель производит какой-либо звук. Детям нужно вообразить, что это могло быть и рассказать свой вариант. Например, дети слышат звук упавшего предмета и говорят: My neighbour Dima has dropped his mum’s favourite vase. Oh, what a pity! It’s his phone.
Я вам предлагаю закрыть глаза. (Переливаю воду из стакана в стакан)
What can you hear? Where are you?
I’m in the mountains. I’m watching a wonderful waterfall. It’s thrilling.
Слайд 10.
В заключение, вслед за великим И.Г. Песталоцци, хочется сказать:
Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.