СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение смыслового чтения на уроках истории и обществознания в 6-7 классах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация

Просмотр содержимого документа
«Применение смыслового чтения на уроках истории и обществознания в 6-7 классах»

Использование смыслового чтения на уроках истории и обществознвния 6-7 классах Подготовил учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 Третьяков Александр Анатолиевич

Использование смыслового чтения на уроках истории и обществознвния 6-7 классах

Подготовил учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1

Третьяков Александр Анатолиевич

 Введение:    В настоящее, пожалуй, нет учителя, который во время урока не сталкивался с проявлением низкого уровня чтения своих учеников. Мы учителя особенно остро понимаем эту проблему.  Поэтому, развитие навыков смыслового чтения остается актуальной формой обучения предмету в наших школах. Отличие смыслового чтения от любого другого заключается в том, что происходят процессы постижения учащимися ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации и наделения смыслом, «направленный на стимулирование учебной и научной активности обучающихся.  ВВЕДЕНИЕ:

Введение:

В настоящее, пожалуй, нет учителя, который во время урока не сталкивался с проявлением низкого уровня чтения своих учеников. Мы учителя особенно остро понимаем эту проблему.

Поэтому, развитие навыков смыслового чтения остается актуальной формой обучения предмету в наших школах. Отличие смыслового чтения от любого другого заключается в том, что происходят процессы постижения учащимися ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации и наделения смыслом, «направленный на стимулирование учебной и научной активности обучающихся.

ВВЕДЕНИЕ:

Цель работы: показать приемы формирования смыслового чтения на уроках истории и обществознания в 6-7 классах на основе собственного опыта.   Задачи: показать место навыка смыслового чтения в содержании ФГОС, проанализировать исследования в данной области.

Цель работы: показать приемы формирования смыслового чтения на уроках истории и обществознания в 6-7 классах на основе собственного опыта. Задачи: показать место навыка смыслового чтения в содержании ФГОС, проанализировать исследования в данной области.

Навыки смыслового чтения как важный результат обучения  Знакомясь с содержанием ФГОС, учитель обращает внимание на те задачи, которые призван решить Стандарт. Как видно из Стандарта, учебник продолжает оставаться главным инструментом при обучении.    Вот умения и навыки учащихся при работе с текстами в учебнике истории и обществознания:  уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;  составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; писать конспекты.

Навыки смыслового чтения как важный результат обучения

Знакомясь с содержанием ФГОС, учитель обращает внимание на те задачи, которые призван решить Стандарт. Как видно из Стандарта, учебник продолжает оставаться главным инструментом при обучении.

Вот умения и навыки учащихся при работе с текстами в учебнике истории и обществознания:

  • уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице
  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;

  • составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
  • самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
  • писать конспекты.
Приемы формирования навыков смыслового чтения.  Обращаясь к одной из задач Стандарта «обеспечение преемственности в программах», хочу отметить, что в 6-7 классах по моему наблюдению, учащиеся предпочитают читать текст параграфа вслух, но скорее соревнуясь, кто быстрее и выразительнее это умеет делать. Однако, услышав от учителя вопросы, связанные с содержанием текста, дети не могут дать верный осмысленный ответ. Приходишь к выводу: читать любят, но не понимают. Учитель невольно сталкивается с такой проблемой.  Поэтому я уделяю внимание важнейшим приемам обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебным текстом на уроках и дома.  Ряд исследователей данной темы выявляют различные подходы для формирования навыка смыслового чтения. Они показывают группы умений, которые должны демонстрировать учащиеся при работе с текстом, то есть находить и извлекать одну или несколько единиц информации интегрировать и истолковать информацию;

Приемы формирования навыков смыслового чтения.

Обращаясь к одной из задач Стандарта «обеспечение преемственности в программах», хочу отметить, что в 6-7 классах по моему наблюдению, учащиеся предпочитают читать текст параграфа вслух, но скорее соревнуясь, кто быстрее и выразительнее это умеет делать. Однако, услышав от учителя вопросы, связанные с содержанием текста, дети не могут дать верный осмысленный ответ. Приходишь к выводу: читать любят, но не понимают. Учитель невольно сталкивается с такой проблемой.

Поэтому я уделяю внимание важнейшим приемам обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебным текстом на уроках и дома.

Ряд исследователей данной темы выявляют различные подходы для формирования навыка смыслового чтения. Они показывают группы умений, которые должны демонстрировать учащиеся при работе с текстом, то есть находить и извлекать одну или несколько единиц информации интегрировать и истолковать информацию;

И так приступим))))) Приемы использования смыслового чтения!!!

И так приступим)))))

Приемы использования смыслового чтения!!!

1. Составление плана прочитанного Является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала. В связи с этим я предлагаю ученикам следовать инструкциям : Является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала. В связи с этим я предлагаю ученикам следовать инструкциям :

1. Составление плана прочитанного

  • Является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала. В связи с этим я предлагаю ученикам следовать инструкциям :
  • Является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к каждой части учебного материала.
  • В связи с этим я предлагаю ученикам следовать инструкциям :

2. Изучение новых слов и понятий.    Задание найти и выписать из учебника новые слова и события связанные с ними. Учащиеся выписывают полное описание и характеристику.  КОЛЛЕГИИ  Указами Петра I от 11 12.1717, 15 12.1717 и 12 12.1718 годов образованы  Адмиралтейств-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия, Военная коллегия, Камер-коллегия, Коллегия иностранных дел, Коммерц-коллегия, Ревизион-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Юстиц-коллегия; их штаты были укомплектованы сподвижниками царя и иностр. специалистами.  Коллегии при Петре I  Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

2. Изучение новых слов и понятий.

Задание найти и выписать из учебника новые слова и события связанные с ними. Учащиеся выписывают полное описание и характеристику.

КОЛЛЕГИИ

Указами Петра I от 11 12.1717, 15 12.1717 и 12 12.1718 годов образованы

Адмиралтейств-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия, Военная коллегия, Камер-коллегия, Коллегия иностранных дел, Коммерц-коллегия, Ревизион-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Юстиц-коллегия; их штаты были укомплектованы сподвижниками царя и иностр. специалистами.

Коллегии при Петре I

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

3. Работа с текстом учебника и составление таблиц  Работа с текстом помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с научными материалами. Учитель ставит перед учащимися конкретные задания, стимулирует их к серьезной работе над текстом и документами. Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке.   Также имеет большое значение работа с таблицами. Выполнение такого аналитического задания почти не вызывает трудностей. Исключение составляет завершение работы с данными таблицы: выводы которые нужно сделать самостоятельно

3. Работа с текстом учебника и составление таблиц

Работа с текстом помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с научными материалами. Учитель ставит перед учащимися конкретные задания, стимулирует их к серьезной работе над текстом и документами. Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке.

Также имеет большое значение работа с таблицами. Выполнение такого аналитического задания почти не вызывает трудностей. Исключение составляет завершение работы с данными таблицы: выводы которые нужно сделать самостоятельно

4. Самостоятельная работа над вынесением вывода Работая с рисунками  На уроках истории и обществознания, использовать данный пример я рекомендую.  Самостоятельно делая вывод этот способ позволяет учащимся устно и письменно повествовать, давать описание явлений, законов, рассуждать, делать выводы из разбора фактов, приводя доказательства. Важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание, вопросами мы направляем внимание учащихся на главное в рисунке, что он показывает и помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке.

4. Самостоятельная работа над вынесением вывода Работая с рисунками

На уроках истории и обществознания, использовать данный пример я рекомендую.

Самостоятельно делая вывод этот способ позволяет учащимся устно и письменно повествовать, давать описание явлений, законов, рассуждать, делать выводы из разбора фактов, приводя доказательства. Важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание, вопросами мы направляем внимание учащихся на главное в рисунке, что он показывает и помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке.

Существуют разные способы смыслового чтения все зависит от предмета и темы:   Аналитический (структурный) способ. Цель такого чтения – понять отношение автора к тексту, выявить факторы, повлиявшие на это отношение;   Синтетический (интерпретационный) способ.  Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;   Критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Существуют разные способы смыслового чтения все зависит от предмета и темы: Аналитический (структурный) способ. Цель такого чтения – понять отношение автора к тексту, выявить факторы, повлиявшие на это отношение; Синтетический (интерпретационный) способ. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их; Критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Вывод:  Использование смыслового чтения на уроках истории и обществознания позволяет заполнить пробел в понимании , изучения и интереса материала, а так же расширяет кругозор учащихся. Это в дальнейшем позволит ученикам с легкостью воспринимать материал , но большая часть все-таки лежит на наших плечах учителей. Спасибо за внимание!!!   с

Вывод:

Использование смыслового чтения на уроках истории и обществознания позволяет заполнить пробел в понимании , изучения и интереса материала, а так же расширяет кругозор учащихся. Это в дальнейшем позволит ученикам с легкостью воспринимать материал , но большая часть все-таки лежит на наших плечах учителей.

Спасибо за внимание!!!

с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!