СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение сингапурской методики на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение сингапурской методики на уроках технологии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 2 «БЕРЕГИНЯ»

94560 ЛНР, г. Красный Луч, г. Вахрушево, ул. Пушкина, д.1

E-mail: [email protected]









Применение сингапурской методики на уроках технологии







Работу выполнила:

учитель технологии

ГОУ ЛНР

«ВУВК № 2 «Берегиня»

Илюхина Елена Леонидовна









2019

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

В связи с введением новых образовательных стандартов, обновилось содержание предметных областей. Педагоги могут выбрать программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям, психолого- педагогическим возможностям класса.
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения детей. Находясь в таком поиске, я много читала различной педагогической литературы, смотрела мастер-классы, видео уроки, которые выкладывались на портале, изучала различный материал, а также применяла все на практике. Узнала о сингапурской методике. И изучив сингапурскую методику, стала вводить элементы сингапурской методики в урок. Мне очень понравился этот метод, эффект от использования его на уроках и вне уроков. У ребят повысилась мотивация к изучению предмета, они стали активнее работать на уроке. Причем, здесь происходит полное увлечение всех учеников не зависимо от их уровня знаний.
Поэтому выбор темы опыта работы «Применение элементов сингапурской технологий на современном уроке» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках. Для меня Сингапурская методика обучения - это обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур. И на фоне этого возник данный опыт.

Актуальность опыта

Актуальность моего опыта работы состоит в том, что традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся, и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Использование сингапурских обучающих структур актуально тем, что они:

Способствуют росту интереса к предмету

  • Ускоряют процесс обучения

  • Улучшают качество усвоения материала

  • Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию

  • Способствую сотрудничества учителя и ученика

  • Развивают коммуникативную компетенцию

2.Концептуальность.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
  

3.Противоречия.
В ходе работы над опытом были выявлены следующие противоречия:

- существующей объективной необходимостью формирования коммуникативных умений у обучающихся и недостаточными уровнем сформированности коммуникативных навыков обучающихся; 

- требованиями программы организовать работу в паре и группах, затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

- создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося и мотивации к обучению у учащихся;

- между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью; 

- необходимостью плодотворного сотрудничества с родителями по формированию коммуникативных умений у обучающихся и недостаточной подготовкой родителей в области данного вопроса.

Поэтому формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Как решить создавшуюся проблему?...Какими средства? ….Какие методы, технологии формирования использовать?... Как активизировать? ….

Наличие теоретической базы опыта

Почему именно Сингапур? - спросите вы. Дело в том, что практика взаимообучения в школе оказывает свое влияние на то, что юные граждане Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. «Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии». Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают.

Ведущая педагогическая идея

Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения

Главная цель, которую я поставила, начиная работать над опытом – это совершенствование коммуникативной компетенции и активизация речемыслительной деятельности учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
* изучить методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий на уроках; проявление индивидуальных особенностей, успешности каждого;

*Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;

*На основании изученных сингапурских технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов в обучении говорению.

*Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению.

В своей практике, для достижения поставленных целей и задач я использую такие обучающие структуры, как Конэрс, Хай-файв, Раунд Робин, Мик ПэаШэа, СтеЗе класс, Тим ЧирМИКС-ФРИЗ-ГРУП , МИКС ПЭА ШЭА, КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, СТЁ ЗЕ КЛАСС, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН,  ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, РАУНД ТЭЙБЛ

Познакомлю вас с некоторыми структурами сингапурской технологии обучения.

Обучающие структуры Сингапурской технологии

Данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах и на внеклассных мероприятиях.

1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

ТАЙМД ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Например:
- Что мы изучали на прошлом уроке?  Начинает тот, кто выше ростом. 

Начинает тот, у кого длиннее волосы. 
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?  Начинает тот, у кого глаза светлее. 

МИКС ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН - «все пишут раунд робин»  - обучающая   структура,    в   которой   ученики   по   одному ЗАЧИТЫВАЮТ   свои   ответы   по   кругу,   а   ВСЕ   остальные   ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Например:

Тихо встали, задвинули стульчики, вышли. (Включаю музыку -дети смешивают под музыку, останавливаю, -замирают, спрашиваю - дети образуют пару.

- Как называются нити, идущие вдоль ткани? (2)

-  Какие юбки бывают по конструкции? (5)

- Как называется неосыпающийся край ткани?

Спасибо.

Тихо сели на свои места .

Поблагодарите друг друга.

КОНЭРС - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа и доказывают свой выбор.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Takeoff - Touchdown) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе, а также знакомства с классом, аудиторией.

2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал. Они позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления.

ДЖОТ ТОТС  - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Например

Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги

На каждом листочке бумаги:

  1. Перечислите детали, из которых изготовлен фартук, представленный на рисунке


Ответ:


1………………………………………………


2………………………………………………


3………………………………………………


4………………………………………………


5………………………………………………





  1. Проговорите громко эти слова для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги

  2. Положите на центр стола лицевой стороной вверх

  3. Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки

Когда отведённое время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе. СТЁ ЗЕ КЛАСС  - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Например

-Вспомните и запишите сельскохозяйственные профессии. (время)

- Время вышло. Прочертите линию после последней записанной профессии.

- В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей.

Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов профессий.

- Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое вы скопировали у друзей.

- Поделитесь вариантами профессий, которые вам удалось записать.

Для управления классом используются такие стратегии, как сигнал тишины, таймер, мэнэджмэт и т.п.

ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз» – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Обучающие структуры можно использовать на всех этапах урока. Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым, детям интересно.

Оценивание на уроках

с использованием обучающих структур Сингапурской технологии

Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся.

Для рефлексии можно использовать так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.

«Цветные поля».

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Алгоритм:

1. Ученик, выполняя письменную работу

2. На полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»
«Кубик»

Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.
Дети отвечают на вопрос, который им выпал. Кубиков может быть два: кубик успехов и кубик неудач. Тогда их ребенок бросает по очереди.

Систематическая работа с применением сингапурских обучающих структур даёт положительные результаты:

-учащиеся проявляют больше самостоятельности;

-начинают свободнее общаться, высказывать свою точку зрения;

-возрастает интерес к предмету, особенно к экспериментальной части;

-учащиеся уходят от заучивания, осознано воспринимают информацию.

Таким образом, используя выше приведённую технологию, можно решить вопрос повышения мотивации к обучению у учащихся и ряд вопросов по реализации ГОС.

Вывод

На основе рефлексии собственного педагогического опыта мною были сделаны следующие выводы:

- Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник.

- Обучающие структуры развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма,

- развивают в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность,

-ученики чаще проявляют инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- улучшается психологический климат в классе.

- отмечается высокая активность учащихся в реализации проектов,

- проявление коллективного творчества у учащихся при создании образовательных продуктов (создание проектов, презентаций, выпуск газет и др.);

- налажено продуктивное взаимодействие с родителями.

В ходе использования данной методики у школьников повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач. В группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка. Кроме этого у ребят формируются познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Однако есть в применении обучающих структур сингапурской технологии и некоторые трудности, или минусы.

Этой методике надо сначала научить. Для этого учитель должен найти время на обучение методики на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Данная методика позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества, рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике. Опыт помогает нам остановиться и поразмышлять о том, почему у нас появился такой опыт. Опыт дает нам основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение современных тенденций в методике обучения позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет выполнить главную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Я считаю, что опыт, приобретенный мною за период использования сингапурской методики, приносит большие результаты т.к.:

- организация ситуаций общения на уроке, применение новых педагогических технологий и творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;

- повышается успеваемость;

- учащиеся перестают быть пассивными слушателями и становятся активными участниками учебного процесса.

Спасибо!



Разработка урока по технологии с применением Сингапурских технологий

Класс: 6 Раздел. Кулинария.

Тема. Технология первичной обработки рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы.

Цель:

  1. Предметные:

    1. Ознакомить учащихся с видами рыб, с ролью и значением рыбных блюд в питании человека;

    2. Ознакомиться с видами рыбы и признаками ее доброкачественности;

    3. Сформировать умения по тепловой обработке рыбы.

II. Метапредметные УУД :

2.1. Познавательные: формулировать умения составлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;

2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.

III. Личностные УУД:

Формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.

IV. Профориентационные УУД: сформулировать представления о профессии повара.

Материально-техническая база: ноутбук, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ; беседа; демонстрация презентации.

Словарная работа: пищевая ценность, минеральные вещества, химический состав, припускание.

Тип урока: комбинированный урок – урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.



Ход урока.

  1. Организационная часть :

ученики рассаживаются за столы по 4 человека при помощи М ЕНЕДЖ МЭТ ( инструмент для управления классом. Табличка в центре стола , позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде). При помощи ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН «встать-сесть» происходит знакомство партнёров по лицу и по плечу. Командам предлагается придумать кричалку, девиз для поднятия духа ТИМ ЧИР.(3-5 минут)

  1. Актуализация новых знаний.

На сегодняшнем уроке ученики познакомятся с темой «Технология первичной обработки рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы», поэтому перед изложением нового материала следует задать несколько вопросов, чтобы узнать начальный уровень учащихся по этой теме.


Кроссворд «Рыба и морепродукты»

Вопрос


По вертикали

1

Размер рыбы от 1,5 кг и больше

2

Способ приготовления рыбы

3

Несвежая рыба выделяет неприятный…

4

Название нерыбных морских продуктов

5

Минеральное вещество, входящее в состав рыбы

6

Название нерыбных морских продуктов

7

Какого цвета жабры у свежей рыбы?

8

Минеральное вещество, входящее в состав рыбы

9

В состав рыбы входят следующие … : А, В, Д

10

Вид рыбы по состоянию

11

Во избежание заражения или отравления необходимо соблюдать … требования

12

Процесс обваливания рыбы в муке или сухарях называется …

13

Рыба, в которой содержание жира 27% , называется …

14

Название нерыбных морских продуктов


По горизонтали

15

Процесс оттаивания рыбы











7



10


12


14

1

2


4

5

6



9


11


13


15


3





8























































































































Задание выполняется с партнёром по плечу Релли ТЭЙБЛ( два ученика поочерёдно записывают ответы в поле кроссворда) (3-5мин.)





  1. Изложение нового материала.

Решив кроссворд ученики узнают ключевое слово размораживание, учитель предлагает подумать-записать-обсудить в команде, что обозначает это слово (ФИНК-РАЙТ-РАУНД). После сигнала готовности ученики делятся развёрнутыми ответами, чтобы избежать одинаковых ответов после первого выступающего учитель предлагает встать тем, у кого похожие ответы.(3-5мин.)

На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему «Технология первичной обработки рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы».

Цель урока: познакомиться с ролью и значением рыбных блюд в питании человека; ознакомиться с видами рыбы и признаками ее доброкачественности; научиться технологии разделки рыбы.

План изложения нового материала:

  1. Пищевая ценность рыбы;

  2. Виды рыбы и рыбных продуктов;

  3. Признаки доброкачественности рыбы;

  4. Технология разделки рыбы;

  5. Технология приготовления блюд из рыбы.

Пищевая ценность рыбы

По пищевым и кулинарным качествам рыба не уступает мясу, а по легкости усвоения даже превосходит его, что является одним из наиболее существенных достоинств этого продукта. Химический состав рыбы не является постоянным. Он существенно зависит не только от вида и физиологического состояния рыбы, но и от ее возраста, пола, места обитания, времени лова и условий окружающей среды.

Пригодность рыбы для переработки на пищевые цели в значительной мере зависит от химического состава, который представлен в основном водой, белками и жирами. Значительно меньше содержится минеральных веществ, небелковых азотистых веществ, углеводов и витаминов. Соотношение питательных веществ в рыбе зависит от ее вида, пола, стадии развития, периода лова, характера питания, а также от того, насколько глубоко прошли посмертные изменения во время хранения рыбы. Содержание отдельных веществ в разных органах и мышцах одной и той же особи неодинаково. Массовая доля воды в мышцах рыбы зависит от вида, упитанности, физиологического состояния и может колебаться в широких пределах от 53% (угорь речной) до 89% (гладкоголов и зубатка синяя), 88–89% в морских водорослях и съедобной части голотурий. Массовая доля белков в гидробионтах составляет от 7–8% (трепанг, кукумария, гладкоголов) до 22–23% (тунец, кета, пеламида, луциан желтохвостый, китовое мясо). Доля полноценных белков, (за исключением голотурий) составляет 95–97% от общего количества белков в мясе рыб и нерыбных гидробионтов. Усвояемость белков достигает 97%.

Вкусовые свойства рыбных продуктов в значительной степени обусловлены азотистыми экстрактивными небелковыми веществами, среди которых основную долю составляют свободные аминокислоты и производные гуанидина.

Семейства анчоусовых, сельдевых, лососевых и некоторых других рыб отличаются наличием активного комплекса протеолитических ферментов, играющих важную роль при созревании соленых рыбных продуктов.

В теле гидробионтов расположение скоплений жиров и их относительное содержание в тканях непостоянно и зависит от многочисленных факторов, в частности, от вида, пола, возраста, физического состояния и др. В мышцах массовая доля жиров может колебаться от 0,2–0,6% (пикша, кальмар, сайда, треска, ракообразные) до 30–34% и более (угорь речной, стерлядь сибирская, минога каспийская, сельдевые в период нагула), в печени тресковых и акул достигает 70%, в икре осетровых и лососевых — 17%.

По содержанию жира рыб подразделяют на:

тощие (до 2% жира): куневые, тресковые, щуковые и др.;

средней жирности (от 2 до 8%): морские окуни, кильки каспийские и др.;

жирные (свыше 8%): осетровые, скумбриевые, сиговые, сайра;

особо жирные (от 15 до 34%): тихоокеанская и каспийская миноги, в период нагула — сельдевые, карповые, лососевые.

Виды рыбы и рыбных продуктов

Наиболее ценными считаются рыбы семейств осетровых и лососевых –остер, белуга, севрюга, стерлядь, семга, кета и другие. Осетровые рыбы (именно представители рода осётр — Acipenser) имеют важное промысловое значение, исконно их называли красной рыбой — за особую ценность. Мясо их высоко ценится, ещё более ценный продукт составляет знаменитая чёрная икра; кроме того, плавательный пузырь даёт ценный клей, спинная струна употребляется в пищу под названием вязиги. Мясо всех лососевых превосходно на вкус, и большинство из них стали объектами промысла и рыборазведения. Лососёвые — одни из важнейших промысловых рыб мира, дающие уловы 0,5—1 млн. т в год — около 3 % всего улова морских рыб (данные 60—70-х гг.). В 2005 году только в Норвегии было выловлено 1 млн. тонн искусственно выращенного лосося.

Большую группу рыб составляет семейство карповых – карп, карась, лещ, сазан, толстолобик, красноперка и другие.

Обширна группа рыб семейства тресковых – треска, пикша, сайда, навага, минтай, серебристый хек.

В продажу поступает живая, охлажденная, мороженая, соленая, копченая, вяленая и сушеная рыба, а также рыбные консервы и пресервы.

Признаки доброкачественности рыбы

Несвежую рыбу легче всего обнаружить по запаху при варке пробного кусочка в закрытой посуде.

При определении качества мороженой рыбы можно воткнуть в толщу мяса разогретый в кипятке нож, а затем быстро поднести его к носу, а для проверки качества соленой или копченой рыбы пользуются деревянной шпилькой, которой также протыкают рыбу и, повернув несколько раз в толще мяса, подносят к носу.

Необходимо также тщательно обследовать внешний вид рыбы. Живая рыба должна быть здоровой, упитанной, подвижной. Ее спинка мясиста, не заострена, жабры мелко и равномерно поднимаются и опускаются, на чешуе нет пятен и повреждений. Рыба плавает не на поверхности, а в толще воды.

У свежей охлажденной рыбы должно быть плотное, окоченевшее тело (положенная на руку рыба не должна изгибаться), жабры ярко-красные, глаза выпуклые, прозрачные, чешуя гладкая, блестящая, плотно прилегающая к коже, мясо твердое, плотно соединенное с костями, слизи мало и она прозрачная. При нажатии пальцем ямка на теле рыбы не образуется либо быстро и целиком восполняется. В воде рыба быстро тонет.

Мороженую рыбу можно считать вполне доброкачественной, если чешуя ее плотно прилегает к коже и на ней нет пятен и следов от ушибов. Кожа бесчешуйных рыб должна быть гладкой.

Определите доброкачественность продуктов. (МИКС-ФРИЗ-ГРУП)

1группа — консервов

2группа- рыбы.



Технология разделки рыбы (ФИНК-РАЙТ-РАУНД)

  1. Очистить рыбу от чешуи: придерживая хвост левой рукой, правой рукой с помощью кухонного ножа, скребка или тёрки счистить с рыбы чешую по направлению от хвоста к голове. Промыть рыбу.

  2. Надрезать брюшко. Острым ножом сделать разрез брюшка от головы до подхвостового плавника.

  3. Осторожно, чтобы не повредить желчный пузырь, удалить внутренности. Нож держать в правой руке, левой рукой придерживать рыбу за край брюшка. Брюшная полость должна быть зачищена от чёрной плёнки.

  4. Удалить плавники. Сначала — острый спинной плавник: во всю его длину с обеих сторон острым ножом сделать надрез. После этого, придерживая рыбу за хвост правой рукой, левой рукой выдернуть спинной плавник резким движением от хвоста к голове. Остальные плавники отрезать ножом или ножницами. Отрезать голову.

  5. Прорезать плёнку, покрывающую позвоночник: отрезав голову, раскрыть тушку левой рукой и ножом с острым концом разрезать плёнку, покрывающую позвоночник. Смыть под струёй воды скопившиеся сгустки крови.

  6. Распластовать рыбу. Разрезать крупную (более 1,5 кг) тушку на две половины. Придерживая верхнюю часть левой рукой, правой рукой острым ножом вдоль спинки от головы к хвосту подрезать мясо, плотно ведя нож по позвоночной кости (отделяем филе).

  7. Нарезать рыбу. Подготовленную (очищенную и промытую) тушку или разрезанную на две половины (пластованную) рыбу нарезать порционными кусками, начиная с головной части. Для этого сначала разрезать мясо сверху до позвоночной кости. Потом лёгким ударом ножа разрубить её и разрезать мясо нижней части рыбы. Куски для варки нарезать под прямым углом, а для жарки и припускания — под углом 30°. Ес­ли рыба подготовлена для варки, то, чтобы куски не развалились, кожу на каждом из них прорезать в двух-трёх местах.

Технология приготовления блюд из рыбы(ФИНК-РАЙТ-РАУНД)

Тепловая обработка рыбы включает варку, припускание, жарение, тушение и запекание.

Варка – нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару.

Припускание – т.е. варка в плотно закрытой посуде с малым количеством жидкости.

Тушение – продукт заливают небольшим количеством соуса или бульона, добавляют пряности. Закрывают крышкой и доводят до

готовности.

Жарение – продукты нагревают на сильном жару в жире или горячем воздухе. Существует два способа жарения рыбы – основной с небольшим количеством жира и во фритюре (погружение в разогретый жир).

Запекание – жарение продукта в духовке.

В зависимости от выбранного способа приготовленные порционные куски или целую рыбу можно обвалять в муке, панировочных сухарях (панировать), обмакнуть в кляр (жидкое тесто, приготовленное из муки, молока, яиц и соли). Рыбу можно запечь целиком или кусочками.

Физминутка «Для начала мы с тобой…»

Для начала мы с тобой крутим только головой

(вращение головой).

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно можем

(повороты вправо, влево).

Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем

(поднимать и опускать плечи).

Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем

(ходьба на месте).

От души мы потянулись и на место вновь вернулись

(потягивание).



  1. Практическая работа.

  2. Текущий инструктаж.

В ходе работы учитель следит за выполнением ПТБ, трудовой дисциплины. Могут возникнуть проблемы с выполнением данной работы. В ходе работы возможен групповой и индивидуальный инструктажи. Приготовление рыбных котлет.

  1. Завершение практической работы. Дегустация

  2. Закрепление изученного материала

1 Чем ценна рыба, как продукт питания?

2.В каком виде рыба поступает в продажу?

3.При заготовке рыбы для длительного хранения её:

4.Что соблюдать при разделке рыбы?


  1. Подведение итогов урока

  2. Выставление оценок в журнал и в дневники.


  1. Домашнее задание

-На следующем уроке мы продолжим изучать рыбные блюда и не рыбные продукты моря. Повторить все изученное про рыбу.

-Найти пословицы и поговорки о рыбе.


  1. Рефлексия

«Кубик»

Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!