Использование смыслового чтения на уроках истории и обществознвния 6-7 классах
Подготовил учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 1
Третьяков Александр Анатолиевич
Введение:
В настоящее, пожалуй, нет учителя, который во время урока не сталкивался с проявлением низкого уровня чтения своих учеников. Мы учителя особенно остро понимаем эту проблему.
Поэтому, развитие навыков смыслового чтения остается актуальной формой обучения предмету в наших школах. Отличие смыслового чтения от любого другого заключается в том, что происходят процессы постижения учащимися ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации и наделения смыслом, «направленный на стимулирование учебной и научной активности обучающихся.
ВВЕДЕНИЕ:
Цель работы: показать приемы формирования смыслового чтения на уроках истории и обществознания в 6-7 классах на основе собственного опыта. Задачи: показать место навыка смыслового чтения в содержании ФГОС, проанализировать исследования в данной области.
Навыки смыслового чтения как важный результат обучения
Знакомясь с содержанием ФГОС, учитель обращает внимание на те задачи, которые призван решить Стандарт. Как видно из Стандарта, учебник продолжает оставаться главным инструментом при обучении.
Вот умения и навыки учащихся при работе с текстами в учебнике истории и обществознания:
- уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице
- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
- составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
- самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
- писать конспекты.
Приемы формирования навыков смыслового чтения.
Обращаясь к одной из задач Стандарта «обеспечение преемственности в программах», хочу отметить, что в 6-7 классах по моему наблюдению, учащиеся предпочитают читать текст параграфа вслух, но скорее соревнуясь, кто быстрее и выразительнее это умеет делать. Однако, услышав от учителя вопросы, связанные с содержанием текста, дети не могут дать верный осмысленный ответ. Приходишь к выводу: читать любят, но не понимают. Учитель невольно сталкивается с такой проблемой.
Поэтому я уделяю внимание важнейшим приемам обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебным текстом на уроках и дома.
Ряд исследователей данной темы выявляют различные подходы для формирования навыка смыслового чтения. Они показывают группы умений, которые должны демонстрировать учащиеся при работе с текстом, то есть находить и извлекать одну или несколько единиц информации интегрировать и истолковать информацию;
И так приступим)))))
Приемы использования смыслового чтения!!!
1. Составление плана прочитанного
- Является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала. В связи с этим я предлагаю ученикам следовать инструкциям :
- Является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала.
- В связи с этим я предлагаю ученикам следовать инструкциям :
2. Изучение новых слов и понятий.
Задание найти и выписать из учебника новые слова и события связанные с ними. Учащиеся выписывают полное описание и характеристику.
КОЛЛЕГИИ
Указами Петра I от 11 12.1717, 15 12.1717 и 12 12.1718 годов образованы
Адмиралтейств-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия, Военная коллегия, Камер-коллегия, Коллегия иностранных дел, Коммерц-коллегия, Ревизион-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Юстиц-коллегия; их штаты были укомплектованы сподвижниками царя и иностр. специалистами.
Коллегии при Петре I
Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.
3. Работа с текстом учебника и составление таблиц
Работа с текстом помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с научными материалами. Учитель ставит перед учащимися конкретные задания, стимулирует их к серьезной работе над текстом и документами. Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке.
Также имеет большое значение работа с таблицами. Выполнение такого аналитического задания почти не вызывает трудностей. Исключение составляет завершение работы с данными таблицы: выводы которые нужно сделать самостоятельно
4. Самостоятельная работа над вынесением вывода Работая с рисунками
На уроках истории и обществознания, использовать данный пример я рекомендую.
Самостоятельно делая вывод этот способ позволяет учащимся устно и письменно повествовать, давать описание явлений, законов, рассуждать, делать выводы из разбора фактов, приводя доказательства. Важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание, вопросами мы направляем внимание учащихся на главное в рисунке, что он показывает и помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке.
Существуют разные способы смыслового чтения все зависит от предмета и темы: Аналитический (структурный) способ. Цель такого чтения – понять отношение автора к тексту, выявить факторы, повлиявшие на это отношение; Синтетический (интерпретационный) способ. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их; Критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.
Вывод:
Использование смыслового чтения на уроках истории и обществознания позволяет заполнить пробел в понимании , изучения и интереса материала, а так же расширяет кругозор учащихся. Это в дальнейшем позволит ученикам с легкостью воспринимать материал , но большая часть все-таки лежит на наших плечах учителей.
Спасибо за внимание!!!
с