«Применение социоигровых технологий в коррекционной работе с детьми-логопатами в ДОУ»
учитель-логопед
Соловьева Наталия Викторовна
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринска Тамбовской области
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение).
Своевременная и действенная коррекционная работа должна предупреждать трудности достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных действий).
Активное применение социоигровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС.
Особое внимание я обратила на развитие диалогических умений у детей. У одних детей отмечается раздраженность, агрессивность; другие же наоборот заторможенные, безразличные к происходящему вокруг них. Даже простейшие формы диалога часто бывают им недоступны. Все это, осложняет, но не является преградой для полноценного развития личности ребенка. Прочитав слова Е.Е. Шулешко: «Организуй с этими детьми общение так, как со взрослыми, и найди себе коллегу для сотрудничества», я решила попробовать использовать данную технологию в своей коррекционно-образовательной деятельности.
Применение социоигровых приемов в работе логопеда дает возможность актуализировать средства языка в общении со сверстниками.
Что же такое социоигровая технология? Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основными функциями дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к учению; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы; формирование собственно учебной деятельности; а также навыков самоконтроля и самооценки.
Например вместе с детьми можно отправится в путешествие по стране Звукляндии. Под музыку сели в автобус и поехали.
Остановка «Словечкино».
Здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов» (на закрепление ранее пройденного материала.
Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.) Вставайте в полукруг. (беру мяч) Я называю первое слово «зима» и передаю мяч 1 ребёнку.
Ребенок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например, «зима» — «арбуз» и так далее). Молодцы.
Наше путешествие продолжается, садимся в автобус, едем дальше.
Музыкальное сопровождение: Е. Железнова «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.
Приехали.
Остановка «Искалкино» (На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)
Проходите, присаживайтесь за столы.
Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов: 1 стол: слон — стол — сумка — карандаш 2 стол: книга — кошка — портфель — компас 3 стол: обруч — тетрадь — ослик — облако 4 стол: утка — улитка — ухо — собака 5 стол: лук — лиса — рак – ландыш На доску помещается изображения отгаданных слов.
Какие вы молодцы!
И еще одна настольная игра «Ходилка» (на закрепление правильного произношения звуков, игровые задачи: развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила). Играют 4 человека, остальные – группа поддержки.
Материал лежит на небольшом столике (подаю к ним на стол): игровое поле, карточки на автоматизируемый звук (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит неправильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)
Задание: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен придумать слово с автоматизируемым звуком. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек.
В конце можно повторить у кого какая карточка.
Едем дальше. Автобус ждет.
Музыкальное сопровождение: Железновы «Вот мы в автобусе сидим». Один куплет.
Остановка «Играйкино».
Игра «Волшебная палочка» (дети показывают любое наиболее интересное артикуляционное упражнение, передавая палочку друг другу).
Молодцы! Наше путешествие по стране Звукляндия подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно.
Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение словесных игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, т. к. их использование даёт более быстрое формирование правильного звукопроизношения.
Игра облегчает осознание процесса овладения звуками, дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.
Правильное использование этого интереса в своей работе — вот главная задача логопеда.
Суть социоигровой технологии можно раскрыть в 5 самых основных правилах:
1 правило: работа в микрогруппах или «компаниях».
2 правило: выбор капитана или «смена лидерства».
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен
4 правило: смена темпа и ритма
5 правило: интеграция всех видов деятельности
Используя правила социоигровой технологии, дети учатся выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Использование социоигровых приемов – одна из педагогических технологий, которая заставляет ребенка думать, размышлять, делиться размышлениями со сверстниками, принимать совместное решение, обдуманно высказываться.
Социоигровую технологию можно использовать не только в коррекционной работе, но в других видах деятельности.
4